Туристический портал - Excursiivsochi

Стасов архитектор его работы. Василий Стасов: от складов до Эрмитажа

Василий Петрович Стасов - архитектор, творчество которого практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно: называется имя В. И. Баженова, конец его неразрывно связан с именем В. П. Стасова.

Начало творческой деятельности Василия Петровича Стасова приходится на 80 - 90-е годы XVIII столетия, время наивысшего расцвета классической архитектуры в России. Первые шаги в архитектуре В. П. Стасов делал в Москве, где он прожил более тридцати лет, из которых почти двадцать лет занимался архитектурой.

В. П. Стасов родился 24 июля 1769 г. в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было еще два ребенка - сын и дочь. Зимой жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколове.

В 1783 г. в семью Стасовых пришло горе - умер отец. Буквально вслед за этим еще одно - совсем молодым умер старший брат Василия Петровича. Семья осталась практически без средств к существованию, и мальчик четырнадцати лет, чтобы хоть как-то помочь матери и сестре, принял решение идти работать. Для него наступил очень важный и ответственный момент - выбор рода деятельности и соответственно будущей профессии. Надо отметить, что выбор, сделанный будущим архитектором, оказался на редкость удачным. По-видимому, на это повлиял тот факт, что до 1783 г. Стасов, как сказано в автобиографии, "обучался в Московском университете". Точнее, он учился в университетской гимназии, где в специальных художественных классах детей учили рисованию, черчению, знакомили с началами архитектуры. Впоследствии его сын, известный художественный критик и историк русского искусства Владимир Васильевич Стасов, писал об этом периоде жизни отца: "Конечно, не бог весть знает что требовалось от 14-летнего мальчика, чтобы поступить чертежником в Управу благочиния, но все-таки этот мальчик, наверное, уже умел кое-что чертить. Кто его этому научил - не знаю".

Говоря о творческой деятельности В. П. Стасова в Москве, следует сразу отметить, что она делится на два основных, продолжительных по времени и этапных по значению периода и несколько кратковременных пребываний в столице.

Архитектурная деятельность В. П. Стасова в Москве началась 14 февраля 1783 г., когда он был зачислен в штат Московской управы благочиния учеником в звании "архитектуры капрала" при Экспедиции архитектурных дел, руководимой в то время архитектором С. А. Кариным. В функции экспедиции входило регламентирование и регулирование жилых, так называемых «обывательских», строений, а также планирование городских районов. Ни одно здание не могло быть построено, если участок для него не был отведен Управой благочиния, а его фасады не получили санкции городского архитектора, состоявшего в штате управы.

По сохранившимся подлинным чертежам можно проследить творческий рост молодого архитектора. Самый ранний чертеж Стасова, датированный 11 августа 1783 г., - для дома купца И. А. Климова в Замоскворечье - выполнен еще по-ученически, нетвердой рукой. С первых же шагов в архитектуре Стасов столкнулся не столько с художественными, сколько с техническими сторонами архитектуры: перепланировкой участков, разрывами между домами, габаритами и конструкциями зданий, мерами противопожарной безопасности. Все это определило формирование его как архитектора-практика, с соответствующим подходом к архитектуре, характерным для всей его дальнейшей деятельности.

С 1785 г. Стасов привлекается к разработке фасадов зданий, чертежи которых выдавались застройщику одновременно с планами участков и разрешением на строительные работы.

К 1790 г. относится генеральный план усадьбы А. С. Небольсиной на Покровке (угол Машкова переулка), Стасов подписал его уже как "архитектуры помощник". Эта работа интересна своим планировочным решением. В ней Стасов на месте случайно построенных деревянных строений расположил группу каменных зданий с двухэтажным жилым домом в центре и одноэтажными, формирующими курдонер флигелями по бокам. Хозяйственный двор за счет полукруглой конфигурации и четырехколонных портиков получил характер парадности.

В этом же 1790 г. по проекту Стасова был построен новый дом для его семьи на вновь купленном участке в Колосовом (ныне Большой Сухаревский) переулке.

В 1791 г. Стасов разработал перепланировку пересечения Ильинки (ныне улица Куйбышева) с Введенским (ныне Рыбный) и Богоявленским переулками. Его проект 1785 г. на эту перепланировку не был принят из-за необоснованного сноса очень большого числа строений. Во втором варианте Стасов расширил перекресток за счет сноса ветхих зданий и предложил организовать образовавшуюся площадь новым торговым зданием. Этот вариант был реализован, и на углу Ильинки и Введенского переулка по проекту Д. Кваренги был построен Гостиный двор.

