Туристический портал - Excursiivsochi

Трассы домбая. Открыть левое меню домбай Домбай описание трасс

В самом сердце величественных гор седого Кавказа раскинулся один из старейших туристических и альпинистских центров нашей страны. Это Домбай - горнолыжный Эдем, расположенный в заповедном уголке Карачаево-Черкесии. Невероятные по своей красоте ландшафты Северного Кавказа, чистейший горный воздух и изумительные условия для активного отдыха манят туристов со всех уголков России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Современный курорт Домбай - уникальный центр альпинизма и горнолыжного спорта, место проведения соревнований международного уровня, значимых мероприятий культурной и спортивной жизни страны.

Расположение курорта

Домбайская поляна - межгорная котловина на высоте 1620 метров над уровнем моря - место, где находится Домбай. расположен в бассейне горной речушки Теберды, на территории национального Тебердинского заповедника. Высокогорная долина уютно примостилась у подножия Главного где сливаются воедино воды рек Домбай-Ульген, Аманауз и Алибек.

Поляна окольцована цепью причудливых заснеженных вершин с необыкновенно поэтичным названием - Домбай-Ульген (в переводе с карачаевского - убитый зубр), Сулахат - спящая девушка, полосатая скала Белалакая, Джугутурлючат (место обитания туров), Пик Инэ, воспетый Визбором величественный Эрцог.

Благодаря мягкому климату и удачному географическому положению в Домбае всегда прекрасная погода: массивные горные склоны защищают курорт от ветров, а солнце озаряет долину более 320 дней в году. Обильные снегопады и устойчивый снежный покров определяют продолжительный горнолыжный сезон, длящийся с ноября по май.

Домбай - горнолыжная Мекка Северного Кавказа

Солнечный край сказаний и легенд - удивительный Кавказ - издавна манил путешественников, исследователей и альпинистов. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, Домбайская поляна получает развитие в качестве центра туризма и горнолыжного отдыха. Сегодня Домбай - горнолыжный курорт, стремительно развивающий свои возможности и инфраструктуру. Условия катания здесь приближены к альпийским курортам: современные зимние трассы, протяженностью более 20 километров, разветвленная сеть подъемников, высокий уровень сервиса, и главное достоинство - дикая, нетронутая красота окрестных гор.

Горнолыжные трассы курорта

Горнолыжные трассы в Домбае берут свое начало на высоте более 3 тысяч метров на вершине монументального хребта Мусса-Ачитара. Система склонов различного уровня сложности и протяженности подойдет как для новичков, так и для асов горнолыжного спорта. Трассы, согласно принятой системе классификации, условно разделены на «зеленые» (простые склоны для начинающих), «синие» (средний уровень сложности) и «красные» - для уверенных в своих силах профи.

Основная зона катания проложена на высоте 2600-3012 метров и отличается ровным спокойным рельефом. Для детей и совсем «зеленых» новичков подготовлены простейшие пологие склоны, так называемые «лягушатники», оборудованные

Любителям пощекотать себе нервы и профессиональным спортсменам крутые уклоны северной части Мусса-Ачитара и ущелья Гоначхир предлагают широкие возможности для фрирайда. Поклонников хели-ски ожидает головокружительное катание по нетронутым склонам с вершин Семенов-Баши и ледника Алибек, куда экстремалов забрасывает местный вертолет. Для катания в поздние часы на курорте предусмотрено ночное освещение трасс.

Система подъемников Домбая

Домбай - горнолыжный комплекс, который обслуживают несколько систем подъемников:

  • Пять очередей канатно-кресельной дороги, построенных еще в 70-80 годы XX века. В основную зону катания доставляют четвертая и пятая очереди канатки. Четвертая очередь ведет к так называемой «поляне Мусса» на высоте 2,5 км. Отсюда пятая парнокресельная канатка доставляет туристов на гребень хребта.
  • Восьмиместный гондольный подъемник.

