Туристический портал - Excursiivsochi

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка). Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) Арка парк победы

Со времен самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору , который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет. Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей! Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества. Триумфальная арка - это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

1814 год. С триумфом и победой возвращаются русские войска из Западной Европы. Специально к этому событию у Тверской заставы сооружается деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет, полностью обветшавшую деревянную арку, решают заменить на более прочную - каменную.
Над проектом два года работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение долгих пяти лет возводили мощные арочные стены.

Открытие памятника, состоялось 20 сентября 1834 г. у Тверской заставы простояла 102 года. А когда в начале 1936 г. решили перепланировать площадь Белорусского ж/д вокзала, арку демонтировали. Её аккуратно разобрали и на долгие 32 года поместили на хранение в Музей архитектуры им. А. В. Щусева, который находился на территории ранее действующего Донского монастыря. Сегодня фрагменты литья старой арки, чугунные доски с гербовым оформлением и рельефными воинскими доспехами можно увидеть у входа в Большой собор.

В начале 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальных ворот, только на новом месте. Задача стояла сложная. Необходимо было по замерам, фотографиям и рисункам восстановить арку в первозданном виде. Руководил проектом В. Либсонон – один из самых известных московских реставраторов. В состав руководимого им коллектива вошли: инженеры М. Гранкина и А. Рубцова, архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен, которые приступили к реставрации только после изучения архивов. Сначала были подготовлены гипсовые слепки, формы тех деталей, которые необходимо было заново отлить. Всего надо было заново подготовить примерно 150 разных моделей точных копий элементов декора.

Отдельные фигуры были заново отлиты. Новая жизнь была дана доспехам, гербам старых городов, военным атрибутам. Мастера литья и чеканщики потрудились на славу. Позже все элементы были собраны воедино и стали частью Триумфальных ворот. Много споров и предложений вызвало место для размещения Триумфальной арки. Было предложение восстановить её на Ленинградском шоссе, граничащим с Белорусским вокзалом. Также предлагали вынести её за город на Поклонную гору и восстановить точно по проекту Бове с кордегардиями, но архитекторы «Моспроекта-1» решили восстанавливать Триумфальную арку на въезде площади Кутузовского проспекта. Арку решили превратить в монумент, который должен вписаться в городской пейзаж и не затеряться в нем. С обеих сторон её должны обтекать транспортные потоки, и она не должна была превратиться в простое ограждение или мост.

После утверждения места за дело взялись строители. Они выровняли место под арку, сровняв с землёй небольшую возвышенность на Староможайском шоссе, проложили новый проезд, подземный переход. Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» восстановленная Триумфальная арка составляет единый комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы.

Фасадом арка обращена к въезду в Москву. В таком расположении многие видят давнюю традицию размещать арки и ворота главным фасадом к центральной дороге, ведущей в город. Основу однопролётной арки составили шесть пар 12-метровых величественных чугунных колонн. Их расположили вокруг двух арочных пилонов - опор. Каждая колонна весит 16 тонн, их заново отлили на столичном заводе «Станколит» по образцу одной оставшейся колонны, которая была в основе первой арии. Между колоннами разместили литые фигуры воинов со щитами и копьями, в шлемах и кольчугах. Над воинами разместили изящные горельефы. На тематическом барельефе изобразили русских воинов, которые оттесняют врагов, бегущих от напора мужественных освободителей.

Вся сила и мощь показана в образе воина на переднем плане со щитом, на котором изображён герб России.

В другом горельефе показано «Освобождение Москвы». Гордая красавица, олицетворявшая столицу, полулежит на щите с московским гербом. Её правая рука протянута императору Александру I на фоне зубчатых стен Московского Кремля. Вокруг изображения Геракла, Минервы, женщины, юноши и старца. Античные русские национальные мотивы чётко прослеживаются в каменных одеяниях персонажей. По периметру арки расположены гербы админ. районов России, которые участвовали в освободительном движении. Над карнизом – статуи Побед, которые выделяются на светлом фоне. У их ног сложены трофеи. На строгих лицах лёгкие улыбки. Венчает арку необычайно красивая колесница Славы, которую возглавляет шестёрка лошадей. Крылатая богиня Победа восседает в колеснице, всматриваясь во всех тех, кто въезжает в город.