В Экспедиции архитектурных дел Московской управы благочиния Стасов проработал до 1794 г.; на этом заканчивался первый период творческой деятельности архитектора в Москве. Одиннадцать лет работы в экспедиции дали ему возможность приобрести необходимые графические навыки, изучить архитектуру классицизма в Москве, а также начать самостоятельную проектную и строительную практику. В эти годы молодой архитектор прошел отличную практическую школу, которая дала ему технические знания, научила конкретному, реальному подходу в решении архитектурно-строительных задач. И это стало одним из основных принципов Стасова-архитектора на протяжении всей его дальнейшей творческой деятельности. Он использовал и развивал в своих последующих работах все то, чему научился за эти годы в экспедиции: геометрическую правильность и логичность плапировки, классические пропорции и формы, не допуская при этом архитектурных и декоративных излишеств. К сожалению, постройки Стасова этого периода не сохранились, и судить о них можно только по архивным чертежам.

Относясь к своей работе очень ответственно и серьезно, Стасов довольно быстро продвигался по служебной лестнице. Через год после поступления на службу, в 1784 г., Стасов уже "архитектуры сержант", а в 1790 г. - помощник архитектора, самостоятельно выполняющий ответственные поручения.

До сих пор нельзя назвать непосредственного учителя Стасова в области архитектуры, но несомненно одно: работая в Москве, ведущими архитекторами которой в то время были Василий Иванович Баженов и Матвей Федорович Казаков, Стасов, мальчиком вступивший на поприще архитектуры, естественно, попал под влияние школы московского классицизма. Это влияние сказывалось потом во многих его постройках, не только московских, но и петербургских и провинциальных.

Кроме этого, огромное влияние на творчество Стасова оказало изучение им памятников древнерусского зодчества в Москве. Среди них такие шедевры русской архитектуры, как храм Василия Блаженного, Московский Кремль с его соборами и дворцами, ансамбли московских монастырей. Все это было для него наглядной школой высокого мастерства.

Круг интересов Стасова не замыкался только на архитектуре. Он был близок к передовой части московской интеллигенции, которая группировалась вокруг Н. И. Новикова и "Дружеского ученого общества". Стасов был знаком с литератором Н. И. Страховым, знавшим буквально всю Москву; тот познакомил молодого архитектора со многими интересными людьми. Через семью саратовских помещиков Левашовых Стасов познакомился с сенатором В. И. Нелидовым, для которого впоследствии построил усадьбу в районе Самотечной площади. Здесь же в Москве он познакомился с княгиней Екатериной Романовной Дашковой - одной из образованнейших женщин России, бывшей в то время директором Санкт-Петербургской академии наук и художеств, а с 21 октября 1783 г. - первым президентом Российской академии.

Ближайшими друзьями Стасова были дети известного всей Москве библиофила, собирателя и издателя древних русских рукописей Петра Кирилловича Хлебникова - Николай, Дмитрий и Анна. Библиотекой Хлебникова пользовался Н. М. Карамзин, работая над "Историей государства Российского". Стасов, сохранивший любовь к хорошим книгам на всю жизнь, имел свободный доступ к этой библиотеке. Через Анну Петровну, в замужестве Полторацкую, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты - Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Л. Боровиковский, Н. А. Львов и многие другие.

В начале 1794 г. Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин, он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в среду передовых людей петербургского просвещенного общества. Он посещал салон княгини Анны Петровны Трубецкой (в девичестве Левашовой), бывал у княгини Е. Р. Дашковой, принимавшей участие в судьбе молодого архитектора. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.

Ровно через год, 1 января 1795 г., Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Начался второй период его работы в столице. Он был назначен к статским делам при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, т. е. не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 г. указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых необходимо отметить проект гостиниц на бульварах. Эти гостиницы предполагалось расположить на месте стен Белого города. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.

Проект парных двухэтажных гостиниц, которые должны были строиться по краям запланированных бульваров, Стасов сделал в течение 1797–1798 гг. по инициативе московского обер-полицмейстера Н. П. Каверина, выполнявшего распоряжение Павла I. Эти гостиницы "ради приезжающих дворян, иностранцев и купечества" должны были архитектурно организовать въезды в город. По этому проекту гостиницы представляли собой каменные двухэтажные здания с одинаковыми фасадами в классическом стиле, по 30 сажень длиной и 13–16 сажень шириной (в зависимости от места расположения). В первые два года было построено семь зданий гостиниц - у Покровских, Сретенских, Никитских и Пречистенских (ныне Кропоткинские) ворот. Остальные - у Арбатских, Петровских, Мясшщких и Яузских ворот - строились в начале XIX века. Для строительства было разрешено использовать бут, оставшийся в неразобранных фундаментах стен Белого города.

