Туристический портал - Excursiivsochi

Гор советская гавань. Город советская гавань

16 (4) августа 1853 года Г.И. Невельской в одной из лучших в мире естественных гаваней основал Константиновский пост. Его начальником был назначен Н.К.Бошняк. Это было первое русское поселение в заливе Императорская гавань.

В 1859 году высочайшим указом в Императорскую гавань направляется опытный лесоустроитель корпуса лесничих штабс-капитан А.Ф.Будищев с помощниками. Они сделали описание по берегу Татарского пролива и провели первую «Подробную подесятинную таксацию и оценку лесов по таксе» в районе Императорской гавани. Лесная стража состояла из десяти матросов флотского экипажа. Начиная с 1863 разрешается вывозка леса за границу. В 1908-1910 гг. работает В.К. Арсеньев по отысканию кратчайшего пути от Хабаровска до Императорской гавани. Лесничество «Императорской гавань» переименовывается в «Народное».

В 1922 году на побережье Татарского пролива устанавливается советская власть. Императорская гавань переименована в Советскую Гавань. По первой переписи СССР 1926 года в Советской Гавани того времени “обывателей” числится 169 человек (25 частных домов), в государственных учреждениях работают 146 человек, из них: в управлении портом - 4, команде порта - 3, Совторгфлоте - 2, Дальрыбе - 2, таможне - 10. После реорганизации Приморской губернии в 1938 году в Приморский край образован Советский район с центром в поселке Советская Гавань.

В 1941 году поселению был присвоен статус города Советская Гавань. В 1945 году открыто движение поездов Комсо­мольск-на-Амуре – Совгавань-Сортировочная, а в 1948 году в городе приземлил­ся первый гражданский самолет ПО-2.

15 сентября 1948 года город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельских советов был передан из Приморского в Хабаровский край.

С 01.01.2006 года вновь муниципальное образование городское поселение «Город Советская Гавань» является административным центром Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - городом краевого значения. Город является ведущим промышленно-транспортным центром Охотоморского района Дальнего Востока России.

Уда­ленность от краевого центра 600 км. Площадь города в границах городской черты составляет 6900 га. Численность населения города с 80-90 гг. прошлого столетия стабильно находится в пределах 30 тысяч человек. Основу экономики города составляют предприятия рыбной, лесной и деревообрабатывающей, строительной отраслей, а также морской торговый порт, судоремонт и транспорт.

Особое значение для города Советская Гавань приобретает новая редакция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В городе планируется построить ТЭЦ, которая необходима для развития морских портов Ванино и Советская Гавань, снабжения города теплом и горячей водой, строительство перегрузочного комплекса железорудных концентра­тов в порту Советская Гавань на мысе Марии на семь миллионов тонн.

Выгодные природные географические условия дают уникальную возможность для создания здесь свободной портовой (экономической) зоны.

Расположенный на побережье одноименного залива, в 581 километре к востоку от краевого центра. Площадь населенного пункта составляет 69 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

Первое поселение на месте современного города было основано в августе 1853 года.

В 1912 году из трех поселений был образовано село Знаменское. В октябре 1914 года в поселке открыли почтово-телеграфный пункт, а спустя время протянули телеграфную линию.

В апреле 1920 года на Дальнем Востоке была создана Дальневосточная республика.

В январе 1922 года Императорвская Гавань получила название Советской. Через год был сформирован Знаменский сельский совет.

В 1925 году был сформирован Советский район Приморской губернии со столицей в Знаменском.

В 1930 году село получило статус рабочего поселка и название Советская Гавань.

В 1937 году в городе был введен в эксплуатацию Северный судоремонтный завод.

В январе 1941 года рабочий поселок был преобразован в одноименный город.

В 1945 году была открыта железнодорожная ветка от Советской Гавани до Комсомольска-на-Амуре. В августе этого года десант из Советской Гавани высадился в порту Маока(нынешний Холмск).

В сентябре 1948 года по указу властей страны город был включен в состав Хабаровского края.

В 1950-х годах в Советской Гавани находились управления подразделений "Строительство 508", "Ульминлага".

В следующие 10 лет из состава города вышли поселки: Майский, Октябрьский, Заветы Ильича, Лососина.

