Туристический портал - Excursiivsochi

Музей подводных лодок — одна из важнейших достопримечательностей Балаклавы. Уютный бункер История базы подводных лодок

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база(объект 820) предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История.
В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В нее бы вошли тематические экспозиционные залы, размещенные в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.
В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили Посол КНР г-н Ли Гиобанг, посол Италии г-жа Брунетти Гетц, посол Израиля г-жа Анна Азари. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя... Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Абсолютное большинство иностранных туристов из Голландии, Великобритании, США и других стран называют этот объект «чудом инженерной техники СССР».
Музей создан согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г. «О создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины - Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“». После преобразования объекта в филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины начался новый этап в его истории. В Военно-морской музейный комплекс входит подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г. К открытию реставрационные работы не проводились. Железобетонные конструкции обладают высокой долговечностью, но состояние металлических конструкции комплекса в аварийном состоянии. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из СВВМИУ, т. к. это училище прекратило свое существование в 1991 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища.

Зов природы.

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия. Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).
Подземный комплекс общей площадью около 15 000 м2 был спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса - объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.
Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.
Строительство объекта 825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы. Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя - объект 820 «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Бетонный занавес.

Если сегодня вы решите прогуляться по западному берегу Балаклавской бухты, вам придется пройти по понтонному мосту. Этот мост полвека преграждал вход в водный канал - святая святых объекта 825 ГТС. При необходимости понтоны осушали, мост приподнимали на полметра и отводили в сторону, после чего подводный корабль мог войти в канал в надводном положении на малом ходу. В целях маскировки корабли заходили в комплекс только в сумерки или ночью.
Сразу за мостом можно увидеть Южный батопорт - большой морской затвор, защищающий канал от поражающих факторов ядерного взрыва. Он представляет собой многосекционную металлическую конструкцию, полую внутри, шириной 18, высотой 14 и толщиной 11 м вдоль канала. В настоящее время 150-тонный батопорт находится в открытом состоянии, то есть практически полностью задвинут в специальную нишу в стене.
Раньше вход в канал закрывала маскировочная сеть, точно подобранная под цвет скал. При необходимости ее поднимали с помощью лебедки, открывая путь подводной лодке. «Сеть настолько хорошо скрывала объект, что, проработав на заводе 16 лет, я по-прежнему не могла рассмотреть с восточного берега бухты, куда же именно я хожу на работу», - рассказывает наш гид Татьяна Борзых. Татьяна Серафимовна проработала на складе объекта 825 ГТС с 1984 года и до распада СССР. Лишь в 2003 году, вернувшись в бывшее укрытие уже в качестве работника музейного комплекса «Балаклава», она узнала о существовании объекта 820 «Арсенал». На предприятии действовал режим строжайшей секретности. Каждый сотрудник давал подписку о неразглашении военной тайны и в течение пяти лет после увольнения не имел права выезжать за границу даже в социалистические страны. Вход в объект охранялся тремя постами военизированной охраны (ВОХР): на площадке у входа в комплекс (возле Южного батопорта), на преддоковой площадке и на выходе из канала в сторону открытого моря (у Северного батопорта). Каждый работник имел свой уровень доступа и мог перемещаться только строго на свое рабочее место. Полы отдельных помещений и зон доступа были окрашены в разные цвета: преддоковая площадка - в шаровый (серый) цвет, транспортный коридор ГТС - в темно-красный, столовая - в желтый.
Чтобы попасть в ремонтную зону, нам предстоит пройти по 296-метровому транспортному коридору (он же - паттерна). Мы идем вдоль правой стены, друг за другом, «в затылок». Узкие пешеходные дорожки очерчены белыми линиями, между которыми по центру коридора передвигались электрокары. Транспортные коридоры во всем сооружении имеют пологий изгиб. Его кривизна рассчитана таким образом, чтобы гасить ударную волну ядерного взрыва. Вход в паттерну преграждают двустворчатые противоударные ворота. Каждая створка ворот, полукруглая в плане, имеет массу 10 т, две из которых приходятся на полую металлическую форму и восемь - на залитый в нее бетон. Каждая створка была навешена на исполинские петли, отцентрована и лишь затем заполнена бетоном. Алюминиевые накладки на торцах створок обеспечивают их плотное смыкание: в закрытом состоянии зазор не превышает 2 мм. Двери способны выдержать давление в 60 атм и приводятся в действие электроприводом. В аварийной ситуации ворота можно было открыть ручным механизмом за две минуты.