  • Новый комплекс который включает в себя шести- и четырехместную креселки, доставляющие лыжников и сноубордистов на высоту до 3200 метров.
  • Югославская канатная дорога протяженностью 1700 метров.
  • Канатно-маятниковая дорога, включающая два вагончика вместимостью до 40 человек, поднимающая экскурсантов и лыжников на высоту 2260 м.
  • Сеть бугельно-буксировочных дорог, обслуживающих тренировочные склоны.

Достопримечательности курорта

Самая главная достопримечательность этого края - окружающее великолепие природы Тебердинского заповедника.Хрустальные горные реки и живописные теснины ущелий, стремительные водопады, холодная красота высокогорных озер - изумительную панораму здешних мест открывает смотровая площадка на вершине Мусса-Ачитара. Отсюда можно наблюдать сияющий в облачной дымке далекий Эльбрус.

Примечательным местом и своеобразной визитной карточкой Домбая является оригинальная восьмиместная гостиница Тарелка, выполненная в форме инопланетного корабля.

На пути к ущелью Аликбек расположено тихое и памятное место - кладбище погибших альпинистов. Сюда приходят, чтобы отдать дань памяти и уважения тем, кто погиб в горах при восхождении или попытке спасти жизнь товарищей. На тропинке, ведущей к могилам, стоит табличка со словами из песни Высоцкого: «Нет алых роз и траурных лент, и не похож на монумент тот камень, что покой тебе подарил...».

Развлечения и экскурсии Домбая

Домбай - горнолыжный курорт, где помимо захватывающего разнообразия трасс гостям предложена масса возможностей активного и разнопланового отдыха. Полюбоваться просторами заснеженного Кавказа можно, совершая прогулку на квадроциклах или в увлекательном сафари на снегоходах. Поклонников острых ощущений не оставит равнодушными возможность совершить ошеломляющий спуск в специальном зорбе, объемном прозрачном шаре.

Отдельного упоминания заслуживают увлекательные путешествия с инструктором на параплане, открывающие незабываемые виды горных ландшафтов с высоты птичьего полета. Уверенным лыжникам можно попробовать свои силы в спидрайдинге - экстремальном сочетании параплана и горных лыж.

На территории комплекса действуют ледовый каток, санный прокат, организованы конные и пешие экскурсии по живописным уголкам Тебердинского заповедника.

Домбай летом и осенью

Заповедный Домбай - горнолыжный курорт, который стоит посетить не только зимой. Восхитительная природа этого края открывает прекрасные возможности для отдыха в летний и осенний периоды. Когда со склонов Кавказских гор сходит снежный покров, альпийские луга Домбайской долины расцветают шелковистым ковром нежных растений. Взору путешественников открываются красоты вековых пихтовых лесов, бирюзовых горных озер, тысячелетних ледников на фоне ясного солнечного неба.

Летом в Домбае особый нежаркий климат, благоприятный для длительных пеших экскурсий. В это время года популярными развлечениями туристов служат горные велосипедные и конные прогулки, восхождения на вершины Кавказа, треккинг. Осенью же природа Теберды зажигается пестрой палитрой золотисто-багряных красок.

Домбай - горнолыжный курорт: цены на подъем и прокат снаряжения

Расценки на услуги подъемника зависят от выбора системы подъема. Так как основные комплексы канатно-кресельных дорог принадлежат разным владельцам, на Домбае отсутствует единый тариф. Для детей и пенсионеров действует скидка 50%.

  • Стоимость однократного подъема по старой канатно-кресельной дороге зависит от очереди и варьируется в пределах от 150 до 250 рублей, дневной абонемент обойдется туристу от 500 до 1000 рублей.
  • Стоимость скипасса на обе очереди нового комплекса канатных дорог составит 1600 рублей за день для взрослого человека. Однократный подъем на каждой очереди оценивается в 500 рублей.
  • Услуги маятниковой канатной дороги горнолыжникам и сноубордистам обойдутся в 200 р., туристам - в 300 рублей за один подъем.