В 1990-е годы в населенном пункте были открыты предприятие Ванино-Тайрику, рыбоперерабатывающее предприятие ООО "Востокрыба",

В 2000-х годах в городе начали функционировать филиал судостроительного завода "Паллада", завод ЖБИ, карьер "Советский".

В ноябре 2007 года был введен в эксплуатацию частный рыборазводный завод.

В 2017 году было закончено строительство автомобильной трассы Лидога - Ванино.

Телефонный код г Советской Гавани - 42138. Почтовый индекс - 682800.

В городе действует Владивостокское время. Разница с Московским временем составляет +7 часов msk+7.

Время

Климат и погода

В Советской Гавани преобладает умеренный, муссонный климат. Зимы морозные и длительные.Средняя температура Января составляет -15,5 градусов.

Лето прохладное и недолгое. Средняя температура Августа составляет +17 градусов.

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляет 24,2 тысячи человек.

Данные с графика показывают стабильное падение численности населения с 29400 человек в 2007 году до 24249 человек в 2018 году.

На январь 2018 по числу жителей Советская Гавань занимала 587 место из 1113 городов РФ.

Достопримечательности

1.Кинотеатр "Авангард" - здание кинотеатра было построено по типовому проекту в 1960-х годах.

2.Дом культуры - культурное учреждение было открыто в центре города. Здание ДК выполнено в стиле советского неоклассицизма.

3.Аэропорт "Май-Гатка" - региональный транспортный объект расположен в 15 километрах от Советской Гавани. В наши дни с аэропорта осуществляются авиарейсы в Хабаровск.

Транспорт

В Советской Гавани расположена одноименная железнодорожная станция, соединяющая город с Октябрьским, Амурском , Комсомольском-на-Амуре.

  • Создала

  • Серебрякова Юлия Сергеевна

  • 7а класс

  • МОУ СОШ №2

  • 2010г.

Цели:

  • Полюбоваться прекрасными фотографиями города


Общая информация о городе.

  • Советская Гавань - город краевого подчинения в России, административный центр Советско-Гаванского района Хабаровского края.

  • Население - 28 739 жителей (2009).

  • Экономика: В настоящее время Советская Гавань - морской рыбный и торговый порт. Площадь земель лесного фонда в районе составляет 1,3 млн. га. Общий запас древесины 145,6 млн. куб. м, из них эксплуатационный запас - 57 млн. куб. м. Расчетная лесосека - 675 тыс.куб.м Рыбопереработка, судостроение и судоремонт, деревообработка. С 2008 года Советская Гавань объявлена особой экономической зоной (ОЭЗ) портового типа, статус дан на 50 лет. Концепция зоны предполагает создание на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного портового и судоремонтного центра.


    23 мая 1853 года. Н.К. Бошняк открыл на побережье Татарского пролива залив Хаджи, оказавшийся одной из лучших в мире естественных гаваней. На одном из мысов залива был установлен крест с надписью: “Гавань императора Николая, открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, Агинским крестьянином Тваном Мосеевым”. 4 августа 1853 года. Г.И. Невельской основал “военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост”. Это было первое русское поселение в заливе Императорская Гавань. Его начальником назначен Н.К. Бошняк. В 1922 году залив был переименован в Советскую гавань, а в 1941 году поселению был присвоен статус города Советская Гавань. Длительное время порт Советская Гавань являлся одной из баз Тихоокеанского военно-морского флота. В 90 годы XX века в связи с начавшейся военной конверсией, порт стал доступен для захода иностранных судов. Стратегическое значение района обусловлено тем, что здесь проходит морская граница России.


Герб города.

  • Один из советский проектов герба Советской Гавани - два белых якоря в центре зеленого круга.

  • Ещё один из значков с эмблемой Советской Гавани: “В лазоревом щите серебряный парусник, сопровождаемый внизу четырехлучевой звездой; в зеленой главе щита название города черным. Щит увенчан золотой императорской короной, под которой бело-сине-красная лента; под щитом серебряное зубчатое колесо; за щитом два золотых положенных накрест якоря с продетыми золотыми канатами, соединенные червленой лентой”.

  • Герб Советской Гавани был доработан “Союзом геральдистов России” и подготовлен к регистрации в Государственном геральдическом регистре. Герб утверждён 22 декабря 2006 года. Авторы: Владимир Козлов и Константин Мочёнов.