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».


Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).

Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.

В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки...

Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки

После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.


Колесница славы

Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы...
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения...

Колесница славы

После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.

Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз...Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.

По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки - 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы)...

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

Адрес: Франция, Париж, площадь Шарля де Голля (площадь Звезды)
Начало строительства: 1806 год
Окончание строительства: 1836 год
Архитектор: Жаном Шальгреном
Высота: 49,51 м.
Ширина: 44,82 м.
Координаты: 48°52′26″N 2°17′41″E

Триумфальная арка в Париже - это один из величайших памятников истории и архитектуры, о которой знает любой более-менее грамотный житель нашей планеты.

Она располагается в легендарном восьмом округе столицы Франции, на площади, носящей название площадь Шарля де Голля, или площадь «Звезды». Если рассмотреть эти два названия, становится понятно, что одно из них площадь получила в честь великого полководца времен Второй Мировой войны, а вот площадью «Звезды» ее назвали из-за двенадцати ровных лучей-проспектов, которые расходятся от нее в разные стороны Парижа. Один из этих двенадцати проспектов - знаменитые Елисейские поля .

Вид на Триумфальную арку в Париже

Триумфальная арка в Париже была возведена за 30 лет с 1806 по 1836 год. Ее строительство началось по приказу величайшего французского завоевателя и стратега Наполеона Бонапарта Париже должна была стать символом великих побед императора и человека, который «перекроил» карту Старого Света вместе со своей бесстрашной армией. Правда, решение о строительстве арки, Наполеон принял еще в 1805 году, вдохновленный собственным талантом военного стратега, который помог одержать ему тяжелую победу в битве при Аустерлице. Разработал проект будущего памятника истории архитектор Жан Шальгрен, которому, увы, не удалось воочию увидеть свое детище: он скончался еще в 1811 году. Однако великая Триумфальная арка, являющаяся одной из главных достопримечательностей Парижа, увековечила его имя для потомков.

Триумфальная арка.… К этому названию люди привыкли уже давно. К слову, Париж - не единственный город, где можно встретить триумфальную арку.

Триумфальную арку с высоты птичьего полёта

Их довольно много, правда, они не так известны, как та, что расположена в центре «12-ти конечной Звезды». Будем откровенны, далеко не все знают происхождения самого слова «триумф»: где оно впервые появилось, что означает, и почему арка в Париже носит название Триумфальной. Слово «триумф» произошло от латинского языка, и получила распространение в Великой Римской империи. Триумф означал вступление великого полководца и его армии в столицу с победой.

Причем, победа должна была быть для триумфа одержана безоговорочная, быстрая и с наименьшими потерями. Триумф - это еще и самая драгоценная награда полководцу, без которой он не мог назвать себя и свой легион великим. Только после своего Триумфа Гай Юлий Цезарь был всерьез воспринят народом и признан великим императором. Именно со времен Римской империи ведет свою историю слово «триумф», а арки, через которые проходили полководцы со своими армиями, стали называться триумфальными.

Вид на Триумфальную арку со стороны авеню де ла Гранд-Арме

История триумфальной арки в Париже

Как уже говорилось выше, архитектор Жан Шальгрен, разработавший проект Триумфальной арки, умер практически сразу после закладки фундамента будущего строения. Возведение сооружения постоянно приостанавливалось, так как император стал терпеть поражения на полях боев. Именно по этой причине арка строилась так долго.

Не дожил до своего великого Триумфа и сам Наполеон: все работы над аркой были завершены в 1836 году , уже в то время Францией правил Луи Филипп. Работами руководил новый архитектор Абель Блуэ. Однако мечта великого воина, или, как многие его называют, тирана, все же воплотилась в реальность. В декабре 1840 года под сводами арки проехал кортеж, везущий гроб, в котором покоились останки Наполеона Бонапарта, скончавшегося далеко от Парижа на острове Святой Елены еще в начале мая 1821 года. Такой чести был удостоен не только Наполеон: под сводами арки, призванной отмечать Триумф, позднее делали остановку гробы с телами Виктора Гюго, Гамбетта, Лазаря Карно и других не менее известных личностей.