Пожар 1812 г. и позднейшие перестройки совершенно исказили внешний облик зданий, большая часть которых была впоследствии разобрана, и только одно из них (улица Чернышевского, 14) в своей дворовой части сохранило некоторые черты первоначального облика с очень простой, без лишних украшений архитектурой, характерной для конца XVIII столетия.

Активная архитектурная деятельность В. П. Стасова в Москве в последние годы XVIII столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 г. Стасов оформлял Сокольническое поле. Вот как он сам описывал свой проект: "…Это сооружение имело форму овала, длиной в одну милю (около 1600 м) и было окружено земляным парапетом с сидениями; площадь внутри была разделена на 12 частей… были установлены 30 павильонов в виде храмов различных древних и современных народов… Вокруг было расположено шестнадцать укрепленных галерей для пяти тысяч избранной публики, а снаружи устроены две дороги для десяти тысяч карет таким образом, чтобы они, двигаясь по кругу, могли бы наблюдать веселье парода…"

Это необычное оформление, свидетельствовавшее о безусловной творческой одаренности автора, привлекло внимание императора, и он пожелал познакомиться с молодым архитектором. Стасов был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было "высочайшее соизволение" отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию "для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей" за счет правительства сроком на три с половиной года.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 г. Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 г. Стасов в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения. Особенно большое влияние на Стасова как архитектора оказали памятники античной архитектуры городов Пестума и Геркуланума, изучению которых он посвятил много времени. Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами, пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 г. Стасов, вторым среди русских зодчих после В. И. Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры св. Луки.

В начале 1808 г. Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

Сразу по возвращении Стасов был зачислен в ведение кабинета Е. И. В., но так как обязанностей на него никаких не возложили, он отправился в Москву навестить родных. Здесь ему удалось ненадолго перевестись в Экспедицию Кремлевского строения в качестве преподавателя, но с начала 1810 г. Стасова прикомандировали в штат петербургского генерал-губернатора. С этого времени начинается петербургский период его жизни. После 1812 г., когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, он перевез в столицу мать и сестру и окончательно стал петербургским жителем.

Так закончился второй, завершающий почти двадцатилетнюю работу, период творческой деятельности В. П. Стасова в Москве. И снова приходится сожалеть, что пожар 1812 г. и время не пощадили его построек и, кроме здания гостиницы на Покровке, практически ничего не сохранилось.

Для самого архитектора этот период был удачным. Он много строил, выполнил несколько крупных заказов, как частных, так и официальных, был замечен и благодаря этому получил возможность изучить европейские памятники архитектуры. Его профессиональный уровень по сравнению с начальным периодом значительно вырос, и можно сказать, что уже на этом этапе своей архитектурной деятельности Василий Петрович Стасов выработал основные профессиональные принципы, которым в дальнейшем следовал всю жизнь.

Осенью 1811 г. В. П. Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской академии художеств. Это еще больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

Стасов выполнял и частные заказы. Одним из таких заказов, но всей вероятности, был проект памятника-мавзолея в Суханове, подмосковном имении князей Волконских. Это предположение [Высказано В, И. Пилявским] заслуживает пристального внимания.

Памятник-мавзолей - одно из замечательнейших произведений русской классической, архитектуры начала XIX века - было построено в течение 1813 г., после смерти владельца усадьбы князя Д. П. Волконского. Круглый храм высотой и диаметром 14 м был расположен в центре полукруглой галереи, образованной дорической колоннадой с симметричными павильонами по краям и двухъярусной колокольней в центре. Главный, западный вход в храм был акцентирован шестиколонным белокаменным дорическим портиком, с двух сторон которого позднее были установлены чугунные жертвенники. Два других входа подчеркивались крыльцами. Наклонные кирпичные стены мавзолея завершались круговым поясом небольших фронтонов, поддерживаемых вынесенными консолями. Каждый из фронтонов был украшен лепными венками с развевающимися лентами. Выше пояса фронтонов находился девятиметровый в диаметре световой барабан, опирающийся на кольцо внутренних стен. Барабан завершался куполом. Внутренние стены были разорваны с трех сторон лоджиями, с парой ионических колонн в каждой, а с востока - алтарем, расположенным в коринфской ротонде.

Предположение об авторстве Стасова аргументируется характерными признаками, встречающимися в других постройках архитектора. Среди них наиболее важными являются наклонные стены, встречающиеся во многих проектах Стасова, а также в двух осуществленных постройках (Провиантские магазины в Москве и конюшни в Царском Селе); орнамент на фронтонах в виде венков с развевающимися лентами, соответствующий аналогичному орнаменту на церкви в селе Авручине и Провиантских магазинах в Москве; замена алтарной преграды ротондой из колонн, что являлось в то время редким и оригинальным приемом в архитектуре культовых сооружений, нарушающим церковные традиции. Этот прием встречается у Стасова в проекте памятника-мавзолея русским воинам, павшим в Полтавском бою, и в Рождественской церкви в селе Истье. И наконец, обращает внимание созвучие яркой художественной выразительности памятника в Суханове с произведениями Стасова первых лет после возвращения из-за границы, когда в памяти архитектора были еще свежи впечатления, полученные при изучении памятников античной архитектуры. Все это, вместе взятое, а также тот факт, что в начале 1813 г. Стасов был в Москве проездом, по пути и Рязань, и мог по поручению заказчика посетить Сухаиово, говорит в пользу авторства Василия Петровича Стасова в этой постройке.