Рыбный цех.

608-метровый водный канал объекта 825 ГТС в самой просторной части (от Южного батопорта до сухого дока) имеет ширину до 24 м. В этой части подводная лодка могла маневрировать самостоятельно на малом ходу. Глубина канала составляет 8 м. К Северному батопорту, выходящему в открытое море, канал сужается до 10 м, зато глубина моря в 32 м за морским затвором позволяет лодке покидать базу в подводном положении. В узкой части лодку проводили с помощью кранов.
Транспортный коридор выводит нас на преддоковую площадку, с которой через отдельный контрольный пункт вооруженной охраны можно было спуститься в сухой док. Сухой док представляет собой железобетонный бассейн длиной 102 м и шириной 10 м, оснащенный собственным малым батопортом. Для постановки корабля на ремонт док заполнялся водой, батопорт открывался, лодка заводилась внутрь и центровалась. Герметичный батопорт закрывался, и мощные насосы в течение 3-4 часов откачивали воду из дока. Лодка опускалась на кильблоки, в течение дня обшивалась деревянными лесами, после чего специалисты могли приступать к ремонту. В работах участвовал и экипаж корабля - морякам доверялась работа, требующая наименьшей квалификации: очистка и покраска корпуса, водяных и топливных цистерн.
«После откачки воды рабочим приходилось вычищать со дна оставшуюся в доке рыбу, - рассказывает Татьяна Серафимовна, - недаром Балаклава в переводе с тюркского языка означает "рыбье гнездо". Рыба доставалась рабочим, а иногда даже попадала на камбуз». За годы работы на предприятии нашему гиду лишь единожды, по знакомству, удалось побывать в сухом доке - не было соответствующего допуска. Наиболее сильное впечатление на нее произвел яркий свет прожекторов, было светло, как днем. Нетрудно себе представить, что в доке было не слишком просторно: 6,4-метровая лодка в 10-метровом помещении оставляла рабочим меньше 2 м пространства с каждой стороны. Когда велись сварочные работы или днище лодки чистили шлифовальными машинками, мощные системы вентиляции с трудом справлялись с поставленной задачей. В доке было душно и пыльно, и работа ремонтника считалась одной из самых тяжелых на заводе. Между тем доковый ремонт лодки, как правило, длился 3-4 недели.
Вообще отсутствие солнечного света, искусственная вентиляция, специфический температурный режим не могли не сказываться на самочувствии работников комплекса. Для них был установлен особый режим: 6-часовой рабочий день с большим перерывом на обед и 5-минутными перерывами в конце каждого часа. «Как ни странно, под землей время течет быстро, - говорит Татьяна Серафимовна, - первые четыре часа работы обычно пролетали незаметно, а вот последние два зачастую давались с трудом».
Преддоковая площадка - это что-то вроде центральной площади комплекса. На нее подвозились запчасти и материалы для ремонта лодок, с нее можно было попасть в производственные цеха, склады, пункты зарядки аккумуляторов, холодильную установку и компрессорную станцию, столовую, медпункт. Прямо на площадке сейчас можно увидеть фундамент расточного станка. В ширину он такой же компактный, как токарный, а вот в длину достигает 15 м. С его помощью ремонтировались сальники гребных валов подводных лодок. На износившуюся часть сальника наплавляли металл, после чего растачивали отверстие до нужного диаметра. Самого станка на фундаменте нет, как нет их и в бывших производственных цехах. Сказывается период после 1995 года, когда из подземного комплекса убрали всю охрану. На лом пошли даже канализационные люки.

