Туристический портал - Excursiivsochi

Собор во флоренции. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции — вера, история и красота

Собор Санта Мария дель Фьоре - поистине популярнейшее здание во Флоренции. Храм раскинулся в историческом центре, поражая своим величием, красотой, изяществом и специалистов, и просто любителей зодчества. После римского собора Святого Петра Санта Мария дель Фьоре - самое грандиозное религиозное сооружение в Италии.

При осмотре внимание обращается, прежде всего, на громадный купол красноватого оттенка. Его спроектировал знаменитый Брунеллески, архитектор-новатор и дилетант, не имевший профильного образования, специальностью которого было ювелирное дело. Это немудрено, ведь в 1-ой половине XV столетия термина «архитектор» банально не существовало. Авторами всевозможных архитектурных строений ставали художники, скульпторы или ювелиры.

Купол Санта Мария дель Фьоре - крупнейшее произведение Брунеллески во Флоренции. К слову сказать, средневековая Европа не славилась мастерами, умевшими возводить огромные купола. Эта технология умерла вместе с зодчими древнего Рима. Именно поэтому шедевр Брунеллески просто не мог остаться незамеченным.

История создания

В конце XII века Флоренция значительно разбогатела за счет торговцев шерстью и банкиров, и находящаяся в ней небольшая церковь уже не соответствовала культовому статусу города. Именно поэтому самыми влиятельными городскими купцами было решено построить новый собор и посвятить его Богородице. В честь имени самой Флоренции, что обозначает «цветущая», храму решено было дать имя «Собор святой Марии с цветком».

Фундамент храма был заложен в 1296 году. Существующий проект здания оказался достаточно дорогим, а строительство - долгим, однако богатые представители торговых гильдий и городские власти рискнули взять на себя все материальные расходы. Возведением собора поручено было заняться Арнольфо ди Камбио, на тот момент популярному зодчему, работавшему над церковью Санта Кроче и легендарным Палаццо Веккьо. Трудясь над храмом, он внес определенные архитектурные новшества, используя при постройке элементы готики и норманнской архитектуры.

Изначально были воздвигнуты центральный и боковые нефы, а также 8-угольный барабан на востоке собора. Однако уже в 1302 году архитектор скончался, что приостановило строительство на срок около 30 лет. Лишь в 1334 году, когда на его должность был назначен знаменитый художник Флоренции Джотто ди Бондоне, работы над Санта Мария дель Фьоре возобновились. Сосредоточив свои усилия на колокольне, он так и не смог завершить ее строительство, так как умер в 1337 году. Его завершил уже другой архитектор Франческо Таленти, когда в 1355 году был поставлен на руководящую должность по строительству собора.

Таким образом, почти спустя столетие после начала сооружения не построен был только куполовидный свод Санта Мария дель Фьоре. Из-за постоянной смены мастеров всплыли ошибки в расчетах, и городские власти уже отказывались выделять деньги для строительства лесов и подмостков для работников.

Конкурс 1418 года

Так повелось, что Санта Мария дель Фьоре считается символом как Флоренции, так и республики. А громадный купол (по замыслу - самый высокий в Италии), украшавший собор должен был напоминать о величии процветающего города. Именно поэтому городские власти, торговые гильдии и другие цеховые организации выделяли много средств для завершения возведения храма и его декорирования.

Сооружение купола собора стало самым знаменательным событием во Флоренции на протяжении XV века. В 1418 был объявлен конкурс на проект купола. Учитывая отношение местной власти к собору, жюри состояло лишь из граждан Флоренции. Некоторые поступающие предложения больше походили на фантастику. Однако, в конце концов, лучшими были признаны новаторские модели Гиберти и Брунеллески, причем последний предложил доселе неведомый способ кладки кирпича без использования лесов. В этом тандеме гениальный Брунеллески выступал конструктором-инженером, а Гиберти - художником-декоратором. Приступив к работе в 1420, великий зодчий Флоренции успешно реализовал проект уже в 1434.

Талантливый мастер невероятно точно просчитал все параметры 8-гранного башенного строения и вытянутого шпиля. Кроме этого, он смог воплотить в жизнь целый ряд приспособлений, позволяющих поднимать целиком на большую высоту купольные секции. Для того чтобы конструкция была больше стабилизирована, итальянский инженер установил там 6 горизонтальных колец и 24 вертикальных ребра жесткости, которые удерживали общий вес в 37 000 тонн.

