Туристический портал - Excursiivsochi

Свято-троицкий селенгинский монастырь. Посольский спасо-преображенский мужской монастырь на байкале Свято троицкий селенгинский монастырь

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Бурятия, в 60 километрах северо-западнее г. Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, с. Троицк (Троицкое).

Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х годов XVII в. Основателями его стали члены первой духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению православия среди аборигенного населения края. С момента своего появления монастырь становится главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии, которая образована в1727 году.

Располагалась обитель в 80 верстах (около 85 км) от озера Байкал, на берегу реки Селенга, ниже села Ильинское. С начала XVIII в. за ней закрепляются участки земли и рыболовные угодья. Монастырь владел несколькими вотчинами, усадьбами в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. Обитель становиться крупным по забайкальским меркам землевладельцем. Вокруг нее начинают активно селиться люди, образовывая небольшие поселения. Вновь прибывающие получают в пользование монастырские земли на условиях работы для монастыря. Монашествующие, послушники и монастырские крестьяне занимаются возделыванием целинных земель, разведением скота, рыболовством. Обитель вела активную торговлю. На первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске, Кяхте, на Преображенской ярмарке у реки Селенга. Некоторое время монастырю принадлежали соляные варницы.

Огромным почитанием пользовалась обитель у населения окрестных сел в связи с тем, что в ней хранилась значимая для Забайкалья икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, получившая название Катакельской (по озеру, где была впервые обнаружена). Поклониться образу стекались богомольцы со всего забайкальского края.

В первый период существования обители ее постройки несли и оборонительные функции. Первоначально деревянные стены должны были защищать от набегов кочевых племен, в башнях хранился запас пороха и свинца, были пушки и ружья. Монашествующие должны были, наряду с прочим, быть готовыми к защите оплота церкви и государства на забайкальских землях.

Первое столетие существования Селенгинского монастыря было связано с постоянными строительными работами. Возведены были, помимо ограды, кельи для настоятеля и братии, трапеза, кухня, просфорная, амбары, баня, конюшня, мельница. Церковь во имя Святой Троицы (1684 год) – долгое время главный храм обители; единственная в Забайкалье надвратная церковь – во имя Всех Святых (1710 год); центральное здание монастырского архитектурного ансамбля – каменный собор во имя Живоначальной Троицы (1785 год), построенный вместо сгоревшей старой деревянной церкви.

Поворотным в истории монастыря стал 1764 год, когда в результате церковной реформы обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть. Причислен монастырь был к третьему классу и стал получать ежегодное денежное содержание от государства.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 года, а после этого строения монастыря пустовали. В 1932–1936 годы здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 года, помещалась детская психоколония облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.

После ликвидации монастыря монастырские постройки и исторический комплекс в целом претерпели значительные утраты. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.

С 1998 года по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение благочиния ведется поэтапное инженерное обследование сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.

Ныне монастырь начинает возрождаться.

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Дивное Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь История обителиЭту обитель принято называть Четвертым Уделом Божией Матери на земле.В 44 году после Рождества Христова святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия.

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь Украина, Могилев-Подольский р-н, около села Лядово, на левом берегу Днестра.Об этом монастыре существует великое множество легенд и пересказов, исторических фактов и предположений. Во времена святого равноапостольного

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан

Из книги автора

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Красноярский край, пос. Туруханск, ул. Партизанская, д. 2.Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи.Монастырь

Из книги автора

Муромский Свято-Успенский мужской монастырь Карелия, Пудожский р-н, Каршевская волость, с. Гакугса, на восточном берегу Онежского озера, в 40 км от г. Пудожа.Основан монастырь в XIV в. Святой архипастырь, новгородский епископ Василий явился чудесно после своей кончины

Из книги автора

Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, г. Рязань, ул. 1-я Огородная, д. 23, при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки).Некоторые историки относят основание к началу XIII в. (1208 год), когда Рязанский епископ Арсений I при князе Романе Глебовиче построил укрепления вокруг

Из книги автора

Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава.В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в

Из книги автора

Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., около г. Мичуринска, на высоком берегу реки Лесной Воронеж.В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской

Из книги автора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево.Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она

Из книги автора

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Россия, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции,д. 14а.Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском

Из книги автора

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Основан как женская община дворянкой Мельгуновой. После смерти мужа приняла постриг с именем Александра и, увидев во сне Божию Матерь, указавшую ей на Дивеево, стала строить здесь на свои средства храм во имя Казанской Иконы

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник - иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С.Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра-I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.

