Туристический портал - Excursiivsochi

Орша монастырь мужской. Кутеинский монастырь

Координаты : 54°29′31″ с. ш. 30°24′48″ в. д.  /  54.49194° с. ш. 30.41333° в. д.  / 54.49194; 30.41333 (G) (Я)

Богоявленский Кутеинский монастырь - православный мужской монастырь в городе Орша , принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви .

История монастыря

Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр .

Комплекс монастыря состоял из деревянного Богоявленского собора (), Свято-Духовской (с Троицкая) церкви и колокольни, хозяйственных построек, с трёх сторон был обнесен каменной стеной, остатки которой сохранились.

См. также

Напишите отзыв о статье "Богоявленский Кутеинский монастырь"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Слюнькова И. Н. . - М .: Прогресс-традиция, 2002. - С. 70,91,96-100,127,135,137,156,160,493. - 600 с. - 2000 экз. - ISBN 5-89826-093-5 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнская друкарня // БелЭн ISBN 985-11-0041-2 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнская друкарня // . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 172-173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Тамара Габрусь. Куцеiнскi Багаялiўнскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнскi кнiжны цэнтр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173-174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 91-93. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии
  • на сайте sppsobor.by

Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

В Орше, было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском монастыре.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.

Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.

Н ачало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.

И стория монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

П од фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Н едалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

П ри активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название - «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.

К утеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

Н е обошли когда-то известную Белорусскую Лавру и революционные события 1917 г. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

Н овая история обители началась с 1990 г., когда была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.

О тправной точкой в изучении, осмыслении и практическом применении духовного наследия Кутеинской обители стали 1-е, 2-е, 3-и Кутеинские чтения и Международная научно-практическая конференция «Кутеинские чтения-2014», которые привлекли внимание общественности к роли и значимости Кутеинской обители в деле просвещения и сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В 2006 и 2014 гг. в Орше состоялся республиканский православный фестиваль «Беларусь Православная», который способствовал возрождению и укреплению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Событием международного значения стало открытие памятного знака в честь «Букваря» Спиридона Соболя 10 октября 2014 г., который был установлен на территории монастыря, также передача факсимильного издания «Букваря», воссозданного специалистами издательства Белорусского Экзархата.

В обители проживает 5 насельников (2017 г.) Наместник – игумен Сергий (Константинов).

КОНТАКТЫ:

Беларусь, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 79

На юго-западной окраине Орши в 1623 году у впадении р. Кутеинки в Днепр был основан Кутеинский Свято-Богоявленский мужской монастырь. При нём были построены: каменная Свято-Духовская церковь, деревянные Богоявленский собор и церковь Рождества Христова, а также множество хозяйственных построек. В 1885 году собор сгорел от удара молнии, а в начале 20 века на этом месте под землёй была найдена церковь Воскрешения праведного Лазаря с многочисленными печерами и нишами, сооружённая во время основания монастыря. Сейчас она засыпана землёй и ждёт своего часа для восстановления. Каменная церковь Святого Духа первоначально была двухэтажной, но после реконструкции в 19 веке храм приобрёл сегодняшний вид. Частично сохранилось жилое кирпичное здание, в котором находились кельи, трапезная, духовное училище. Кутеинский монастырь известен типографией Спиридона Соболя, в которой был напечатан первый в истории Букварь. С приходом советской власти в 1917 году обитель была закрыта и разорена. Восстановление началось только с 1990 года, и в 1995 году после реставрации храм был переосвящён в Свято-Троицкий, монастырь снова стал действующим.

Продолжаю рассказ об осенней поездке. Сегодня одно из мест в Орше, где у меня была незапланированная ночевка.

СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берында, «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками. и имела красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.В 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного. Лазаря.В 1956 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Согласно его приказу, знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим и гравёр Паисий отправились в Москву, где работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. В Москве работал и кутеинский мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий.В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

Кутеинская типография

В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берынды (1653), «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», памятник переводной белорусской литературы «История о Варлааме и Иосафе» (1637), «Дидаскалия» Сильвестра Косова (1637), многочисленные ноты. В 1632 году типографию возглавил игумен Иоиль (Труцевич). Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками, и имели красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.
Типография работала до 1654 году, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году на московский Печатный двор.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!