Ядерная дисциплина.

По пути к сухому доку мы оставили по правую руку минно-торпедную часть. «Несмотря на название помещения, никаких мин в нем никогда не было, - комментирует схему на входе Татьяна Серафимовна. - На участке устанавливались электрические компоненты торпед, тестировались системы самонаведения, проверялась герметичность». В минно-торпедной части был установлен бассейн-кессон с подсвеченным дном. В нем, как говорили специалисты, «купали» торпеду, чтобы по пузырькам воздуха обнаружить разгерметизацию. По короткой паттерне собранные и проверенные торпеды вывозились на погрузочную площадку, напротив которой с другой стороны канала располагалась площадка «Арсенала». Обе площадки соединялись кран-балкой. Здесь происходила стыковка торпед с обычными или ядерными боеголовками и установка их на подводную лодку.
Войдя в паттерну объекта 820, мы миновали не только противоударные ворота, такие же как в минно-торпедной части, но и герметичную дверь шлюзовой камеры. В случае нанесения ядерного удара «Арсенал» мог функционировать как совместно с гидротехническим сооружением, так и отдельно от него (в случае затопления) с автономностью до 30 суток. Проходя вдоль транспортного коридора, мы встретили узкое глухое ответвление. Это запасный ход, предусмотренный на случай завала основных выходов: выбив кирпичную кладку в тупике, можно выбраться на поверхность.
В транспортных коридорах минно-торпедной части сильное впечатление оставляет громкое эхо, многократно усиливающее каждый шаг и каждое слово. Войдя в паттерну «Арсенала», мы сразу же заметили, что эхо исчезло. Стены коридора обшиты шифером, поглощающим звук. Это сделано специально, чтобы эхо не заглушало команды. Строжайшая дисциплина - главнейший принцип работы в «Арсенале». В хранилище ядерных изделий и зале регламентных работ все операции по сборке и обслуживанию боеголовок производились методом тройного контроля. Каждое действие выполняли три человека. Первый давал команду, к примеру «Разомкнуть соединение». Второй исполнял ее, одновременно проговаривая: «Размыкаю соединение». Третий записывал операцию в журнал. По окончании работ все трое ставили в журнале свои подписи.
В замкнутом пространстве хранилища и зала регламентных работ существовала опасность возникновения статического электричества. Расчет работал в хлопчатобумажной спецодежде и специальной обуви, подошву которой пронизывали медные нити. В помещении поддерживалась строго определенная температура от 12 до 14 градусов и постоянная влажность 40-50%. Влажность контролировалась гигрометром, чувствительным элементом которого служил пучок прямых высушенных и исключительно рыжих женских волос.
К хранилищу, складу, залу регламентных работ и погрузочной площадке проведены рельсовые пути. Все они выходят на поворотный круг в центре технической площадки объекта 820. Боеголовки перемещались на специальной тележке. При массе около тонны ее может легко толкать вручную даже один человек. Колеса тележки обшиты латунью, а грузовая площадка - алюминием, во избежание образования искр.

Совершенно секретно.

Мы покидаем «Арсенал», переступив черту с красноречивой надписью «Граница поста». Прежде чем выйти на набережную к яхт-клубам, нам предстоит пройти еще один комплект из герметичных и противоударных ворот. За спиной на стене технической площадки остается многозначительное напоминание: «Не все говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь». Многие жители Балаклавы, проработавшие на секретном объекте десятки лет под подпиской о неразглашении, до сих пор не могут привыкнуть к тому, что теперь говорить о подземном комплексе можно все. На сегодняшний день подводные силы Черноморского флота ВМФ Украины представлены единственной субмариной проекта 641 «Запорожье», в настоящее время находящейся на ремонте. А подземный объект приобрел статус филиала Центрального музея вооруженных сил Украины и с 1 июня 2003 года открыт для посещения.

Возможность восстановления базы.