Герб города.

    “В зеленом поле обращенный влево трехмачтовый корабль с распущенными парусами и флюгером на грот-мачте, сопровождаемый в оконечности звездой о восьми лучах, косвенные лучи которой короче; все фигуры серебряные. Герб городского поселения Советская Гавань, может воспроизводиться в двух равно допустимых версиях: - без вольной части; - с вольной частью (четырехугольником, примыкающим к верхнему правому углу щита) с воспроизведённым в нем гербом Хабаровского края. Воспроизведение герба с вольной частью допустимо после внесения в Закон “О флаге и гербе Хабаровского края” соответствующих положений. - Герб городского поселения Советская Гавань может воспроизводиться без короны и со статусной территориальной короной. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после принятия Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

  • Герб Советско-Гаванского района разработан Союзом геральдистов России и утверждён 28 апреля 2007 года:

  • “В лазоревом поле поверх золотого солнца (без изображения лица) серебряный вилообразный крест, накрытый посередине червленым парусником и сопровожденный в оконечности серебряной рыбой. Щит увенчан золотой статусной территориальной короной, соответствующей муниципальному району”.


Значимые даты.

    23 мая 1853 года. Н.К. Бошняк открыл на побережье Татарского пролива залив Хаджи, оказавшийся одной из лучших в мире естественных гаваней. На одном из мысов залива был установлен крест с надписью: “Гавань императора Николая, открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, Агинским крестьянином Тваном Мсеевым”.

  • 4 августа 1853 года. Г.И. Невельской основал “военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост”. Это было первое русское поселение в заливе Императорская Гавань. Его начальником назначен Н.К. Бошняк.

  • 1856 год. После затопления фрегата “Паллада” пост был снят.

  • 1907 год. Основана австралийская лесная концессия “Сеймур и К°”. Императорская Гавань стала важнейшим лесоторговым центром.


Значимые даты.

  • 1937 год. Коллектив завода отремонтировал первый пароход. Начато строительство мелькомбината, Дальневосточной электростанции специального назначения, морского порта.

  • 1939 год. Сформирована Северная тихоокеанская флотилия. Начато строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В Советской Гавани работают: артель “Красный швейник”, предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет марксизма-ленинизма.

  • 1943 год. Введен в эксплуатацию машиностроительный завод. На базе судоремонтного завода открыто ремесленное училище.

  • 1945 год. Открыто сквозное временное движение поездов Комсомольск-на-Амуре - Совгавань - Сортировочная.

  • 1945 год. В город пришел первый пассажирский поезд.


Значимые даты.

  • 1913 год. По побережью Татарского пролива протянута телеграфная линия: появился почтово-телеграфный опорный пункт. В Императорской Гавани существовали три населенных пункта, где проживало русское население: на берегах бухт Маячная и Японская и поселок лесной концессии.

  • 1922 год. Усилиями Первого северного экспедиционного партизанского отряда под командованием В.С. Колесниченко в районе установлена советская власть.

  • 1926 год. Императорская Гавань выходит из состава Кхуцинской волости Эльгинского уезда Приморской губернии. После реорганизации Приморской губернии образован Советский район с центром в Советской Гавани.

  • 1930 год. Создаются четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Советско-Гаванский лесозавод, национальный колхоз “Ороч”.

  • 1934 год. Начало строительства судоремонтного завода.


Значимые даты.

  • 1948 год. На аэродроме 42-го авиационного полка приземлился первый гражданский самолет ПО-2. Город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельских советов передан из Приморского в Хабаровский край.

  • 1949 год. Построено первое каменное здание - школа № 1.

  • 1950 год. Организован стройтрест № 508.

  • 1952 год. Вступил в строй колбасный завод.

  • 1955 год. Открыто автобусное движение.

  • 1963 год. Построен широкоформатный кинотеатр “Авангард”.

  • 1970 год. Начал работать Дворец спорта.

  • 1973 год. Первую продукцию выпустил рыбокомбинат “Совгаванский” (впоследствии база океанического рыболовства) и молокозавод.

  • 1981 год. Образовано управление строительства № 106.