Цена проката комплекта снаряжения для лыж и сноуборда составляет приблизительно 400-450 рублей в день. На территории комплекса можно в том числе приобрести новое оборудование.

Как добраться

Существует несколько способов добраться до уголка Карачаево-Черкесии, где находится Домбай. Горнолыжный курорт расположен в 230 километрах от аэропорта Минеральных вод, и самым простым способом трансфера является авиаперелет. Из аэропорта ежедневно (в лыжный сезон с декабря по март) курсирует автобус, доставляющий туристов до центра поселка. Также можно воспользоваться услугами такси или взять в аренду автомобиль.

Если добираться до горнолыжного комплекса поездом, пунктом назначения можно выбрать вокзалы в Невинномыске, Пятигорске, Нальчике или Минеральных водах. Дорога займет от 24 до 38 часов в пути. От станции до Домбая можно доехать на такси, есть маршруты рейсовых автобусов.

От Москвы до Домбайской поляны курсируют прямые рейсы комфортабельных междугородних автобусов. Также без пересадок можно добраться до места отдыха самостоятельно, то есть на собственном авто.

Заповедные места величественного Кавказа круглый год встречают своих гостей уникальной природой, целебным воздухом и великолепием высокогорных долин. Домбай горнолыжный отзывы туристов единодушно причисляют к самым впечатляющим и красивым курортам нашей страны.

В Домбае несколько систем подъемников, которые доставляют лыжников в основную зону катания на четвертой и пятой очереди кресельной дороги. Основной эта зона катания (2600-3000 м) является потому, что здесь широкое плато, склон обрабатывается ратраком и катается здесь больше всего людей. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Ниже трассы хуже.

Часы работы канатных дорог

Подъемники начинают работать с 8:00-8:30. 5-я очередь закрывается примерно в 16:00-16:30. Маятниковая КД работает до 17-18 часов.

В плохую погоду подъемники могут не работать. Из-за ветра могут стоять кресла 5-й очереди при работающей «югославке». Но бывает, что в хорошую погоду работает 5-я очередь, а «югославка» стоит. Даже в самую плохую погоду могут включить маятниковую дорогу, чтобы поднять желающих.

Цены подъемников Домбая

Многодневные дневные абонементы
Тип билета Взрослый Детский
(3-10 лет)
1 день 1400 850
2 день 2540 1500
3 день 3495 2100
4 день 4780 2850
5 день 5850 3500
6 день 7000 4200
7 день 8100 5520
9 день 10450 6250
10 день 11600 6950
11 день 12750 7650
12 день 13900 8350

«Гондольная дорога» система Doppel Mayer

(1590-2270 метров)

Новый комплекс канатных дорог Домбая

Гондольная КД открыта в 2007 году, 16 декабря. Первая станция стоит рядом с недостроеной гостиницей «Аманауз» и поднимает лыжников на высоту 2270 м. (рядом со второй станцией МКД). Далее на шестикресельной канатке поднимает на высоту 3035 метров (выше пятой станции ККД). Затем на 4-х креселке можно доехать на уровень 3168 м - это самая высокая точка, на которую можно подняться на канатной дороге в Домбае.

(2270-3035 метров)


(2270-3035 метров)

Новый комплекс, 4-х кресельный подъемник, система Doppel Mayer

(3035-3168 метров)


Маятниковая Канатная Дорога

(1630-2260 метров)

Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути - 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, недалеко от гостиницы «ММЦ Горные Вершины».

Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ.

Функции чисто транспортные, поскольку на этом участке можно кататься только в очень снежную зиму, или для самостоятельного (минуя канатки) возврата на Домбайскую поляну из зоны горнолыжного катания 4-я и 5-я канатки - здесь долгий пологий спуск по узкой тропинке в лесу.

Вторая очередь (1751-1800м) однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания

2-я очередь ККД (длина 640 м) идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса. В настоящее время не работает.

Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги

Ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. - уровень гостиницы Пик Инэ) - нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу.Предназначение в основном доставка в зону горнолыжного катания.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги

Ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров - поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, которую регулярно обрабатывают ратраками, а в снежную зиму и вне трассы, но это рискованно — камни. Длина трассы здесь около 1 км.

Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги

Уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 - 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима, тем шире зона.

«Югославская» (2550-2980 метров)

Стартует она метрах в 400 слева от «тусовочной» поляны на Мусе - чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Здесь в начале зимы 2002 г. поставили небольшое кафе. Ведет «Югославка» на то же самое плечо г. Муса, что и 5-я очередь. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы. Финишная станция этого подъемника - в 20 метрах ниже конечной станции 5-й креселки. В отличие от обитых деревом обычных кресел остальных канаток, кресла этой канатки более современные - пластмассовые, покрыты спец материалом, аккумулирующим солнечное тепло, так что садиться на эти кресла приятно.

Бугельные подъемники

Между 4-й и 5-й очередью ККД 3 бугельных подъемника около 100 м каждый, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 - «лягушатник». В этом «лягушатнике» обычно катание возможно с середины ноября - начала декабря.

Один бугельный подъемник (300 м) находится в нижнем лягушатнике напротив отеля «Крокус» в самом пос. Домбай.

  • Пригодна для катания: с ноября по май.
  • Расположение: на склоне вдоль 5-й очереди ККД (начало — на высоте 3000 м)
  • Характеристики: средний уровень сложности, длина — 2 км, переменный рельеф, ухожена, бугров нет, обрабатывается ратраками.
  • Для кого подходит: лыжникам, который хотят усовершенствовать свой уровень, опытным лыжникам, сноубордистам

Для новичков

Для новичков предлагают трассы зеленого цвета — пологие, ровные, простые и хорошо ухожеенные трассы. Отсутствие бугров. Рядом с отелем «Наступ» и гостиницей «Крокус» находится «Лягушатник» - пологий склон в Домбае для новичков, он оборудован бугельным подъемником. Его длина – 300 м.

Также Лягушатник есть на высоте 2250 м, на 4-й очереди ККД, 3 бугельных подъемника обслуживает этот склон по 100 м длиной каждый.

Склоны Мусса-Ачитара

Самым лучшим местом катания можно считать юго-западные склоны Мусса-Ачитара. В верхней части трасса ровная, без крутых перепадов. Эта трасса идеально подходит для тех, кто еще неуверенно чувствует себя в горах. В нижней части склона трасса круче, с наличием бугров. Тут находятся «красные», а местами «черные» участки, привносящие определенную остроту горнолыжникам.

Все большую популярность в последние годы приобретает сноуборд. Домбай более десяти лет является местом для проведения одного из самых крупных сноуборд-фестивалей.

Большинство горнолыжных спусков заканчиваются выкатом на поляну, которая находится под Муссой. Здесь нужно быть очень внимательными — поляну приметили не только сторонники скоростных спусков. Здесь много возможных саночников, а также экстремалов.


Хели-ски и Фри-райд на Домбае

Для экстремальных любителей лыж Домбай приготовил идеальные условия для Хели-ски (вертолетная высадка) и Фри-райда (катание вдали от горнолыжных трасс). В Домбае для фри-райдеров предусмотрены несколько маршрутов за пределами трасс. Большая часть этих маршрутов проходят по склону Мусса-Ачитара.

(варианты спусков с гидами)

Высокий уровень сложности — от 1 ч. до 3 ч. — спуски № 6,7,8

Средний уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №2,3,5

Простой уровень сложности — от 40 мин. до 2,5 ч. — спуски №1,4,9

Инструкторы на Домбае

В Домбае работает школа лыжников, предоставляются услуги инструкторов, которые помогут в освоении сноуборда и горных лыж. Обучение осуществляется в группе или индивидуально. Также есть детские лыжные курсы. Потому, планируя в Домбай поездку, обязательно возьмите своих детей. На склонах курорта сейчас все чаще можно увидеть малышей, умело разъезжающих на маленьких лыжах.