В первой четверти XIX века в России происходил небывалый подъем национального самосознания как в общественной жизни, так и в искусстве, вызванный победой русского народа в Отечественной войне 1812 г. В произведениях лучших русских архитекторов, среди которых был и В. П. Стасов, этот подъем нашел свое отражение. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге и др; Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия на зрителя. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах.

В 1816 г. В. П. Стасов, уже признанный мастер, наряду с К. И. Росси возглавил столичную архитектурную школу. Особенно значительна его роль в создании ансамбля Марсова поля, где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816 г. Казармы строились с 1817 по 1819 г., а конюшни - с 1817 по 1823 г.

Осенью того же 1816 г. после пятнадцати лет перерыва Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812 г. До этого отделка интерьеров дворца осуществлялась московскими архитекторами, но после того, как в августе Александр I посетил Москву и остался недоволен медленными темпами восстановления, было решено привлечь к работам В. П. Стасова.

Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность. Центральный ризалит выделялся портиком с четырьмя парными ионическими колоннами в бельэтаже и большим полуциркульным окном над ним, с барельефами сидящих «Побед» по краям. Такие же барельефы были и над парными колоннами по фасаду. Изменена была планировка помещений. В бельэтаже располагалась парадная анфилада комнат с тронным залом в углу, а в надстроенном третьем этаже - жилые помещения.

Несмотря на то что автором проекта являлся Стасов, непосредственное руководство строительством осуществляли московские архитекторы, отчего при производстве работ происходили расхождения с проектом. На появление искажений и недоработок повлияли также крайне сжатые сроки, данные правительством на восстановление дворца. Практически за полгода требовалось закончить все строительные и отделочные работы. Можно предположить, что все это, вместе взятое, обусловило полную перестройку дворца уже через двадцать лет.

В 1824 г. было составлено несколько проектов по расширению Кремлевского дворца, в том числе один - Стасова. Его вариант был наиболее простым. Он предложил построить отдельно стоящий корпус, связанный с дворцом стилевым единством в оформлении фасадов. Проект не был принят.

Считалось, что после перестройки К. А. Тона от стасовского дворца ничего не осталось. Но весной 1977 г., при проведении реставрационных работ в Большом Кремлевском дворце, была обнаружена кладка из глиняных кирпичей-кувшинов, возведенная в свое время для облегчения сводов перекрытий второго этажа. Ни в одной постройке Тона подобного не встречалось, а Стасов использовал этот прием неоднократно. Особенно широко эта кладка была применена им при восстановлении здания Зимнего дворца в 1837–1839 гг.

В это же время, в 1816–1817 гг., Стасову поручают проектирование новых и исправление старых дворцовых строений как в Петербурге и его пригородах, так и в других местах. В качестве примера исправления старых дворцов может служить восстановление дворца в Московском Кремле и работа Стасова в пригородах Петербурга, а примером нового императорского дворца, построенного по проекту Стасова, может служить дворец в Вильно (ныне Вильнюс).

В число многочисленных служебных обязанностей В. П. Стасова входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами. Архитектор в течение 1816–1821 гг. выполнил несколько вариантов для Петербурга и один для Царского Села. Часть этих проектов была осуществлена, а самый последний вариант, 1821 г., был взят за основу при строительстве Московских провиантских магазинов 1830–1835 гг.

Вопрос о строительстве в Москве складов для хранения хлебного провианта возник в 1820 г., после того как сгорели находившиеся у Серпуховской заставы деревянные Провиантские магазины. В это время из Петербурга в Москву были присланы чертежи Калинкин-ских провиантских магазинов 1819 г. с предписанием взять их за основу. Привязку проекта осуществляли московские архитекторы Соколов и Элькинский, но вскоре работы были прекращены. Когда из восьми предполагавшихся мест строительства было окончательно выбрано место на углу улицы Остоженки (ныне Метростроевская) я Зубовского бульвара, из Инженерного департамента были получены утвержденные чертежи 1821 г. - образцовых Воскресенских провиантских магазинов. Вопросами строительства с самого начала занималась Комиссия Московского провиантского депо, а непосредственное руководство работами, а также привязку проекта к месту с 1826 г. выполнял архитектор Московской строительной комиссии Ф. М. Шестаков. В конце 1829 г. из Петербурга пришло предписание императора Николая I "располагать постройки соответственно высочайше утвержденным планам и фасадам и иметь строгое наблюдение, чтобы сии постройки были производимы правильно, прочно, с надлежащим успехом, и чтобы материалы были употребляемы доброго качества".