  • 1984 год. Начал выпускать продукцию завод КПД-6.

  • 1989 год. Создано проектно-строительное объединение “Совгаваньспецстрой”.


Значимые даты.

  • 1992 год. Создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины “Ванино-Тайрику”.

  • 1993 год. Приняло первое судно под погрузку ОАО “Терминал”.

  • 1997 год. Первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие “Востокрыба”. Принята программа социально-экономического развития города с районом до 2005 года.

  • 1998 год. Сданы в эксплуатацию два многоэтажных здания молодежного жилищного кооператива.

  • 2001 год. Отрыто сквозное автомобильное движение Советская Гавань - Ванино - Лидога - Хабаровск. Судоремонтные предприятия района приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа о. Сахалин.

  • 2002 год. В связи с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом вошел в Клуб городовстратегов Российской Федерации.


Почетные граждане города.

    Алексеев Александр Иванович (1921-1993) - Кандидат географических наук (1959), доктор исторических наук (1970). Известный исследователь и пропагандист истории Дальнего Востока. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и др. В 50-е годы проходил службу в ВМФ в г. Советская гавань. После демобилизации переехал в Москву, где долгие годы работал в Институте истории Академии наук СССР. Автор более 30 книг, 150 научных статей. Несколько его монографий издано за рубежом. Часто выступал с докладами на научных конференциях в городах Дальнего Востока.


Почетные граждане города.

    Борисова Ольга Александровна (30.01.1933) - Работала штукатуром-маляром, а до ухода на пенсию в течение 25 лет - бригадиром отделочников СМУ-1 строительного треста № 508. Неоднократно избиралась членом постройкома СМУ-1 и стройтреста № 508. Избиралась депутатом Хабаровского краевого и Советско-Гаванского городского Советов народных депутатов. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Ветеран труда, член Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.


Почетные граждане города.

    Ефимушкин Юрий Николаевич (14.08.1925) - С 1955 года работал в должности директора рыбного хозяйства на предприятиях Хабаровского края, с 1971 по 1984 год - начальником Базы океанического рыболовства г. Советская Гавань. В течение 29 лет избирался депутатом городских, районных Советов депутатов трудящихся. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, кавалер орденов и медалей Великой Отечественной войны, кавалер ордена «Знак почета». Председатель Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, член коллегии при Главе города с районом. В 2005 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».


Почетные граждане города.

    Копытова Нина Ивановна (29.09.1920) - С 1941 года работала педагогом, с 1952 по 1995 год - учителем начальных классов в г. Советская Гавань, избиралась членом городского Совета депутатов трудящихся с 1957 по 1962 год. Заслуженный учитель школы РСФСР с 1996 года, ветеран труда, награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Член Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.


Почетные граждане города.

  • Монастыршина Валентина Николаевна (1923-2004) - С 1952 по 1983 год работала газосварщиком на ССРЗ. Избиралась депутатом городского, краевого Советов народных депутатов, депутатом Верховного Совета СССР VIII созыва. Ветеран труда. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.


Почетные граждане города.

    Сметанина Александра Герасимовна (15.09.1930) - С 1948 года педагог, в 1963-1979 годы - директор средней школы № 46. Избиралась членом городского Совета депутатов трудящихся с 1994 по 2000 год. Была делегатом Всесоюзного съезда учителей в 1968 году. Принимала активное участие в создании городского краеведческого музея. Заслуженный учитель школы РСФСР с 1967 года, член Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.


Почетные граждане города.

    Томилин Алексей Иванович (08.05.1933) - С 1953 года педагог, в 1965-1989 годах - директор средней школы № 3. Избирался членом краевого, городского Советов депутатов. Был делегатом Всероссийского съезда учителей в 1978 году. Заслуженный учитель школы РСФСР с 1982 года. Награжден медалью «За доблестный труд», ветеран труда. Член Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, председатель постоянной комиссии Совета депутатов города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом по культуре, образованию и здравоохранению, учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы № 3.


Почетные граждане города.

    Цендровский Болеслав Львович (14.05.1926) - С 1950 года работал на ССРЗ, с 1973 по 1987 год - директором завода. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, ветеран завода. Награжден знаком «Отличник ГО СССР», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летиыя со дня рождения В.И. Ленина». Член Советско-Гаванского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.