Согласно сообщениям в прессе от мая 2010 года, руководство Черноморского флота России рассматривает возможность восстановления базы в Балаклаве и возобновления ее использования по прямому назначению, однако министр иностранных дел Украины Константин Грищенко опроверг эту информацию, сославшись на Конституцию Украины.

Один из самых известных документов холодной войны, получивших широкую огласку, – план операции «Дроп-шот», разработанный министерством обороны США в 1950-х годах, – предусматривал массированную ядерную атаку с последующей оккупацией территории Советского Союза. В течение месяца, начиная с 1 января 1957 года, предполагалось сбросить 300 пятидесятикилотонных ядерных бомб и 29 000 т обычных бомб на более чем сотню городов СССР, превратив одну шестую часть суши в гигантскую пылающую Хиросиму. Человечностью здесь и не пахнет. В эпицентре ядерного взрыва здания, скалы, камни, земля испаряются, исчезают с лица земли или плавятся и текут, как масло на раскаленной сковородке.
К счастью, холодной войне так и не суждено было перерасти в Третью мировую. И все же в данный момент, поеживаясь от холода и с уважительным волнением всматриваясь в полумрак 300-метрового подземного транспортного тоннеля, я с удовольствием смакую мысль: здесь и сейчас я мог бы встретить прямой ядерный удар мощностью в сотню килотонн (как пять Хиросим) и остаться невредимым. У меня над головой больше 100 м скальной породы, а за поворотами коридоров скрываются защитные ворота, каждая створка которых весит 10 т. А еще под рукой топливное хранилище, арсенал с ядерными боевыми зарядами, судоремонтный завод и семь – девять подводных лодок, также надежно защищенных от поражающих факторов ядерного взрыва. Все это – секретный подземный комплекс Черноморского флота, благодаря которому живописный крымский городок Балаклава на полвека исчез с географических карт страны.

GPS г. 44.501160,33.596599 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°30.69", 33°35.795" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°30"4.18", 33°35"47.76"

Попасть на бывшую базу подлодок можно легко с экскурсией, она отправляется каждые 2 часа и длится полтора часа. Внутри остатки былой роскоши. На самом деле почти ничего нет, голые стены. Все, что можно, вынесли, включая герметичные двери...

Добраться до входа можно пешком от конечной остановки автобуса (минут 20).

Основная достопримечательность Балаклавы — музей подводных лодок. После 1945 года, в частности, после Хиросимы и Нагасаки, советским правительством разрабатывается программа по защите основных промышленных и военных объектов от применения ядерного оружия. В Балаклаве в это время начали базироваться подводные лодки. И в первую очередь для защиты большого количества людей и техники в военное время было построено это убежище. В мирное время объект предназначался для ремонта подводных лодок.

Строительство началось в 1957 году в условиях полной секретности и завершилось в 1961 г.

Сложный изгиб и глубина бухты позволяли сразу восьми подводным лодкам незамеченно проходить внутрь и прятаться за высокими берегами, данный природный объект стал идеальным местом для строительства тоннеля через гору. В этот тоннеле подлодки прятались, заправлялись, ремонтировались и все было круто. Балаклаву стерли со всех советских карт, с жителями часто производили общения чуть ли не с детекторами лжи относительно отношения к существующему политическому режиму.

А потом подводные лодки "выросли" и перестали помещаться в узком тоннеле, Холодная война потеплела, сменилась власть. В мае 1995 г. их бухты выведена последняя подводная лодка и база перестала существовать. База стала объектом посещения вандалов вплоть до 2003 года. Мир получил на повторную обработку тонны металла, людям стало светлее жить с лампочками из военного объекта. Всё так мимолетно.

Затем там решили сделать музей, и не прогадали — он процветает. Заново провели освещение, поставили кучу экспонатов, в том числе куски подводных лодок, и радуют людей, прикоснувшихся с когда-то такому большому секрету.

Здесь есть два вида маршрутом — эффектный лодочно-пешеходный (водный канал, арсенальная штольня) и просто пешеходный, но уже полнее (водный канал, арсенальная штольня, заводская штольня). В любом случае, точно следуйте порядку осмотра, т.к. маршрут линейный и иногда не позволяют вернуться обратно.