Свод Санта Мария дель Фьоре в виде 8-гранного двухслойного купола, воздвигнутый без арматуры, покрытый черепицей темно-красного оттенка, обвитый белыми ребрами и увенчанный мраморным снежно - белым фонарем, стал истинным символом Флоренции. Купол Филиппо Брунеллески по праву может считаться первым большим достижением инженерии в эпоху раннего Ренессанса. Кропотливо продуманная система связей обеспечила ему прочность и устойчивость. Величественный свод и по сегодняшний день возвышается над Флоренцией.

Интерьер и архитектура собора

Фасад Санта Мария дель Фьоре производит не меньшее впечатление, чем ее купол. Он выполнен при помощи специальных мраморных плит, на которых нанесены многообразные скульптурные композиции. В дополнение к фасаду выстроена прямоугольная колокольня, декорированная большим количеством ниш, заполненных статуями, а также медальонами-шестигранниками с изображением библейских сюжетов.

Внутреннее же убранство Санта Мария дель Фьоре, наоборот, соответствует лаконичному духу католической святыни. Проповедовавший тогда доминиканский священник Джироламо Савонарола отличался строгостью взглядов, что отразилось и на интерьере строящегося собора. Своды здесь украшены фресками, изображающих граждан Флоренции, которые оказали значимое влияние на жизнь страны, церкви, города. Это Данте Алигьери, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и другие.

Витражи именитого собора заслуживают отдельного внимания. Здесь представлены 44 картины из стекла, украшающие собой арки нефов. Каждая посвящается деяниям святых Ветхого и Нового Заветов Библии. Полукруглые витражи, виднеющиеся в барабане купола, повествуют о жизненном пути Богоматери и Иисуса Христа. Сам же обширный свод был расписан в XVI веке великими художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Картина посвящена Страшному суду, где снизу изображен Антихрист и жители Ада, а последующие кольца, уходящие вверх, отведены святым, ангелам, Богоматери и Христу. Пол собора, над созданием которого в начале 16 века работало сразу несколько знаменитых мастеров, выложен из мрамора.

Ныне Санта Мария дель Фьоре - одно из 5 самых величественных и грандиозных культовых сооружений мира длиной больше полутора сот метров и практически стометровой шириной. Единовременно собор может принять порядка 30 000 человек. Также при храме есть музей, отличная смотровая площадка, зал, сохранивший остатки древней церкви.

Информация для посещения

Собор находится по адресу: Соборная площадь, дом № 17. Добраться сюда не составит проблемы, ведь он расположен в центре Флоренции, являясь самой именитой городской достопримечательностью. Для проезда подойдут автобусы, едущие к Piazza del Duomo.

Не стоит удивляться очереди у главного входа, ведь здесь ежегодно бывает огромное количество туристов. Тем не менее плату за посещение собора не взимают.

Билет на посещение баптистерия, музея и смотровой площадки (колокольня + купол) составляет 10 евро. Он действует в продолжение шести дней после приобретения и сутки после первого использования.

В декабрьском низком небе
громада яйца, снесенного Брунеллески,
вызывает слезу в зрачке,
наторевшем в блеске куполов…

И.Бродский


С обор Санта-Мария-дель-Фьоре — флорентийский кафедральный собор.
Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Находится в самом сердце города на соборной площади.

В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).

На месте, где теперь стоит Собор, вначале было древнеримское строение. В 4-5 веках здесь построили церковь Санта-Репарата (Santa-Reparata). В конце 13 века вокруг старой церкви начали строить Собор. Через 80 лет после начала строительства Собора церковь внутри снесли. Но до сих пор в подвальном помещении Собора сохранились остатки церкви Санта-Репарата.

Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора впечатляют:
длина — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров.

Фонарь сверху на куполе высотой с 5 этажный дом. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Колокольня (башня Кампанила Джотто) немного ниже купола собора. На нее можно подняться. Кампанила Джотто получила свое название в честь зодчего, которого пригласили на должность главного архитектора. Увы он ее не достроил, достраивали другие.

Мы брали экскурсовода. Они в Италии дорогие, но того стоило (3 часа 150 евро). Она сказала, что скульптору (не помню фамилию) поставили конкретную задачу кто должен быть в нишах, но остались пустые места и кого именно туда ваять решао он сам. И он поставил туда скульптуру человека которого знал весь город - скандального дядьки, который ходил, мешался под ногами, вечно спорил и всем надоел. Но зато его знала каждая собака. Так башня стала как бы ближе к народу. Ниже как раз этот дядька. Как я понял его имени уже никто не помнит. Возожно это просто легенда, но интересная)))

На вершине башни установлено 7 колоколов, самый большой из которых имеет 2 метра в диаметре. Первый ярус колокольни украшают статуи, установленные в XV веке.

Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

Очередь в Собор.

Нынешний фасад был перестроен в 19 веке, стал более богатым. Финансировал строительство в том числе и Демидоff . За его огромный вклад на фасаде имеется его герб, причем на самом почетном месте - первым справа от главного входа в Собор. Обратите внимание на герб!

В 1872 году царь позволил Павлу Павловичу носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия. В 1877 году Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, на котором соединились флорентийская лилия и уральский молот! Именно этот герб, под которым помещена надпись "Paolo Demidoff", и украшает собор.

Кстати, Демидов построил во Флоренции много... и школу и больницу и дома для сирот, даже русскую православную церковь. Русские священнослужители долго не давали разрешение на строительство, но Демидлов умел убеждать... но о нем вообще стоит написать отдельный пост.

Некоторые стены просто черные или темные. так темнеет мрамор, который как губка впитывает в себя гарь от печей и автомобильные выхлопы. раньше мимо собора проходил городской автобус, теперь его уже убрали. Мрамор периодически пытаются отмыть или снять слой но это процесс не бесконечный.

Когда он был белоснежным собор был вообще сногсшибательным...

Кампанила Джотто. В ходе строительства проектная высота этой башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров (у нас в Питере все обычно наоборот))))) Но башня все рано впечатляет. С вершины открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.

Туристы вокруг ходят толпами))))

Купол построили в первой половине 15 века. В конкурсе на лучший проект победил Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi, Brunellesco). Брунеллески придумал особую конструкцию, благодаря которой стали возможными гигантские размеры купола: напомню, его высота - 107 метров (91 метр - высота самого купола и 16 метров - высота построенного позже фонаря), диаметр барабана, на который купол опирается - 45,5 метров. Собор был освящен только после постройки купола.

Самое удивительное, что этот купол построен из кирпича (как купол Пантеона в Риме). Он состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены специальным образом, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего.

Макушки)))

Баптистерий Сан-Джованни был в лесах. Там крестили младенцев. Раз в год... но о нем напишу подробный отдельный пост и о знаменитых воротах.

Вечером собор не менее прекрасен.

Фасад ночью словно светится изнутри...

Так выглядит собор с улицы на которой мы жили.

Флоренция - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре March 28th, 2012


Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор (длина его составляет 153, а ширина - 90 метров) стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.


1. Собор настолько огромный, что его оказалось проблематично сфотографировать целиком, несмотря на широкоугольный объектив.

Его воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения.

Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе.

Колокольня, не влезшая в кадр справа - т.н. кампанила Джотто - на нее мы поднимемся в следующей части.

Решение о строительстве собора было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

2. Что же, достанем телевик и взглянем поближе - здесь есть, на что посмотреть!

3. Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

4. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти зодчего в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1331 г. гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

5. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

6. К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис.

Карл V, последний человек, формально провозглашенный римским императором, сказал по этому поводу следующее: "…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам".

Наиболее известной частью баптистерия являются восточные ворота (1425-1452 годы). Они разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им "Вратами рая". В настоящее время панели "Врат рая"» заменены на копии, а оригиналы находятся в музее Дуомо.

8. Ну что же, заходим внутрь. Собор действительно огромный: по проекту в нем могут размещаться до 30 000 человек - население небольшого города!

9. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления.

10. Изящные подсвечники. За 2 евро можно зажечь обычную икеевскую свечу, что мы и сделали.

11. К сожалению, я был без штатива, так что все фотографии сделаны с рук.

12. Вид на алтарь.

13. Чуть ближе.

14. А потом мы подняли головы, чтобы посмотреть купол - и просто замерли от увиденной красоты...

15. Центральная часть купола.

16. Краски яркие и насыщенные, все выполнено в мельчайший деталях.

17. Если присмотреться, то можно заметить вентиляционные отверстия в своде.

18. И другая сторона купола.

19. Разноцветные витражи. Раз.

20. Два...

21. И три.

22. Еще раз взглянем на главный неф - и поднимемся на колокольню, про которую будет рассказ в следующей части!

Точки съемки

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре — главный объект посещения во для любого человека. Как минимум надо рассмотреть эту красоту хотя бы снаружи, если хотите, чтобы при рассказе о вас не осмеяли. Несмотря на типичную итальянскую готическую архитектуру, Собор ярко выделяется на фоне зданий подобного стиля. Он расположен в центре Старого города.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре.