Почетные граждане города.

    Чекмарев Валентин Дмитриевич (1929-2004) - С 1949 года работал слесарем на СРЗ ММФ, в 1954-1985 годы - бригадир слесарей. Был делегатом XXV съезда КПСС в 1976 году. Ветеран труда, занесен в Книгу трудовой славы города и завода. Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летиыя со дня рождения В.И. Ленина», юбилейным знаком Дальневосточного морского пароходства, Почетной грамотой Министерства морского флота в честь 100-летнего юбилея Дальневосточного морского пароходства.


Почетные граждане города.

    Орлова Мария Тихоновна (1940 г.р.) - Уроженка с. Гроссевичи Советско-Гаванского района. Свою трудовую деятельность начала рабочей в Стройуправлении г. Сызрань Куйбышевской области. Общий трудовой стаж 42 года. С 1974 года работала бригадиром, зоотехником, директором на подсобном хозяйстве «Северное» СРЗ. Общий стаж работы на подсобном хозяйстве «Северное» - 27 лет. С 1997 года ветеран труда. Является членом Советско-Гаванского Совета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и Вооруженных Сил.


  • Я узнала много интересного о истории своего родного города, его герба; познакомилась с почетными гражданами города Советская Гавань и многое другое…


) Код ОКАТО: 08418
Основан:
Поселок городского типа с: 1930
Город с: 1941 Город районного подчинения (Советско-Гаванский р-н Хабаровского края)
Центр: Советско-Гаванский р-н Отклонение от московского времени, часы: 7
Географическая широта: 48°58"
Географическая долгота: 140°17"
Высота над уровнем моря, метров: 50
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Советская Гавань

Карта

Советская Гавань: карты

Советская Гавань: фото из космоса (Google Maps)
Советская Гавань: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Советская Гавань. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Заветы Ильича 7 (42) С
2 Октябрьский 10 (32) С
3 Ванино 14 (39) С
4 130 (543) В
5 133 () В
6 187 () ЮВ
7 187 (603) В
8 Смирных (Сахалинская область) 203 (626) СВ
9 206 (677) В
10 Быков (Сахалинская область) 249 () ЮВ
11 250 (306) ЮВ
12 253 (809) СВ
13 261 (431) ЮВ
14 Тымовское (Сахалинская область) 269 (753) СВ

Краткая характеристика

Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 866 км к востоку от Хабаровска. Порт. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 69

Информация о городе Советская Гавань на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Рабочий посёлок Советская Гавань с 20.10.1930 г. С 18.01.1941 г. город. Название по расположению на берегу залива Советская Гавань.

Показатели муниципального образования

Показатель 2001
Демография
Число родившихся, на 1000 населения 9
Число умерших, на 1000 населения 16.5
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения -7.5
Уровень жизни населения и социальная сфера
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 3424
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м 24
Число дошкольных учреждений, шт. 8
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек 1.1
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. 7
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек 4.4
Численность врачей, чел. 153
Численность среднего медицинского персонала, чел. 402
Число больничных учреждений, шт. 5
Число больничных коек, тыс. шт. 0.5
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. 8
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. 1.3
Экономика, промышленность
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. 820
Строительство
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. 60.2
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади 1.5
Ввод в действие жилых домов, квартир 13
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест 0
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест 0
Ввод в действие больничных учреждений, коек 0
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 0
Транспорт
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. 2
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. 1.2
Связь
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. 6
Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 459.2
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 15155
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 19.9
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 169.4
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 3367.7
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 10
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 196
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 168
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % 1.8

Источники данных:

  1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.

Экономика

Рыбная (АО "Морские ресурсы"), судоремонтная (АО "Якорь" и "Северный судоремзавод"), пищевая ("Гаваньхлеб", молокозавод, колбасный завод, пищекомбинат) и деревообрабатывающая промышленность.

Близ Советской Гавани - морской порт Ванино (по грузообороту один из наиболее крупных российских портов на Тихом океане).

В рубрике «Малые города» сегодня — конечная станция Байкало-Амурской магистрали. Это Советская Гавань Хабаровского края. Этот город строили и узники ГУЛАГа, и японские военнопленные. А банки с красной икрой там расставляют прямо на тротуарах.