Триумфальная арка в Париже вид сбоку

Триумфальная арка в Париже, увы, стала символом триумфа не только для выдающихся военных начальников, писателей и правителей Франции. В 1940 году через Триумфальную арку прошло шествие фашистских захватчиков, которым Париж сдался практически без сопротивления, чтобы хоть как-то сохранить бесценные памятники истории и архитектуры. Гитлер прекрасно знал значение слова «триумф» и то, что значит для французов легендарная Триумфальная арка и Елисейские поля.

Диктатор и злой гений 20-го века отдал приказ своей армии, чтобы она демонстративно прошла через Триумфальную арку и затем победным маршем прошествовала по Елисейским полям. Таким образом, фашисты в очередной раз насладились собственным триумфом, за который миллионам людей пришлось заплатить своими жизнями. Но это уже история, которую, к слову, парижане не любят вспоминать, ведь для них тот парад был ничем иным, как унижением и позором.

Скульптурная группа со стороны авеню де ла Гранд-Арме «Мир 1815 года» скульптора Антуана Этекса

Триумфальная арка в наши дни

Если сегодня посмотреть на Триумфальную арку в Париже, мы сможем увидеть величественное строение, высота которого достигает практически 50-ти метров, а ширина 44,82 метра . Однако эти сухие цифры, естественно, не могут передать всю величественность и красоту арки. Проект архитектора был воплощен в жизнь в античном стиле. Славу и триумф символизируют собой прекрасные девы с крыльями, которые трубят в фанфары.

Эти скульптуры на арке выполнены архитектором Жан Жаком Прадье, родившимся в Швейцарии, который в свое время был удостоен Римской премии за свои достижения не только в скульптуре, но и в живописи. На арке можно увидеть и скульптуру, носящую название «Марсельеза», которая символизирует протест волонтеров против прусской армии, которой была захвачена Лотаргиния. Привлекает внимание и «Триумф 1810 года» - эта скульптура работы Корто, посвященная подписанию в 1815 году Венского мира. Арку украшают собой и скульптуры «Мир», и «Сопротивление», принадлежащие Этексу.

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Марсельеза» скульптора Рюда

О последнем скульпторе знают лишь в узких кругах, он, увы, так и не получил мирового признания, хотя его творения и украшают легендарную Триумфальную арку в Париже.

Турист, рассматривающий арку, непременно увидит на ее стенах названия кровопролитных сражений, которые были выиграны Францией в различные времена. На ней навечно выбиты имена величайших французских полководцев. Сама арка окружена ста тумбами, соединенных между собой тяжелейшими цепями, выполненными из прочного чугуна. Это не просто украшение или ограда достопримечательности Парижа.

Именно сто тумб призваны символизировать собой «сто величайших дней» времен правления империей Наполеона Бонапарта. В самой арке тоже найдется интереснейшее, пусть и небольшое, здание, в котором находится музей: в нем посетитель сможет ознакомиться с историей строительства и узнать о триумфальных шествиях, прошедших под Триумфальной аркой.

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Триумф 1810 года» скульптора Корто

Если даже знакомиться с Триумфальной аркой в Париже без помощи гида, невозможно не обратить внимания на могилу под ее сводами. Там захоронен не величайший правитель или полководец: в 1921 году там был погребен самый обычный рядовой солдат, погибший на поле боя еще во время Первой Мировой войны, имя которого до сих пор остается неизвестным. Всем посетителям величайшего архитектурного памятника предлагается подняться на арку, с которой можно насладиться панорамой Парижа. Естественно, вид, открывшийся с 50-ти метровой высоты, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть с Эйфелевой башни , однако и он способен привести в восторг любого туриста. Путешественнику, приехавшему за впечатлениями в Париж, обязательно стоит знать, что добираться до Триумфальной арки лучше всего через многочисленные подземные переходы, так как поток автотранспорта возле нее не останавливается даже глубокой ночью . Подняться на арку можно в любой день недели, она открыта для туристов с 10 утра и до 23-00. Правда, за ознакомление с ней придется заплатить небольшую плату в 10 евро.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!