Перед самым стартом становится жутко — что там, впереди? 608 метров длины тоннеля, глубина 8 метров, максимальная ширина 22-24 метра.

Козырек над входом закрывал вход в тоннель с воздуха, с этого козырька свисала защитная сетка так, что даже с противоположного берега вход сливался с окружающими серыми камнями. Плавучий морской затвор весом 150 тонн закрывает вход в канал за 12 минут.

Прощай, белый свет! И новая группа жаждущих впечатлений.

В минно-торпедном отделении проверялись на герметичность торпеды, в арсенале ТРБ — Ремонтно-Технической Базе хранились ядерные боевые заряды и проводились работы по регламенту ядерных зарядов.

Проведут не во все боковые отходы, и, к сожалению, вряд ли мы из-за этого что-то потеряем — там уже нет секретных лабораторий, это просто туристический объект. Хотя кто знает...

В производственных площадях находился станочный парк, на втором этаже — узел связи и помещения запасного командного пункта дивизии.

А походить-побродить там есть где, наверное, "сталкерам" лет двадцать назад тут было жутко интересно.

Строительство началось в декабре 1953, в 1954 в Балаклаву приехал Хрущев, его не устраивали темпы. У военных не хватало опыта и с 1955 года в Балаклаву стали приезжать профессиональные строители-метростроевцы. Все работы велись под большой секретностью — с тех пор в Балаклаву проезжали только по пропускам.

Грунт вывозили в темное время суток на понтонах или камазах. К 1961 году закончен первый этап стройки, в этом же году в док вошла первая подводная лодка. последняя лодка ремонтировалась в 1991 году.

Серебряный свет белого дня контрастирует с золотым освещением подземного тоннеля.

Производственные и складские помещения могли функционировать в автономном режиме 30 суток и принимать до 3000 гражданского населения, в каналах могли разместить до 9 малых дизельных или 7 средних подводных лодок.

Заходы лодок и погрузки боеприпасов осуществлялись во время регулярных учений.

Некоторые детали интерьера там весьма радуют глаз.

Куда еще деть допотопные костюмы химзащиты с закрытого двадцать лет назад оборонительного завода? Конечно же, отдать в местный музей!

Данное сооружение могло выдержать ядерный взрыв прямого попадания до 100 килотонн. Для сравнения, в Хиросиме и Нагасаки взрывы были мощностью 20 килотонн.

А в закрытой половине тоннеля располагаются ремонтные мастерские для подводных лодок.

Общий объем объекта составляет 15 000 м2: заводская часть, арсенал, минно-торпедная часть и топливное хранилище южнее от входа в саму заводскую часть.

И сказочный свет выхода из темного мрачного тоннеля.

Горизонтальная конструкция на выходе представлял собой три горизонтальные плиты общей массой 100 тонн. Вход в балаклавскую бухту не виден с открытого моря.

Сверху прилетают ныряющие, так что плавать туда мы не будем, просто полюбуемся зелеными волнами и выходом из балаклавской бухты.

Сейчас использовать этот объект уже нельзя, при современном оружии от ядерной войны сооружение уже не спасет, к тому же уже не работает ни один механизм — только централизованно после 1991 года, все остальное просто вырезалось. Музей открылся лишь в 2003 году и в тоннель заново было проведено электричество.

И старые подписи бесплатно в свое время посетивших объект, им было куда более атмосферно, однако темно и всегда на голову могло упасть что-нибудь железное.

Объект предназначался для ведения военных действий. Подлодки могли подзаряжать аккумуляторные батареи. Под пешеходной дорожкой проложен ряд труб из топливного хранилища.

И блики на воде обратной дороги. Вот бы проплыть тут! Разумеется, без вероятность попасть под экскурсионную лодку. Ощутить себя Джеймсом Бондом на военном объекте заброшенного острова, где до сих пор проводятся жуткие опыты...

Ну и музей, главное правило музея — чем больше всего понаставишь и понавешаешь, тем лучше! Больше старых фото, крупнее фотографии!