Это и есть самый настоящий край земли. Здесь заканчивается Байкало-Амурская магистраль . И все здесь — советское. Вот — гостиница «Советская». Рядом — ресторан «Советский». После развала СССР власти хотели переименовать город. Но местные жители решили оставить прежнее название — Советская Гавань, в просторечии — Совгавань.

«Зачем менять? Советская Гавань и есть Советская Гавань. Она в советское время строилась. Ее надо помнить», — говорит один местный житель.

«Из-за Императорской Гавани будет не очень красиво, лаконичное название — Импергавань. Не очень красиво. Совгавань лучше», — добавляет другой.

Императорская Гавань — это первое название. Поселок на берегу Императорской бухты построили еще в 19 веке. После революции бухту переименовали.

В Советской Гавани на берег залива не выйти. Набережной нет. Кругом заборы, за ними — грузовой порт, ремонтные предприятия, склады. И почти как все советское — разрушено и заброшено. Суда в гавань заходят редко. Давно обанкротились и оба некогда градообразующих предприятия — судоремонтные заводы.

Лето в Советскую Гавань добирается только в сентябре . И до середины октября здесь будет светить солнце. На центральной городской площади в это время идет бойкая торговля. Рынок — незаконный и стихийный. А товар — икра горбуши и кеты — браконьерский.

Рядом с икрой продают удивительную ягоду — клоповку. Она же — красника. Она же — дымника. Встречается только здесь и на Сахалине. Из этих сочных, сладковато-кислых ягод с очень специфическим запахом варят варенье и сиропы. Нина Яковлевна сама и собирает, и продает клоповку. В этом году ягоды мало, поэтому стоит она дорого — 250 рублей за стаканчик.

Нина, житель Советской Гавани : «У нас в лес зашел — там, где эта ягода, дымом пахнет. Вот ее дымникой и называют».

Для корейских паровых пирожков пян-се главное — размер. Их завезли сюда с Сахалина, а туда — из Кореи. Как и полагается корейской еде, они очень острые. За 29 рублей их предлагают кафе и ларьки Советской Гавани.

Галина, продавец: «Тесто — дрожжевое, на пару сваренное, внутри — мясо с капустой. И сверху — морковочка для украшения и придания вкуса».

К культуре и традициям соседних Кореи и Китая, которые легко приживаются на берегах Татарского пролива, энтузиасты Советской Гавани теперь пытаются добавить и память о культуре орочей. Этот народ издавна населял здешние сопки.

А теперь настоящих орочей осталось всего 8 человек. Остальные же — почти три сотни примкнувших к ним, как говорит глава центра этнической культуры Ина Акунка — имеют смешанные корни: не только орочские, но и русские и украинские. Но тоже хотят получать льготы коренных малочисленных народов.

Ина Акунка, директор Центра этнической культуры Киа Хала : «Сейчас больше бытовуха — то есть где можно рыбы половить, сколько мяса получить… Чуть-чуть страшнее стало».

Ина Фоминична и сама рыбачка. Зимой ходит на охоту. Может и зайца подстрелить, и соболя. Но в городе у нее особая работа: сохранять культуру предков. Киа Хала в переводе на русский — «родной край». В центре проводят фотовыставки, шьют национальные костюмы. Собирают и коллекцию нарядов соседних народов.

Пропагандируя культуру орочей и мечтая привлечь в регион туристов, в Советской Гавани разработали программу с танцами и национальным угощением.

В краеведческом музее Советской Гавани в последнее время тоже взялись за культуру орочей. Здесь строят настоящее стойбище. Директор музея — Наталья Влах. Сама она русская, а музей когда-то создал ее отец.

Всю жизнь Наталья работала учителем, но в прошлом году решила продолжить семейное дело. Весной будущего года планирует построить несколько шалашей и схронов, обустроить место для национальных танцев. Это поможет туристам в Совгавани увидеть и понять, как жили орочи. А в этом шалаше уже воссоздан родильный дом.

Наталья Влах, директор краеведческого музея города Советская Гавань : «В этот период считалось — женщина недостойна находиться со всеми. Это грязный период женщины. Она одна жила и рожала одна. Муж ходил вокруг шалаша и отгонял диких зверей. Выживала — дай бог, выживал ребенок — дай бог. Нет — значит нет».