Перед Шестаковым, начавшим осуществлять привязку проекта к месту строительства, встало несколько вопросов, основным из которых был небольшой размер участка, отведенного под застройку. Он предложил увеличить участок за счет покупки соседнего владения, находившегося вдоль Зубовского бульвара. Кроме того, Шестаков считал необходимой доездку в Петербург, чтобы ознакомиться на месте с существующими в натуре магазинами и решить несколько частных вопросов. В начале 1830 г. состоялась командировка Шестакова в Петербург. После поездки все вопросы были им удачно решены, что дает возможность предположить, что он непосредственно консультировался с автором проекта [Первым это предположение высказал и аргументировал А. И. Каплун. Он же первым доказал принадлежность проекта Московских провиантских магазинов В. II. Стасову, что долгое время ставилось под сомнение, ввиду того что копии чертежей, присланных из Петербурга, были подписаны не автором проекта, а главным архитектором Инженерного департамента А. Е. Штаубертом].

Вернувшись в Москву, Шестаков принял решение обойтись без соседнего участка и расположил три корпуса магазинов неправильным покоем. Он очень скрупулезно следовал проекту при строительстве, и законченный вариант отличается от проектного решения практически только отсутствием аттиков на фасадах. Им были сохранены мощные наклонные стены, рустованные в центральной части, с редкими проемами, подчеркнутыми полуциркульными окнами и нишами второго этажа, а также лепными декоративными венками. В окна, вместо предполагавшихся ранее Шестаковым стекол, были вставлены железные решетки и железные створчатые ставни, использованные в петербургских постройках.

Проект включал только здания самих магазинов; Шестаков добавил во время строительства здание гауптвахты во дворе и оград между корпусами. Небольшое здание гауптвахты решено в стилевом единстве с основными корпусами. Чугунная литая ограда в виде стоящих вертикально копий с кистями - единственная в своем роде в Москве. Сначала предполагалось строить каменную ограду, но затем было решено оставить каменной ее дворовую часть, а парадную, уличную, сделать металлической. Это решение оказалось удачным, так как в таком виде ограда очень гармонично связана с мощными, суровыми корпусами.

Главный въезд со стороны Остоженки был организован приземистыми пилонами с завершением в виде военных атрибутов. Несомненно, на выбор места главных ворот повлиял тот факт, что напротив, через улицу, находился тогда дворец великого князя Михаила, построенный архитектором А. Г. Григорьевым. Эти крупные архитектурные ансамбли были лишены стилевого единства и тем не менее удачно сочетались.

Закладка первых двух корпусов произошла 5 июня 1830 г., а закончилось строительство в 1835 г. За пять лет был создан ансамбль, по праву входящий в число лучших произведений русской классической архитектуры.

А. В. Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: "Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на неправильную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры".

Это последняя постройка, осуществленная по проекту Василия Петровича Стасова в Москве. Участие в конкурсе на проектирование храма Христа Спасителя - памятника героизму и мужеству русского народа, победившего в Отечественной войне 1812–1814 гг., не принесло Стасову успеха, несмотря на то что этой работой зодчий занимался с перерывами почти двадцать лет. Понимая всю ответственность этого проекта, Стасов очень серьезно отнесся к работе. Основной вопрос, который занимал в это время архитектора, - каким должен быть храм (использовать образцы античные или древнерусские?). Сохранилось письмо Стасова к А. Н. Оленину, где он поднимает эту проблему. После долгих раздумий Стасов пришел к выводу, что наилучшей формой для памятника будет мощное одноглавое сооружение со звонницами по углам второго яруса; с трех сторон ею должны были быть расположены мощные десятиколонные портики коринфского ордера. Весь храм располагался на высоком цоколе. Таи выглядел последний проект Стасова, выполненный им в 1830 г. В 1815 г. был принят проект архитектора А. Л. Витберга, к которому Стасов был назначен консультантом. Стасов считал, что наилучшим местом для расположения памятника являются Воробьевы (ныне Ленинские) горы, и посоветовал Витбергу выбрать именно это место.

Проект Витберга был отвергнут Николаем 1, и на новом конкурсе Стасов представил проект, о котором говорилось выше. Этот проект также не был принят, и постройка памятника была отложена на некоторое время, пока на новом месте у Кропоткинских ворот, где теперь бассейн «Москва», по проекту К. А. Тона не был наконец воздвигнут пятиглавый храм Христа Спасителя в псевдорусском стиле.