Первые подводные лодки были настоящими гробами, они взрывались и тонули, поэтому офицерам на их борту платили в десять раз больше, чем на кораблях — все равно не долго.

Ниши могли использоваться для установки необходимого инструмента или для подрыва базы в случае ее захвата.

Люди в противогазах пропали, наверное, ушли куда-то... В прошлое.

Когда-то тут кипела жизнь, ходили военные в полной выправке, бегали ремонтники, решая сложные военные задачи.

Сухой док — железобетонный док для ремонта отделен от водной части канала. Лодку затягивали в сухой док, устанавливали, отцентровывали, за 2-3 часа насосами из насосного отделения откачивалась вода. Здесь могли ремонтироваться только средние и малые подводные лодки, больших и атомных подводных лодок здесь никогда не было. Стены обшиты асбестовыми щитами, чтобы устранить возможность возгорания.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали "пип-пип-пип", чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки...

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На "окнах" виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев". "Минск", "Новороссийск", "Баку").

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Фотографии от посещения в 2017

В десяти километрах от Севастополя, в Балаклаве , в 2003-м году, впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение был представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок . Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве , более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте . ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.

Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент - 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

Один из технологических выходов. Имеет узкоколейку для возможности транспортировки боевых грузов. Сейчас - выход из музея

Один из технологических выходов. Имеет узкоколейку для возможности транспортировки боевых грузов. Сейчас - выход из музея

Объект 825 ГТС , был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений

В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери.

В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери.

За шлюзовой камерой сразу попадаем в зал, откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса.

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Коридор ведет в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий.

Коридор ведет в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий.

Плавучая мина на минной тележке

Плавучая мина на минной тележке

Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ. Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа. Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.

С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению. Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и надводных кораблей.

Коридоры Объекта 825 ГТС

Коридоры Объекта 825 ГТС

На полу видно демонтированные рельсы узкоколейки. Впереди снова герметичные запоры

На полу видно демонтированные рельсы узкоколейки. Впереди снова герметичные запоры

Строительство завода завершилось в 1961 г. Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

При ближайшем рассмотрении поражает толщина и массивность запоров

При ближайшем рассмотрении поражает толщина и массивность запоров

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0x5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500» , подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

За стеной ожидаешь увидеть такой же мощный механизм. Но он неожиданно оказывается достаточно "миниатюрным" в сравнении с дверьми

За стеной ожидаешь увидеть такой же мощный механизм. Но он неожиданно оказывается достаточно "миниатюрным" в сравнении с дверьми

Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) - он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина - 6 м., длина - 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу. Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м. Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. При выходе из канала также имеется батопорт другой конструкции - состоит из железобетонных наборных плит, которые с помощью кран-балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала. Сухой док - выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой.

Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта - задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры. Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3–4 недели.

Доки, где ремонтировали подводные лодки

Доки, где ремонтировали подводные лодки

Канал, по которому заходили и выходили лодки

Канал, по которому заходили и выходили лодки

Стены дока

Стены дока

В Спеццехе имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. В системе вентиляции находились воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток. Преддоковая площадка - начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15 метров) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи. С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок.

Коридор. ведущий к арсеналу вооружения

Коридор. ведущий к арсеналу вооружения

Кое-где достаточно высокая влажность и объектив камеры моментально запотевает. Снимок сделан как раз таким запотевшим объективом

Кое-где достаточно высокая влажность и объектив камеры моментально запотевает. Снимок сделан как раз таким запотевшим объективом

Подходим к Арсеналу вооружения.

Подходим к Арсеналу вооружения.

Заводская паттерна - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м. Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дня использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса. Развилка транспортных коридоров завода - паттерн. Основная паттерна длиной 300 м. выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м., связывает топливное хранилище с ремонтной частью.

По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами. В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.

Строительство Арсенала (ремонтно-технической базы для подготовки вооружения для подводных лодок и надводных кораблей) началось в 1963 г. В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а так же производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий. Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот. Противоатомные защитные ворота - двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота - 3 метра.