Советскую Гавань в разные годы строили то заключенные ГУЛАГа, то военнопленные японцы. Эта булыжная дорога к морю построена японскими рабочими. Она и теперь — в отличном состоянии.

Сегодня в Советской Гавани мечтают о потоке туристов — не только из России, но и из соседнего Китая. Край земли хотят превратить в заповедник национальной орочской культуры и традиций Советского Союза.

И еще очень хотят, чтобы здесь снова причаливали большие корабли. Советская Гавань — одна из лучших в мире. Она со всех сторон закрыта от ветра. И такая глубокая, что океанские суда могут причаливать к берегам вплотную. У Советской Гавани только один недостаток — добираться до нее трудно и долго. Почти отовсюду.

В свежем номере «Литературной газеты » (№ 42 (6389) (2012-10-24) прочла статью Виктора Марьясина о Советской Гавани Хабаровского края. Уникальный край! В этом городе я родилась. В феврале 2010 года «Литературная газета» рассказывала об особой роли небольшого портового города Советская Гавань (Хабаровский край) на ключевом геополитическом направлении. Перспективы Советско-Гаванского побережья вокруг уникальной природной гавани, казалось бы, прояснились, когда в ответ на вопрос, нужен ли России модернизированный северный выход в Тихоокеанский бассейн, вышло постановление правительства о создании близ этого города первой в стране портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

У жителей Приамурья появилась надежда, что в недалёком будущем в Татарском проливе распахнутся стратегические ворота с высокоразвитой промышленностью, мощной транспортной сетью и неисчерпаемым рынком сбыта в Азии, Австралии и Америке. А добыча и вывоз природных ресурсов по БАМу разбудят новую жизнь в депрессивных ныне городах и посёлках. Кроме того, высокоскоростная обновлённая магистраль — дополнительная гарантия экономической и военной безопасности для огромного региона…

Но без людей любые планы на этом стратегическом перекрёстке обречены на провал. Между тем в прошлом году родившихся по Советско-Гаванскому району оказалось на две сотни меньше, чем умерших. Ещё несколько сотен в поисках лучшей доли разъехалось по стране и по миру. В целом желающих перебраться отсюда хотя бы в Хабаровск в поисках лучшей доли больше в разы, чем желающих остаться. Тенденция крайне тревожная, поскольку всех здешних жителей чуть более сорока тысяч. В Ванинском районе, куда в отличие от Советско-Гаванского мощные инвесторы уже пришли, чемоданные настроения тоже дают о себе знать, в чём убеждаюсь в беседах с местными жителями. — Такие, как я, преуспели на продаже японских подержанных иномарок, которые с автосервисом кормили в Ванино каждого пятого. Но с подъёмом ввозных пошлин всё рухнуло, — негодует коммерсант Сергей на фоне двух возводимых им в посёлке коттеджей. Прибыль от автобизнеса Сергей вложил в создание крупного торгового центра, но от Ванино не в восторге, хотя мне посёлок очень понравился. Идею заняться политикой решительно отметает: — Лучше свалю куда-нибудь в Индонезию, открою там собственную гостиницу и проведу остаток жизни под пальмами. А вот интеллигентную хозяйку обычной торговой точки, представившуюся Еленой, магнитом тянет в Хабаровск с его культурными центрами. Правда, из Хабаровска в Ванино переезжают квалифицированные молодые специалисты. За хорошим заработком и отдельным жильём. И то и другое предлагает им 34-летний предприниматель Вадим Москвичёв, создавший три промышленно-производственные фирмы и около сотни рабочих мест. Мы откровенно поговорили с ним. У него амбициозные планы и никакого желания куда-то «свалить». В Ванино многое меняется — строится ледовый дворец, дом для сорока молодых семей, целый ряд социальных объектов, в других посёлках района — новые бассейны, школы, дороги, котельные, детсады… И всё же, несмотря на прилагаемые усилия, за последние два года народу в районе убавилось почти на четыре тысячи душ, а это каждый десятый.