Если после отдыха на лыжных склонах захочется выпить горячего глинтвейна или просто перекусить, то на поляне предусмотрено для этого большое число кафе и закусочных.

Домбай хорош как для профессионалов, так и для начинающих горнолыжников и сноубордистов. Склоны Домбая достаточно широкие, лишенные излишней крутизны, при этом уверенно катающиеся горнолыжники найдут массу возможностей для внетрассового катания и фрирайда.

В Домбае несколько систем подъемников, которые доставляют лыжников в основную зону катания на четвертой и пятой очереди кресельной дороги. Основной эта зона катания (2600—3000 м) является потому, что здесь широкое плато, склон обрабатывается ратраком и катается здесь больше всего людей. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и (4,6)-кресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль "Югославки" и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной.

Маятниковая Канатная Дорога

Маятниковая канатная дорога (1630-2260 метров). Дорога сдана в эксплуатацию в 1986 году. Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз, по принципу "маятника", откуда и пошло её название. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути — 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, недалеко от гостиницы "Горные Вершины".
На верхней станции Маятниковой канатной дороги находятся одна из лучших панорамных площадок, сеть торговых палаток с различными сувенирами и товарами ручной работы, а также кафе и ресторанчики,очень удобна пересадка на все кресельные дороги. Время в пути - примерно 8 минут.

Гондольная Канатная Дорога

Гондольная дорога (1590-2270-3035-3200 м) запущена в эксплуатацию в декабре 2007 года. Это современный комплекс европейского уровня. Такие же канатные дороги устанавливаются в настоящее время на лучших альпийских курортах.
Первая станция Гондольной дороги стоит на противоположном берегу реки, почти напротив нижней станции Маятниковой канатной дороги. Она поднимает Вас на высоту 2270 м. Далее, от конечной станции Гондольной и Маятниковой канатных дорог, новая шестикресельная канатная дорога поднимает Вас на высоту 3035 м. И самая последняя очередь, запущенная в 2008 году, представляет собой четырехкресельную канатную дорогу, поднимает Вас на высоту 3200 м - высшую точку хребта Мусса-Ачитара. Общее время в пути - около 20 минут.

Канатно-Кресельные Дороги

Канатно-кресельные дороги (ККД) - самые первые канатки в Домбае. Они идельно подходят для экскурсантов в любое время года. С каждой очереди открываются великолепные виды на горы и окружающую природу.

Первая очередь ККД (1636-1751 м) - начинается не далеко от отеля "Крокус" и пролегает до Поляны ЛИИ. Эта очередь однокресельная. Подъем на этой очереди длится 8 минут. Не смотря на солидный возраст ККД, руководство старается уделять большое внимание качеству перевозок, утепляя кресла (приклеивают подстилки из современных высокопрочных материалов) и повышая качество обслуживания своих клиентов.

Вторая очередь ККД однокресельной дороги уходит на Русскую Поляну, где раньше была основная зона катания. С появлением 3-ей, 4-ой и 5-ой очередей ККД, основная зона горнолыжного катания была смещена и необходимость эксплуатации данной очереди отпала. В настоящее время 2-ая очередь не работает.

Третья очередь (1719-2266 метров) - парнокресельная. Берет свое начало от Поляны ЛИИ и тянется до схождения Маятниковой и Гондольной канатных дорог (2260 м), где расположена нижняя граница современной зоны катания. Эта канатная дорога уходит круто вверх. Большая часть пути проходит в лесу. Основное ее предназначение - доставка в зону горнолыжного катания. Подъем на этой очереди длится 14 минут.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) - парнокресельная. Эта дорога ведет к основному месту скопления горнолыжников — на поляну под г. Муса-Ачитара на высоте 2500 м., где расположено множество кафе, пунктов проката, лыжехранилищ. Там же всегда можно найти инструкторов. Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса-Ачитара. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, регулярно обрабатываемую ратраками, а в очень снежную зиму возможно и внетрассовое катание. Длина трассы - около 1 км. Подъем на этой очереди длится 7 минут.