Герметичная защитная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.

Арсенал состоял из локальной и технической зон. В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий. В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.

Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию. В хранилище обычных и боевых ядерных зарядов располагается экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины».

Верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта

Верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта

Экспозиционный зал с перископом в его центре

Экспозиционный зал с перископом в его центре

Машинный телеграф

Машинный телеграф

Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажный режим (5–15 градусов по Цельсию, влажность 50–60%).

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале. Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 метра.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок. Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов. Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года.

В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление. В декабре 2002 г. Центральный музей Вооруженных сил Украины Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал работать.

Погрузочная площадка арсенала

Погрузочная площадка арсенала

50 человек военизированной охраны делали завод недоступным для посторонних - въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю - не знаю, что делаю - не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали - хочешь оставаться на свободе - потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Надпись на следующем фото характерна.

Чтобы никто не забыл где он находится

Чтобы никто не забыл где он находится

Схема Объекта 825 ГТС

Схема Объекта 825 ГТС

Координаты объекта:


10. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве
11.
12.
13.
14.
15.

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир - в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС - специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией №825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой №820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по . База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её - уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать , нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.


Объект 825 ГТС (К-825) - секретный военный объект времён холодной войны, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Был расположен в балаклавской бухте, использовался с 1961 по 1992.

История создания

Время после Второй мировой войны было тяжёлым и гонка вооружений между США и СССР вынуждала обе сверхдержавы строить защитные сооружения, для укрытия своих вооружений и различных стратегических объектов. В конце 40-х годов XX века в СССР была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия». Следуя ей и с учетом расположения в Балаклавской бухте основной базы подводных сил Черноморского флота было принято решение о постройке бъекта противоатомной защиты 1-й категории. "Объект 825 ГТС" расположился глубоко под скальными породами горы Таврос в Балаклаве. Проект был инициативой Иосифа Сталина, и предназначался для ответного ядерного удара.

Строительство

Решение о вводе этого объекта в строй было принято в 1947 году. И, только, в 1953 году, после долгих поисков подходящего места, было начато строительство. Нет ничего странного в том, что Балаклава являлась идеальным местом для строительства объекта. Глубина бухты позволяла заходить в нее подводным лодкам в надводном состоянии, близость к оплоту Черноморского флота – Севастополю. Так же на создание базы в этом месте повлияло наличие в горе Таврос большого количество естественных пещер и пустот. Строительство объекта (проект Ленинградского государственного проектного института «Гранит») было утверждено в 1953 году а полностью завершилось в 1961 г. В первую очередь в 1961 г. была введена ремонтная часть (объект 825 ГТС). Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя - объект 820 «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. За время строительства было вывезено, около, 120 тыс. тонн породы. Вывозили её на баржах под покровом ночи, чтобы не привлекать внимание. Строительство велось круглосуточно, в пять смен, буровзрывным методом. В земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался заряд, разрушающий породу на нужной глубине. После вывоза грунта рабочие сооружали металлический каркас, укрепляли его деревянными элементами и заливали бетоном. До 1956 года бетон подавался внутрь людьми. Позже, его стали закачивать в форму с помощью сжатого воздуха. В начале строили военные, но вскоре, из-за сложности бурения за работу взялись метростроевцы. По окончанию строительства, вход и выход из дока закамуфлировали стальной арматурой и кустарными растениями. Это, и полная незаметность со стороны моря (вход в бухту зигзагообразный) а также многочисленная охрана, помогало полностью скрыть сверхсекретный объект от посторонних глаз.