С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей, для них построена гостиница.

Расписание служб

1) В будние дни:

6.00 - 7.00 - утренние молитвы, полунощница.

9.00 - 11.00 - Божественная литургия (по окончанию литургии - заказные молебны и панихиды).

16.00 - 19.00 - вечерня и утреня.

19.00 - 20.00 - повечерие.

21.00 - 22.00 - вечерние молитвы и крестных ход вокруг монастыря.

2) В праздничные дни и воскресение:

6.30 - утренние молитвы.

Остальные службы - как в будние дни.

3) Крещение - каждое воскресение с 1400.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Работая над исследованием истории святыни Свято-Троицкого монастыря - чудотворной иконы Святителя Николая, обретенной в конце 18 века на озере Котокель, мы заинтересовались и судьбой самого монастыря, который сыграл в свое время важную роль в истории Прибайкалья и Бурятии.

В связи с тем, что в последние годы предприняты попытки реставрации Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, а в 2008 году обитель вновь обрела хозяина в лице Русской Православной Церкви, было бы интересным исследовать некоторые моменты существования и ликвидации монастыря после установления советской власти, когда были утрачены многие его архитектурные сооружения и содержавшиеся в них церковные принадлежности, коих было немало.

Обратившись к материалам Национального архива Республики Бурятии, нам удалось установить документальные сведения о некоторых утраченных предметах церковного имущества.

Эти исследования, по нашему мнению, могут способствовать восстановлению обители в ее первозданном виде, либо приблизить результаты ведущейся реставрации к тому состоянию, которое было до 1917 года. В работе использованы имеющаяся литература по Троицкому монастырю, а также неопубликованные еще материалы из фондов Национального архива Республики Бурятия.

Работа может быть использована также в исследованиях краеведов, учителями истории, географии, реставраторами, местными органами власти - всеми, кто интересуется историей родного края и содействует сохранению его культурных богатств.

    Историческая справка о Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо--западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое).

Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...". 1 Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 году. Здесь и решили строить монастырь.

Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в 18 веке. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 года начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.

Особой заботой монастыря в конце 17 - начале 18 веков была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 метров. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в 17 веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя". 2

Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае.

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, мо-нументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.

В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 году Посольскому монастырю.

Первый, построенный в 1683 году, деревянный Тро-ицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские две-ри серебром оправлены...». 3 К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с ико-нами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: под-веден каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба соо-ружения неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало.

Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Третья церковь — во имя Всех святых — над глав-ными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена.

В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей».

К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фунда-менте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построен-ный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погреб-ледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.

Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки:

По-видимому, именно прокладка Транссибирской же-лезной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома.

Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом.

Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720 - 1721 годах; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725 - 1728 годах; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.

Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А. С. Пушкина. После смерти Петра I он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.

В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.

Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность монастыря была прекращена. Он был использован под различные хозяйственные цели. Часть помещений оказались разрушенными.

Длительное время часть помещений монастыря использовалась под психиатрическую больницу. В 2000 году возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана. В 2008 году, после ликвидации лечебницы, монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви и начаты работы по его восстановлению.

    Документы Национального архива Республики Бурятия

о Свято-Троицком Селенгинском монастыре

В национальном архиве Республики Бурятия имеется фонд № 262 - «Троицкий Селенгинский монастырь», где хранятся документы 1681-1916 годов. В фонде хранится 543 дела.

Здесь хранятся указы и грамоты Сената и Синода Российской империи, Иркутской духовной консистории (д.424). В документах Троицкого монастыря есть сведения об истории создания монастыря, о праве владения землями и рыбными промыслами (д.471), о количестве скота, о служителях монастыря, о посольстве в Китае и российских православных церквях в Пекине (дело 490), о распространении христианства среди бурят и эвенков (д.489), о рыбной ловле на оз.Байкал и Котокель (д.509 и 482, 311, 396, 471) и т.д.

Документы Троицкого монастыря дают сведения о приходах и расходах денежных сумм, о сборе налогов, о числе крестьян, о пахотных землях, хлебных запасах, записи о пожертвованиях монастырю.