В дальнейшем Василий Петрович Стасов создал целый ряд сооружений, стоящих в ряду лучших произведений архитектуры того периода. Среди них можно назвать Спасо-Преображенский собор (1827–1829), Триумфальные ворота в честь Гвардейского корпуса (1827–1834), Троицко-Измайловский собор (1827–1835), монументы М. И. Кутузову и М. Б. Барклай-де-Толли у Казанского собора (1830–1837), ансамбль Смольного монастыря (1832–1835), Триумфальные ворота у бывш. Московской заставы (1834–1838), интерьеры Зимнего дворца (1837–1839).

До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Уже в возрасте далеко за семьдесят лет он руководил работами по строительству здания нового Эрмитажа. Умер Василий Петрович Стасов 24 августа 1848 г. в Петербурге в возрасте семидесяти девяти лет. Его прах покоится на бывш. Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне Ленинградский некрополь).

Говоря о значении работ Стасова и о его влиянии на современную ему архитектуру, необходимо отметить тот факт, что, начав свою архитектурную деятельность в Москве и проработав здесь первые двадцать лет, Стасов именно в Москве вырабатывает основные принципы, используемые им в дальнейшем. А. В. Щусев писал: "По-видимому, уже на раннем, московском, этапе деятельности Стасова сложился основной характер его архитектуры - простота композиционного решения, подчеркивающая основную, четко выраженную идею.

Суровость форм и лаконичность архитектурно-художественного языка вторят общему целенаправленному замыслу. Возможно, что эти черты архитектурного творчества Стасова сложились под воздействием последних московских произведений Казакова. Однако в этот период Стасов не создал еще произведений, которые выдвинули бы его в шеренгу первых мастеров русского классицизма. Это произошло лишь после великой победы русского народа над Наполеоном в 1812 г.".

И здесь снова приходится сожалеть о том, что пожар 1812 г. в Москве не пощадил построек Стасова. Именно поэтому московский период творчества архитектора представлен в основном проектами. Сохранились только сильно искаженные поздними перестройками здание гостиницы у Покровских ворот (1797–1798), храм-мавзолей в Суханове (1813), остатки в кладке Кремлевского дворца (1816) и ансамбль Провиантских магазинов на Зубовской площади (1830–1835). Это только небольшая часть всего построенного Стасовым в Москве, причем количество сохранившихся построек несоизмеримо с тем значением, которое имел московский период для всей дальнейшей деятельности архитектора. И это влияние московской школы можно проследить в последующих постройках Стасова, как петербургских, так и провинциальных.

До сих пор московский период деятельности зодчего не выделялся исследователями творчества Стасова особо. Можно утверждать, что эти первые двадцать лет работы архитектора в Москве явились для него тем фундаментом, без которого В. П. Стасову, возможно, не удалось бы добиться таких выдающихся успехов в своей архитектурной деятельности.

В. П. Стасов. Портрет работы А. Г. Варнека

СТАСОВ Василий Петрович (1769-1848, СПб.), архитектор.

Отец В. В. Стасова. С 1783 работал в моск. Экспедиции архит. дел Управы благочиния. В 1801-07 совершенствовался во Франции и Италии. С 1811 жил в СПб. Акад. АХ (1811). Архитектор К-та для строений и гидравлич. работ (с 1817). Уже первые работы С. - казармы л.-гв. Павловского полка, Ямской рынок (1817-19) и Придворные конюшни с домовой ц. - имели градостроит. значение, предваряя композиц. решения К. И. Росси. Используя гл. обр. дорич. ордер, С. придавал своим постройкам строгое и торжеств. звучание. Оно присуще Нарвским триумфальным воротам и Московским триумфальным воротам - пам. рус. воинской славы.

По проектам С. построены полковые Троицкий собор (Измайловский) и Спасо-Преображенский собор, он достраивал Смольный собор (см. Воскресения Словущего собор), оформив его интерьер. Выполнял С. и частные заказы: доходные дома на Среднем просп. В. О., 6; Миллионной ул., 32; наб. кан. Грибоедова, 91; Котомина дом. Не сохранились барские особняки, выстроенные С. в центре СПб.: дом Бергина (Исаакиевская пл., 11) и дом Свистунова (Б. Морская ул., 19). С. руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837, отделкой дворца Ольденбургских (Дворцовая наб., 2), перестройкой Правоведения училища. В Царском Селе возвел: чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам", Большую оранжерею, Манеж и Конюшенный корпус. В 1817-30 жил на 1-й линии В. О., 16, в 1843-48 - на Галерной ул., 40 (мем. доска).

Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. В 1969 у юж. фасада Троицкого (Измайловского) собора открыт бюст С. (скульп. М. Т. Литовченко, арх. Ж. М. Вержбицкий; в 2003 перенесен).

Постройки военного ведомства: Свято-Троицкий Измайловский собор (Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка) 1828-1835 (Измайловский пр., 7А, Троицкий пр., 1х): 1828-1835, арх. В. П. Стасов, ск. С. И. Гальберг;1943, поврежден; 1952-1956, реставрирован, арх. Д. И. Греков, М.И.Толстов, Г. С. Толстова. Измайловские провиантсие магазины (Обводного кан. Наб., 169-173-Лермонтовский пр., 56): 1819-1821, арх. В. П. Стасов; 1915-1916, западный корпус реконструирован под манеж Николаевского кавалерийского училища.
Здание Штаба Корпуса военных поселений:1822 - арх-ры Краснопевков З. Ф., Стасов В. П. - проект фасада,1836-1838 - Арх. Гальберг И. И. (Кирочная ул., 2, Литейный пр., 18).
Комплекс зданий Военной коллегии - (по наб. Мойки)
Александровская военно-юридическая академия - Казармы батальона (ул. Декабристов, 23 - наб. Мойки, 96).
Александровский кадетский корпус для малолетних (Кадетский бульвар, 1; Парковая ул., 28, корп. 3, 4, 5): 1782-1785, два дома по «образцовому» проекту, арх. Ч. Камерон;1813-1819, 1824-1829, перестроены, арх. В. П. Стасов; 1830-е, перестроены, арх. В.В. Кокорев; 1911-е, перестроены, арх. В. И. Яковлев.
Столовая с церковью св. Александра Невского батальона военных кантонистов - двор (корп. 34/5):1825-1827, арх. Стасов В.П., Миллер В. И. (расширена и надстроена)
Казармы лейб-гвардии Е.И.В. Гусарского полка - Скотный двор (Пушкин. Парковая ул, 38, 40, 42, Огородная ул, 1, 3, ул. Красной Звезды, 35).
Казармы лейб-гвардии Павловского полка (Марсово поле, 1; Миллионная ул., 2; Аптекарский пер.. 2): первая половина XVIII в. Здания на Марсовом поле; 1780-1784, здание Воспитательного дома и ломбарда на Миллионной ул. И Аптекарскому пер., арх. Ю. М. Фельтен (?); 1817-1819, все здания перестроены и объединены, арх. В. П. Стасов, Тимофеев ск. В. И. Демут-Малиноский (?); 1860-1862, 1885, частично изменены интерьеры
Собор Преображения Господня всей гвардии (Преображенская пл., 1):
1743 - арх. Земцов Михаил Григорьевич - проект, закладка
1745-1754 - арх. Трезини Пьетро Антонио - изменение проекта. Барокко
1827-1829 - арх. Стасов Василий Петрович - перестроен. Ампир
1830 - арх. Стасов Василий Петрович - ограда
1850 - арх. Львов Владислав Павлович - переделки
1886 - арх. Слупский Иван Блажеевич - часовня
Казармы Инвалидных гвардейских рот (не сохран.) 1812-1822
(Пушкин.Пушкинская ул., 9-17); Службы казарм Инвалидных гвардейских рот
(Пушкин.Пушкинская ул., 13Ах):1812-1822 - арх. Стасов В. П.

Провиантские магазины (Казармы лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка)(два): 1820-е, арх. В.П. Стасов; вторая половина XIX в., перестроены

Нарвские триумфальные ворота (Стачек пл., 1х) :1827-1834, возоблены в камне и металле: арх. В. П. Стасов
Московские триумфальные ворота (Московский пр., Московские ворота, пл.):
1834-1838, арх. В. П. Стасов, ск. Б. И. Орловский; 1936, разобраны; 1958-1961, восстановлены, арх. И. Г. Капцюг, Е.Н. Петрова

СТАСОВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1769–1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 – член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича; 1825–1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера – стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок (1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота – Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748–1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон Кленце; с 1839).

А рхитектор Василий Стасов первые свои здания проектировал без специального образования. Однако он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Стасов возвел многие известные здания Петербурга и Царского Села : ансамбль казарм Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенную церковь, Нарвские ворота и Царскосельский лицей .

Первые проекты архитектора-самоучки

Василий Стасов родился в 1769 году в Москве в небогатой дворянской семье. Основам черчения, рисунка и архитектурного искусства мальчик научился в гимназии при Московском университете. Ранняя смерть отца и старшего брата вынудила 14-летнего Стасова оставить учебу в гимназии и поступить в экспедицию Московской управы благочиния. Экспедиция утверждала проекты зданий и места под их строительство.