План базы

Подземный водный канал (длина 602 метра) давал возможность принимать до 7 подводных лодок и осуществлять их обслуживание. Глубина канала - около 8 м, ширина - от 6 до 25 м. высота арки канала - 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью (батопортом) массой до 150 тонн. Общая площадь всего объекта, включая технические помещения и ходы - 9600 кв. м. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха. Из бухты подлодка, заходила в начало канала своим ходом, после прохождения батопорта, который после всплывал, двигатели глушились и лодку с помощью лебёдок и тросов перемещали по каналу штольни. Надобность глушить двигатель была определена пагубным влиянием вибрации на стены тоннеля. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту. Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полу разобранном виде и перед погрузкой на лодку требовали сборки. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (на остальных территориях перемещение грузов осуществлялось при помощи электрокаров), существовал тройной контроль действий. Он заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. После завершения всех технических работ и вооружения, субмарина выходила с другой стороны скалы прямо в открытое море.

Оборудование

После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха.

Предназначение

Основной целью подземного бункера было сохранить на время атаки основную часть ядерного флота СССР, а тогда в строю Черноморского флота, уже находились подводные лодки проекта №613 и 633 с ядерными боеголовками на борту. В случае необходимости все входы-выходы перекрывались и бункер мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения – на Хиросиму сбросили бомбу мощностью всего лишь 20 килотонн. После удара база могла автономно существовать ещё месяц (по непровереным данным до трёх лет), благодаря мощным фильтро-вентиляционным установкам. Герметичность обеспечивалась за счет поднятия давления внутри базы до 1.1 атм.. Таким образом, избыточное давление препятствовало проникновению зараженного воздуха внутрь. Укрытие было рассчитано на 3000 человек.

Ключевые даты

1961 год - строительство завода чуть было не отменили, после осмотра почти готового объекта Хрущевым. Ему объект показался бесполезным и он решил отдать его под винные погреба, но генералам и адмиралам удалось отстоять объект, да и усложнившаяся ситуация с Кубой внесла свой вклад в дальнейшее возрождение проекта.

1992 год - охрану объекта 825 было снято и местные жители разграбили всё ценное, что там было. Завод по ремонту подводных лодок превратился в заброшенную, пустую полость внутри горы. Сотни метров силовых кабелей(их сжигали прямо в туннелях), люки, станки и всё, что можно было вынести, было разграблено.

Дальнейшая история

Это самый большой, из когда-либо рассекреченных, военных объектов на планете. Именно из-за него крымский город Балаклава на долгие годы превратился в один из самых охраняемых городов СССР. 400 гражданских работали на этом предприятии и хорошо знали - хочешь оставаться на свободе – забудь о том, где ты работаешь на время беседы с сотрудником особого отдела, которая проходила раз в два года, а то и чаще. Правильный диалог был построен следующим образом: где работаю - не знаю, что делаю - не помню. С начала строительства, Балаклавская бухта пропала со всех карт. Въезд и выезд в город контролируется особым отделом. Все местные жители прошли по одному, а то и по несколько, собеседований с сотрудниками госбезопасности. На территорию Балаклавы возможно попасть только по прописке в паспорте. Все остальные – по пропускам. Пропуска выдавались на конкретный срок и на конкретного жителя Балаклавы. Т.е. поездка к родственникам в Балаклаву была возможна только при личном присутствии этих родственников на КП. Все окрестные сопки патрулировали людьми в штатском, фотографировать было строго запрещено. Даже жители не знали, что именно строят. Во всех документах стройка числилась как городская телефонная станция. Объектом занималось специально созданное строительное управление № 528.

Интересный факт - после откачки воды в доке было по колено рыбы. Чтобы улов не пропадал, рыбу коптили прямо в штольне. Над горой, порою, поднимался дымок и знающему человеку это говорил о том, что очередная субмарина стала на ремонт. За время строительства объекта прогресс шагнул вперёд и на вооружение Черноморского флота стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта, которые просто не вмещались в каналы. Изначально, велись разговоры о расширении канала, но со временем проектом перестали интересоватся.

После того, как объект разграбили, были неоднократные обращения к президенту Украины, с просьбой что-то предпринять. Но это ни к чему не приводило и лишь в 2004 году объект был взят под охрану МВД. После 8 лет бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали "Балаклава". В музее отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, демонстрируется современное и антикварное военно-морское вооружение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!