В деле № 380 содержатся ревизские сказки (перепись населения) по Троицкому монастырю: в 1858 году проживало 24 мужчины, 18 женщин и 20 детей.

Нас заинтересовали папки с документами, где содержалась опись движимого и недвижимого имущества монастыря (д.385 - Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год), а также сведения об истории создания монастыря (д.462 - Сведения об истории создания монастыря с описанием архитектуры церквей за 1884-1893 гг.»), а также папка № 311, где содержится опись церковного имущества.

Некоторые из этих документов представлены в приложении №1 к данной работе.

    Современное состояние монастыря

Закрытый в 1920 году монастырь в последующие годы был фактически разграблен с ведома богоборческой власти, многие ценные реликвии и документы были уничтожены, погибли в огне живописные работы, многие иконы, роспись церквей, церковная утварь.

В течение нескольких десятилетий помещения монастыря использовались для психиатрической лечебницы.

В 2007-2008 гг. лечебница на территории монастыря была закрыта, больные переведены в другое место, и монастырь был целиком передан во владение Русской Православной Церкви. В начале 2008 года Священный Синод принял решение о восстановлении Свято-Троицкого монастыря.

Сейчас ведутся работы по его реставрации, обитель приобрела более благолепный вид, начались богослужения в стенах монастыря, проводятся крестные ходы с участием верующих из других приходов Прибайкалья.

    Монастырские описи, как материал для реставрационных работ и восстановления обители.

По нашему мнению, некоторые из монастырских документов дореволюционного периода могут дать практических полное представление о состоянии интерьеров и внешнего вида церквей и других монастырских зданий. Если иметь в виду восстановление монастыря в первозданном виде, то вряд ли это возможно и целесообразно, однако приближенную «копию прежней обители восстановить можно и должно, с нашей сточки зрения. Именно поэтому следует обратиться к имеющимся описям церковного имущества, относящимся к середине и концу XIX века.

Следует отметить, что некоторые документы противоречат не только друг другу, но и сами себе в том, что касается оценки церковного имущества.

Так, в деле №462, л.13 утверждается, что «утварью и ризницей Троицкая обитель весьма бедна» 4 . В то же время документ содержит описание имущества, которое может быть приравнено к огромному состоянию. Сообщение о том, что в монастыре имеется резная икона Святителя Николая, обретенная на Котокельском озере, принадлежащем монастырю, этот образ составляет святыню обители, чтимую народом.

В Троицком храме «над иконостасом - большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека».

Общий вес семи монастырских колоколов, согласно той же «Метрике», составлял 120 пудов - около двух тонн сплава меди и серебра.

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений 0 Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года м.Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. 5

Дело 385 из фонда 262 - Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год.

Обратимся подробнее к некоторым его страницам.

В каменной Троицкой церкви содержатся:

Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены - южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)».

Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом - икона Божией Матери. Две хоругви - при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом - Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери.

На левой стороне - икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов».

В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад.

В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса - «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса - деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

В Благовещенском приделе той же Троицкой церкви, расположенном от входа в левой стороне, расположение церковной утвари было в следующем порядке.

Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с разными святыми изображениями. Царские врата той же работы, с северной и южной стороны, изображающие Мельхиседека и Иоанна Крестителя. Местные иконы: Вседержителя в серебряном под золотом венце. Образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем. Икона Благовещения Божией Матери в серебряном под золотом венце. Против левого клироса в окне образ Святой Троицы девяти верхов в серебряном по краям окладе, с тремя серебряными венчиками и гривнами. При Святых вратах икона Вседержителя сидящего во славе пяти верхов на кипарисовой доске и икона Скорбящей Божией Матери пяти верхов на такой же доске. В алтаре: образ Божией Матери в горнем месте в золоченом резном киоте. Над Царскими вратами икона трех Святителей. В этом приделе три лампады средней величины и одна малая в алтаре.

При входе в холодную церковь (главный придел) - два больших изображения на холсте в рамах: «Вход во Иерусалим Иисуса Христа» и «Вход Божией Матери во храм».