Еду в посёлок Токи, где в 2010-м наблюдал выгрузку угля с гигантским облаком пыли. Медсестра поселковой амбулатории Екатерина Овчинникова сравнивает советское прошлое и рыночное настоящее: — Четвёртый пирс, где работает терминал, был излюбленным местом отдыха — с пляжем, ягодами, грибами и лесом, заслонявшим от ветров Токи. Сейчас отдыхать негде, с пирса дует угольной пылью, кругом грязное море, а зимой чёрный снег. — Зато больше рабочих мест… — Да, но те же докеры получают не густо и не могут обеспечить себе достойную жизнь. Анатолий Самородов, глава администрации Токи, от «Даль-- транс-угля» тоже пока не в восторге: — Представители компании обещали помощь посёлку и чистую экологию. Но экология ухудшилась, а посёлок получил от «Дальтрансугля» только несколько миллионов на капитальный ремонт домов и кое-что на текущий ремонт. Невольно сравниваю с американским Эксоном, безвозмездно перечислившим более 20 миллионов долларов на инфраструктуру сопоставимого с Токи Де-Кастри как компенсацию за нефтяной терминал на удалении в десяти километрах от посёлка. Остаётся надеяться, что «Даль-трансуголь» и Ванинский порт, как заверило их руководство, в ближайшее время внедрят безопасные технологии с минимальным ущербом природе. И что наши компании по щедрости догонят американские. С другой стороны, экспортёры платят пошлины и налоги и, строго говоря, спонсировать никого не должны… Что же касается сибирского уголька, то объёмы его экспорта через терминалы около Ванино будут только расти. Начальник станции «Советская Гавань—ород» Виктор Мокров с грустью рассказывает, что желающих получать грузы по рельсам уйма, но практически всё забирают угольщики. На железнодорожной обочине оказались поставщики продовольствия, ширпотреба, вынужденные раз за разом судиться с ОАО РЖД из-за срыва поставок товаров для населения… От того, перенаправит ли РЖД какую-то часть грузопотока на Советскую Гавань, зависят инвестиции в неё крупных компаний. В противном случае свою дорогу проложит Китай. Некоторые столичные либералы предлагают всю территорию вдоль БАМа отдать в концессию зарубежным компаниям. Конечно, японцы или китайцы быстро сделают из БАМа конфетку, но для местных жителей и для всей России такой сценарий означал бы фактическую утрату суверенитета над Дальним Востоком. Уважающие себя страны свою инфраструктуру развивают силами своего национального капитала. Государству пора привести в чувство госмонополии, вернуть из офшоров под российскую юрисдикцию большие и малые компании с отечественной родословной, ведь сегодня практически все крупные компании в Ванино и в Советской Гавани — офшорные. А пока под прессом налогов и энерготарифов владельцы единственной в ПОЭЗ судоремонтной фирмы готовы продать её иностранцам. Другому предприятию такого же профиля краевые чиновники не продлили аренду причалов, дабы переадресовать оные иностранцам.

Любой знаменитый порт за границей — это не только причалы, но и аура местных достопримечательностей. Советская Гавань окружена изумительной заповедной природой, красивейшим приморским ландшафтом, и в районной администрации разработали программу туризма, от рыболовного до горнолыжного, дабы создать условия для полноценного отдыха местным жителям и гостям. Район двумя руками за то, чтобы прибрежная полоса залива наглухо не загораживалась причалами и значительную её часть занимали лесопарковые, туристические территории. Старожилы Советской Гавани ещё не забыли, какого расцвета достиг их район к исходу 80-х, когда в едином ритме работали судоремонтные, рыболовецкие, строительные, транспортные предприятия. И неуклонно росло население. Псевдореформы снесли многое из того, что создавалось десятилетиями. Полностью остановить этот распад не удалось до сих пор. Люди не слепые. Видя творящиеся безобразия, многие опускают руки и уезжают, оголяя Дальний Восток. Тем паче, что официальная пропаганда коренными жителями славян здесь не считает. Статус коренных предоставлен только малым народностям, хотя славяне пришли на Амур с Хабаровым, а по данным археолога Окладникова, осели в Приамурье значительно раньше монголов с тунгусами. То есть приамурские земли для нас такие же исконные, как смоленские и тверские. Эту истину пора усвоить и записать в Конституцию.

Виктор МАРЬЯСИН, ХАБАРОВСК http://www.lgz.ru/article/20070/

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!