Пятая очередь (2500-3002 метров) - парнокресельная. Начинается она с поляны и заканчивается на плече г. Мусса-Ачитара (3000 м). Там же расположено самое высокогорное на Кавказе кафе "3012 метров". Основная трасса вдоль ККД - примерно 2,5 — 3 км, 1-2 раза в неделю обрабатывается ратраками. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Подъем на этой очереди длится 12 минут в зимнее время и 19 минут - летом.

Югославская канатная дорога

Югославская канатная дорога (2550-2980 м) - парнокресельная дорога. В начале 2000 года была запущена ещё одна очередь парнокресельного подъемника, ориентированная на лыжников и сноубордистов, так называемая "Югославка". Начинается она в 400 м левее от основной поляны на горе Мусса-Ачитара - чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Ведет "Югославка" туда же, что и 5-я очередь Канатно-кресельной дороги. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы.

Бугельные подъемники. "Лягушатник" на четвёртой станции (2500 метров)

Бугельные подъемники длиной около 100 м, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 — "лягушатник". В этом "лягушатнике" обычно катание возможно с середины ноября — начала декабря.

Часы работы канатных дорог

Подъемники начинают работать с 8—8:30. 5-я очередь закрывается примерно в 16:00-16:30. Маятниковая КД работает до 17—18 часов.

Схема подъемников и горнолыжных трасс Домбая

На схеме подъемников и горнолыжных трасс Домбая обозначены кресельные и гондольные канатные дороги. Условные обозначения трасс соответствуют общепринятым стандартам:
Зеленые трассы - для начинающих. Простые, ровные трассы. Идеальны для катания горнолыжников, которые только обучаются катанию. Трассы ухожены, бугров нет.
Синие трассы - низкая степень сложности. Трассы с переменным рельефом. Подходит для лыжников, которые желают усовершенствовать технику своего катания. Трассы ухожены, бугров нет.
Красные трассы - средний уровень сложности. Имеют более возросшую крутизну. Предназначена для опытных лыжников и сноубордеров. Трассы отличаются тем, что на них практически нет пологих участков. Трассы ухожены, могут появляться бугры к концу дня при большом числе катающихся.
Черные трассы - высокий уровень сложности. Трассы для профессионалов. Они характеризуются узкими (но не пологими) местами, резкими поворотами с перепадами склона. Трассы ратраками не обрабатываются.

Что такое горнолыжная трасса? Это хорошо выровненный участок склона, огороженный, который чистят, ратрачат и подсыпают снег пушками, если его мало. Так вот – еще несколько лет назад трасс в Домбае в этом понимании не было вообще. Как говорится, «в России нет дорог, есть только направления».

А что было? Просто склон, слегка выровненный кое-где, по которому раз в неделю местами проезжал ратрак. Лыжники накатывали на этом склоне жуткие неровности и бугры, помимо естественных. Могул, ага, только вынужденный.

Сейчас всё поменялось. Ну, почти всё :) Трассы всё так же неогороженны и не размечены толком, но всё-таки они стали очень похожи на настоящие. За последние годы их расширили, выровняли бульдозерами и экскаваторами, понаделали новых и «соединительных» участков… Кататься уже можно. Да, снежных пушек нет, ратрачат средненько и не вовремя, трассы местами очень узкие, но теперь это всё-таки трассы, а не жалкое подобие.

…Итак, начнем сверху. С самого верху, с «пупыря», то есть с верхней станции 4-кресельной канатки (высота 3168), ведёт узкий серпантин в полкилометра длиной, по которому можно съехать до 3008 (верхняя станция 6-креселки). Можно и напрямик – но будет крутовато, и трассы там нет. Это самая верхняя трасса, она открывается в сезон раньше других, и нормальное катание по ней возможно дольше всего, чуть ли не до июня месяца.
Возле точки 3008 (3012 по другой классификации) расположена котловина – можно съехать в неё, и подняться на спускающейся 4-креселке со «станции подсидки», а можно объехать её по гребню, непосредственно к верхней станции 6-креселки.