Заключение

Помимо вышеописанных нами подробно храмов в пределах Свято-Троицкого монастыря были церкви: Во имя всех святых, а также Архангельская и надвратная церковь Архангела Михаила, которые имели аналогичное убранство; это свидетельствует о том, что Троицкий монастырь не был таким уж бедным, особенно если учесть, что в большинстве ныне открываемых храмов практически нет икон, писанных маслом, а большей частью - напечатанные на бумаге изображения святых, отчего они, конечно, не умаляются в святости - другое дело, что мирская оценка храмовому богатству несколько иная.

Происходящее в последние два десятка лет возрождение православных святынь (и не только православных) вызывает интерес к их славной истории, к событиям древности, и анализ древних документов делает изучение истории не только интересным, но и плодотворным.

Надеемся, что наша работа станет скромным вкладом в дело восстановления Свято-Троицкого монастыря - первого каменного сооружения за Байкалом и одного из центров Православия в Бурятии.

Мы предполагаем продолжить работу над документами Свято-Троицкого монастыря, среди которых значительный научный интерес представляют собой документы, относящиеся к вотчине Свято-Троицкого Селенгинского монастыря - озеру Котокель и рыбной ловле на нем и прилегающих реках, о взаимоотношениях монастырской братии с местными жителями в процессе использования рыбных запасов, о правилах охоты и рыбной ловли в прежние времена, о требованиях к охране природы.

Список источников

    Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262. Селенгинский Троицкий монастырь. 1681-1918.

    «Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в Россiи». C.-Петербург, Синодальная типография, 1899.

    Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий: - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2001. - 448 с.

    Козин А.З. «Никола Котокельский - святыня русских и бурят». - «Вестник Прибайкалья», 19.09.2000 г. Стр.3-7.

    Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии./ Новосибирск: Наука, 1983.

    Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке./ Москва: Просвещение, 1990.

    Сборник документов по истории Бурятии XVII в. Выпуск 1./ Сост. Румянцев Г.Н. и Окунь С.Б./ АН СССР. Сибирское отделение. Бурятский компл. научно-иссл. ин-т. Улан-Удэ, 1960.

    Токмаков И. Ф., «Историко-статистическое и археологическое описание Св. Троицко-Селенгинского монастыря»: - М., 1895.

    Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1982. - 64 с.: илл.

    Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII-середина XIX в.). - Новосибирск: Наука, 1985.- 288 с.

    Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262., дд. 311, 485, 492.

Приложение 1.

Из документов национального архива Республики Бурятия. Фонд 262.

1 НАРБ, ф.262, оп.1. д. 146.

2 М.М.Шмулевич. Очерки истории Западного Забайкалья. XVII - середина XIX в.

3 М.М.Шмулевич. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во,1982.

4 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

5 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

Году монастырь был устроен окончательно. В 1710-х годах был выстроен также храм во имя Всех святых . Первое время все постройки были монастыря деревянными, имелись мощные защитные стены. Оборонные укрепления поначалу играли значительную роль - в 1690 году монахи купили у казны 1 пуд 15 фунтов пороха; есть сведения, что в 1690-х годах монастырь находился на военном положении. В синодике первоначальных насельников-миссионеров иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными.

Одновременно с устройством новой обители было основано её первое подворье, вскоре выросшее в самостоятельный Посольский Преображенский монастырь . Возможно также в XVII веке был устроен монастырский скит на озере Котокель . Настоятель Селенгинской обители, будучи начальником миссии, был благочинным (заказчиком) всей округи - городов Иркутска , Селенгинска (ныне Новоселенгинск), и Нерчинска с уездами.

Обитель была сразу хорошо снабжена. Кроме первоначальных казённых средств, в неё поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича , царицы Марфы Матвеевны , тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, который побывал монастыре в августе года. С года Селенгинскому и Посольскому монастырям принадлежало устье Селенги с богатыми рыбными ловлями; в году Троицкому монастырю была пожалована Темлюйская деревня; а летом года монастырь получил "заречешные по Селенге покосы ." В году монастырь стал владельцем богатой Хилоцкой вотчины в нижнем течении реки Хилок, где были сосредоточены основные бурятские кочевья. В году к вотчине присоединили земли в устье Хилка, а в году - деревню Буй . В году во владение монастыря перешло Котокельское озеро со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. В году монастырь также получил обширные сенные покосы по реке Кирети, между реками Чика и Хилок; через год - ещё пахотные земли и выгоны для скота по левобережью Хилка до Бичуры и до Кирети. Вследствии этих пожалований монастырскими стали деревни и заимки Хилоцкой вотчины: Еланская , Сухой Ручей , Бичура , Узкий Луг , Буй, Красная Слобода и Куналей . Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие монастырю появились в Иркутске , Кяхте , Селенгинске (ныне в составе Новоселенгинска . Обитель вела активную торговлю: на первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), Кяхте, на Преображенской ярмарке у Селенги.