Способный юноша быстро продвигался по службе и вскоре получил звание помощника архитектора. С этого момента Василий Стасов не только проверял чужие чертежи, но и получил право самому проектировать здания. За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов для Москвы и Московской области.

К 1794 году Василий Стасов стал известным архитектором , но без академического диплома он мог бы до конца жизни прослужить в Московской управе благочиния. На судьбу архитектора повлиял дворцовый переворот 1801 года в Петербурге. Ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве - одно из центральных мест коронационных торжеств нового императора Александра I .

Московский архитектор-самоучка представил проект, который Александру I очень понравился. Сооружение для коронационных торжеств имело форму овала и было поделено на кварталы. В центре каждого из них находились бассейны, куда стекались белые и красные вина, пиво, мед. Буфеты с угощениями были оформлены в виде турецких, римских, греческих, китайских и древнерусских храмов. Архитектурные чертежи Стасов дополнил описаниями увеселений.

Профессор Римской академии

В 1802 году император направил Василия Стасова в Париж - изучать архитектуру за государственный счет. Но в 1804 году отношения между Россией и Францией резко ухудшились, и Стасов был вынужден переехать в Рим. Здесь он поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. За успехи в учебе Римская академия присвоила русскому архитектору звание профессора - до Стасова такого звания из россиян удостаивался лишь зодчий Василий Баженов.

В Италии архитектор планировал оставаться 1,5 года, но в итоге пробыл 4: в 1805 году в Европе началась война между Наполеоном и русско-австрийской коалицией. Вернуться на родину Стасов смог только после заключения Тильзитского мира. По возвращению в 1808 году Стасова отправили на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям». С этого времени архитектор работал над самыми крупными заказами двора и государства.

В 1810 году Василию Стасову поручили перестроить под учебное заведение часть Екатерининского дворца в Царском селе. На первом и втором этажах Стасов разместил квартиры преподавателей и хозяйственные помещения, на третьем этаже - учебные классы и большой парадный зал. На четвертом этаже находились спальни лицеистов.

В 1811 году Стасова избрали академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Через год архитектор окончательно перебрался из Москвы в столицу. Его первым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс Российской Академии на Васильевском острове . Одновременно зодчий работал над строительством Казанского собора , благоустройством территории вблизи Мытного двора.

Архитектор Петербурга и Царского села

В 1817 году по проекту Стасова началось грандиозное строительство: на Марсовом поле возводили казармы Павловского полка. Параллельно зодчий работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора. Вместе здания создали изящный архитектурный ансамбль, который к тому же сочетался с окружающими строениями. За выдающееся мастерство император пожаловал Стасову пожизненный пансион в 2000 рублей в год.

Василий Стасов умер в 1848 году. Похоронили архитектора в некрополе Александро-Невской лавры .

Мы больше знаем и слышали о иноземных архитекторах,построивших в России "памятники культуры", поэтому мне хочется напомнить о нашем "самородке"- Стасове В.П. По его проектам строились дома не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей стране. Напомню о некоторых его работах:

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете. В четырнадцать лет Василию Стасову из-за смерти отца пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность чертёжника. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для службы в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. Далее он снова вернулся в Москву и начал выполнять первые частные заказы.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие в оформлении коронационных торжеств по случаю взошествия на престол Александра I. Зодчий подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено. Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Академия внесла его в свой список профессоров.


После возвращения Стасова в Россию он поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. С января 1810 года зодчий начал вести преподавательскую деятельность.
С 1812 года Василий Стасов стал жить в Санкт-Петербурге. Советом Академии художеств архитектор был избран академиком архитектуры, чему послужил поводом разработанный им проект памятника на месте Полтавской битвы.


Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".


В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле.


В это же время он работал над перестройкой комплекса зданий Конюшенного двора.


В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота.


в 1834-1838 годах создал Московские ворота


Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря, рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года Василий Стасов был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту".


Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора архитектор занимался строительством и Троице-Измайловского собора на Измайловском проспекте. За создание этого храма зодчий был удостоен ордена святого Станислава второй степени.


Кроме всех этих проектов Стасов возглавлял строительство Ямского рынка, перестройку здания Училища правоведения, дома Котомина, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Последним официальным занятием зодчего был контроль над строительством здания Нового Эрмитажа.


В.П.Стасов является представителем позднего классицизма.
Для его архитектурного почерка характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.
Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи.

Архитектору не пришлось заниматься обширными градостроительными преобразованиями, однако ему было поручено руководство разнообразными и важными постройками. Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке "образцовых" проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России. Он строил сам и корректировал многие проекты жилых, административных, хозяйственных, военных, культовых, торговых и других сооружений

Василий Петрович Стасов умер 24 августа 1848 года, был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!