Далее – «основное катание» (самые популярные трассы) – от 3008 до 2277, от верхней станции 6-креселки до её нижней станции. Спуск длиной чуть более 2 километров возможен несколькими параллельными вариантами. Можно – трассой под самой 6-креселкой. Можно параллельной ей трассой под 5 и 4 очередями старой канатки (она расположена левее, если смотреть на склон снизу вверх). В последний год сделали трассу и под «югославкой», можно съехать и по ней (она еще левее). Между всеми этими трассами есть несколько узковатых «соединительных» трасс-переходов. Всего получается 3-4 параллельно-перекрестных варианта спуска.

От нижней станции 6-креселки (она же верх «гондолки», в общем, «Узловая») – число вариантов спуска опять снижается до одного. Это так называемая «лесная» трасса, которая идёт по лесу серпантином до окрестностей Русской поляны, откуда уже даже не трасса, а настоящая дорога (довольно пологая, иногда приходится толкаться палками) идёт до поляны ЛИИ и далее до нижнего лягушатника и собственно посёлка Домбай.
«Лесная» трасса в верхней части довольно крутая и расположена низко, да и смотрит прямо на юг - по всем этим причинам на ней теплее, снег быстрее тает. Поэтому она чаще других бывает разбитой, проталины, лёд или «каша» и т.п. Но, это единственный вариант спуска в посёлок, если вы хотите ехать своим ходом, а не на канатке. Есть, правда, еще так называемая «старая дорога» (расположена правее, глядя на склон снизу вверх) - но она еще хуже по всем статьям, да и уходить на неё нужно довольно высоко, на уровне середины спуска от верха до низа «шесткреселки»; зимой её не чистят, так что это по сути фрирайд.

Особенности домбайских трасс:

Трассы Домбая для начинающих. Начинающим лучше покататься сперва на учебных склонах, поднимаясь на бугелях: либо на «Вегасе», это верхняя станция 4 очереди старой канатки, либо в нижнем лягушатнике в посёлке, но в посёлке скучно. Как вариант – поездить в котловине на 3012 (подсадка на 4-креселке по длине как тот же бугель). Почувствовав себя уверенно, можно выходить на более длинные и сложные трассы. Соответственно, в первый день (дни) лучше ехать на старой канатке, т.к. на «Вегас» подняться можно только на ней.

Сложность трасс. «Черных» трасс, можно сказать, в Домбае нет совсем. Да и «красных» участков очень мало. Это вам не Чегет! В остальном - переменная сложность, пологие участки чередуются с кусками склона чуть покруче. Еще особенность - трассы местами узкие, по сравнению с другими курортами...

Культура катания: отсутствует у большинства. В вас могут врезаться, могут опасно проехаться рядом, изображая крутизну и т.п. Такой уж контингент катающихся, ничего не поделать. Могут сесть посреди узкой трассы, провоцируя столкновение – это любят делать сноубордисты… В общем, всякое может случиться, держите ухо востро.

Сроки открытия/закрытия сезона: в Домбае трассы становятся пригодными для нормального катания (без царапания камнями), как правило, в середине декабря, иногда даже позже. Самый верх склона (3168 – 3012) – несколько раньше. Конец сезона – обычно в конце апреля. Многое зависит от года, снежной/малоснежной зимы, ветров - сдует ли выпавший снег…

Катание за пределами трасс – чревато попаданием в лавину (конечно, не имеется ввиду катание по неотратраченному снегу рядом с трассой - это не настоящий фрирайд, и он не опасен). Лучше не соваться без гида, если не хотите отправиться на кладбище в Алибеке (как минимум один человек, катавшийся без гида, там лежит).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!