Получая от правительства земли, обитель пользовалась позволением селить на своих землях "беспаспортных" и беглых людей и основывала для новых поселенцев новые заимки и деревни. Так, с конца XVII -XVIII века непосредственно около монастыря возникло небольшое село Троицк . Жизнь крестьян в монастырских владениях во многом регулировалась монастырским уставом. На монастырских землях образовывались и селения крещеных бурят , стремившихся устроить свой быт на новых основаниях. Обитель была одним из ведущих насадителей нового для Забайкалья земледельческого хозяйственного уклада. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Западного Забайкалья. Количество принадлежавших обители крестьян достигало около 600 человек.

Являясь форпостом Православия и России за Байкалом, расположенный на перекрестке дорог, монастырь быстро стал крупнейшей обителью своего времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Некоторое время в 1720-х, во время "Селенгинского сидения," в обители и на её землях проживал святитель Иннокентий (Кульчицкий) с другими членами Пекинской духовной миссии , которые вели отсюда проповедь Православия. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием. Бывали здесь и другие Иркутские владыки, начиная с владыки Варлаама (Коссовского) , освятившего храм во имя Всех Святых. В году монастырь посетил Тобольский святитель Феодор (Лещинский) . В обители в то время останавливались также все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье: Федор Алексеевич Головин, Эберхард Избрандт, Лев Васильевич Измайлов, Лоренц Ланг, Савва Лукич Владиславич-Рагузинский, Иван Дмитриевич Бухгольц, Абрам Петрович Ганнибал, и другие.

Монастырь изначально находился в ведении Тобольских митрополитов. После учреждения Иркутской епархии , обитель оказалась на её территории, но подчинялась непосредственно Святейшему Синоду , подобно ставропигии .

Прямоугольный в плане (7,07х22,0 м) двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком , приставленным к стене, и арочным проемом ворот по оси трактуется как основание для храма. Храм скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря . Над всем - массивный цилиндрический барабан под полусферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом. Поверхность барабана расчленена чередующимся рядом из арочных проемов и таких же декоративных ниш. Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены и побелены. Железные крыши были покрашены в голубой. В новой церкви устроили иконостас сплошной столярной работы, куда собрали старые монастырские иконы XVII -XVIII веков.

Во время внутреннего ремонта года иконостас был "разделан масляными красками, а стены клеевыми - благолепно," а над массивными деревянными воротами "написан во всю арку образ Св. Троицы ." Ко времени возрождения монастыря здание храма сохранилось, но цилиндрического барабан был утрачен, крыша покрыта асбошифером, изменено заполнение проемов.

Монастырские стены

Монастырь был сразу по основании, с конца XVII века, был окружен оборонной крепостной стеной, по типу сибирского "стоячего" острога. Ограда была деревянной, "забранной" в столбы; по углам были прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом с бойницами на разных уровнях. Стена была довольно высока и имела длину в 400 саженей (852 м), охватывая большую площадь нежели любой из 14 главных острогов Сибири в XVII века. В каждой из четырех башен стены было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами. Первоначально въезжие ворота были расположены с северной стороны, обращенной в сторону Селенги. По бокам ворот высились еще две боевые башни, укрепляя самое слабое место в системе защиты. Одна из этих башен, как "остаток древнего зодчества XVII века," сохранялась еще на год.

Колокольня

Колокольня обители первоначально была отдельным сооружением, стоявшим рядом Троицкой церковью. Ее шатровый верх нес на себе луковичную главку , обитую чешуйчатым лемехом, с большим деревянным крестом. В описи года сказано, что:

"колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в станке с кампасом указательным ." Эти первые в Забайкалье башенные часы позже были перенесены в Иркутский Вознесенский монастырь . Впоследствии количество колоколов в колокольне выросло до 9. В конце

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.
Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.


Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С.Пушкина – А.П. Ганнибал, крестник Петра-I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.
С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей, для них построена удобная гостиница.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!