Флорентийский собор по своим размерам уступает в Италии только собору Святого Петра в . Проектировал здание один из самых великих архитекторов своего времени Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio, 1245–1302), применивший в своем проекте норманнские и готические архитектурные элементы. Большинство скульптур кафедрального собора сегодня хранится в Музее Собора. Вместе с тем, такие шедевры, как двери Ризницы (Бронзовая дверь Ризницы), буфет Ризницы с деревянной инкрустацией и, конечно, роскошные витражи, главным образом выполненные в 1434–1445 годах по проектам художников Донателло, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, по-прежнему находятся на своих местах.


Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Самые богатые и влиятельные кланы Флоренции – Альбацци и Медичи – стремились всячески способствовать возвеличиванию родного города, а значит, и прославлению себя. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект. Таковым и являлся Дуомо. Гильдия искусств поручила возвести этот собор архитектору Арнольдо ди Камбио еще в 1295 году. Однако он умер, оставив здание недостроенным и с зияющей дырой вместо купола. Работы с переменным успехом велись еще столетие.


Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1400 году был объявлен конкурс на изготовление бронзовых дверей для Баптистерия Сан-Джованни – составной части Дуомо. Как водится, каждый клан выставил своего протеже. Семейство Альбицци представлял тогда еще молодой ювелир Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи (каковыми считала их тогда знать) – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи. И как же вы думаете, кого признала победителем конкурса эта комиссия?


Санта-Мария-дель-Фьоре

Джованни Медичи.

Джованни Медичи принял поистине соломоново решение: присудить победу обоим претендентам. Как знать, что было бы, если комиссия решила бы определить Гиберти победителем. Понятно, что знаменитые «Врата рая» появились бы и в этом случае, как и Северные двери Баптистерия. Но, вполне возможно, что Флоренция не получила бы одно из главных своих чудес, название которому купол Брунеллески. Принятое Джованни Медичи решение повлекло за собой непредвиденные последствия.


Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

На примере работы над бронзовыми дверями Баптистерия мы убедились уже, что характер Гиберти был из тех, что принято называть несносными. Канцлер Флоренции был вынужден с ним считаться (и слава богу). А вот молодой Брунеллески считаться не пожелал. Как сообщает в своем пятитомнике Вазари, Филипп Брунеллески наотрез отказался работать с Гиберти, заявив, что желает быть «первым в искусстве, чем вторым в этом деле».


Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Брунелески во Флоренции.

Самоуверенный юнец вместе со своим другом, будущим знаменитым скульптором Донателло, отправился в Рим изучать архитектуру. Однако, будучи признанным одним из победителей конкурса на работу в кафедральном соборе (заметим, наряду с великим Гиберти!), о флорентийском Дуомо не забывал и через 9 лет предложил городу свой проект возведения купола на Санта- Мария-дель-Фьоре. Четыре десятилетия собор простоял без «головы», на 57-метровой высоте его стен зияла дыра диаметром 43 метра!


Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунелески.

Очень скоро всем стало ясно, что даже в великой Флоренции, этом городе гениев, не было человека, способного завершить строительство такого грандиозного собора. Кроме Брунеллески, предложившего весьма оригинальный проект. Который, между прочим, многим специалистам показался чистым безумием, не было никого, кто смог бы предварительными расчетами подтвердить или опровергнуть его состоятельность. Сам же мастер не говорил о подробностях строительства вплоть до воплощения своего замысла. До которого оставалось еще десяток лет. Брунеллески позволял себе издевательски кривляться, заявляя посланцам из Флоренции: «А зачем я вам нужен? У вас есть мой проект, у вас есть Гиберти с его надзорной комиссией, вот пусть они и строят». Гиберти ничего не оставалось, как публично признать, что, кроме самого Брунеллески, этот проект никому не по зубам.


Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство купола собора во Флоренции.

Так молодой гениальный архитектор получил полную самостоятельность в продолжении проекта. Больше никто не смел диктовать ему никаких условий до окончания работ. В 1420 году строительство купола сдвинулось с мертвой точки. Брунеллески изобрел технику, основанную на его исследовании «строительных технологий» древних римлян. Для этого творцу пришлось попотеть, ведь масса неоднородной каменной кладки купола составила 27 000 тонн! В результате купол построили как самоподдерживающуюся структуру! В 1500-х годах это был настоящий прорыв в архитектуре.


Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

По окончании строительства своды купола расписали огромной фреской «Последний Суд» (Джорджио Вазари и Федерико Зуккари). Купол сразу признали шедевром. Спустя много лет папа Юлий II, закладывая собор Святого Петра в Ватикане, попросил Микеланджело сделать для него купол еще больший, чем флорентийский, но услышал в ответ: «Купол флорентийского Дуомо не то что превзойти, его воспроизвести невозможно». Слова Микеланджело оказались пророческими. Похожей схемы при строительстве купола больше никто не применял. Между тем главный фасад Собора был закончен лишь в конце XIX века, а спонсировали завершение нового фасада в том числе русские промышленники Демидовы, которые переехали во Флоренцию и умудрялись отсюда управлять своими многочисленными предприятиями в России.


Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре билеты.

Сегодня купол – самая характерная особенность флорентийской городской панорамы. Подъем на него расположен справа от главного фасада (обойдите собор и башню против часовой стрелки). Чтобы подняться на легендарный купол, нужно отстоять в очереди (вне зависимости от времени года). Или забронировать и оплатить посещение всего комплекса на сайте. Это сэкономит вам массу времени.


Вид с купола Санта-Мария-дель-Фьоре

Купить билет онлайн в Санта-Мария-дель-Фьоре.

Вы можете приобрести единый билет на посещение Собора, купола, Баптистерия и Кампанилы. Билет действует 48 часов, благодаря этому вы сможете распределить время и впечатления. Вы сможете выбрать день и конкретное время, для посещения купола лучше выбрать утро, чтобы в остальное время посетить достопримечательности, большую часть из которых вы увидите с высоты купола. Важно, что смотровая площадка на куполе открытая, в отличии от Кампанилы.


Кампанила Джотто

Кампанила Джотто.

Кампанила возвышается справа от фасада собора и смотрится его составной частью. Башня строилась Джотто в 1334 году, а завершена уже после его смерти, около 1360 года. В одном из документов того времени говорится: «… эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый. Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции…» Снаружи башня отделана чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнамент стен, а скульптуры, навесы и мелкие крученые колонны придают красавице королевскую величавость.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — «цветок святой Марии», символ Флоренции, фото michael hamburg69

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Собор виден в городе издалека – его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами центральной части Флоренции. Облик этого здания сочетает массивность с лёгкостью, изящество с монументальностью. «Цветок святой Марии» – так звучит в переводе его название.

Этапы строительство собора Санта Мария дель Фьоре

Строительство было начато закладкой первого камня в сентябре 1296 г. Новому храму предназначалось затмить своим масштабом и красотой грандиозные тосканские соборы – Сиенский и Пизанский. По замыслу создателей, в огромное здание могло поместиться разом 90 тысяч человек.

Скульптурная пластика собора, фото shebicycles

Первоначальный проект собора принадлежал Арнольфо ди Камбио. Зодчий работал над зданием до 1302 года. С его смертью строительство было приостановлено. Через тридцать лет работу продолжил Джотто. Он занялся возведением колокольни и создал эскизы отделки фасадов собора.

В 1337 году великий Джотто скончался. Вскоре во Флоренции разразилась чума и строительство вновь было отложено. Только к началу XV столетия монументальные стены были полностью возведены. Встал вопрос установки купола. Для постройки такого сооружения на высоте не существовало подходящих инженерных решений – ограждение корпуса здания лесами требовало неимоверных затрат.

Купол, фото oriana.italy

Свой вариант предложил архитектор Филиппо Брунеллески. Он просчитал параметры строения и придумал поднимать секции купола на высоту посредством уникальной системы консолей. Для устойчивости сооружения было использовано шесть горизонтальных поясов и двадцать четыре вертикальных ребра жёсткости. Купол был увенчан изящной башенкой-латерной – её установил друг Брунеллески – архитектор Микелоццо. Монтаж занял 16 лет, а все работы над сложным сооружением завершились к 1461 году. Купол Брунеллески стал воплощением наступившей эпохи итальянского Ренессанса.

После этого строительство вновь было приостановлено – фасад и интерьеры остались незаконченными. Работы возобновились только в XIX веке и завершились в 1887 году. Есть исторические сведения, что деньги на украшение фасадов собора пожертвовал русский промышленник Демидов. Герб нашего соотечественника можно увидеть справа от входа в храм.

Фасад собора со стороны площади, фото scott dolman

Отделку фасадов собора выполнил Эмилио де Фабрис. Он предложил использовать для декора горизонтальные и вертикальные панели разноцветного мрамора. Был привезён белый, зеленоватый и розовый камень из карьеров Пратто, Сиены, Каррары. Мраморная отделка гармонировала с облицовкой стен кампанилы и ранее существовавшего баптистерия. Фабрис создал великолепное ажурное оформление фасада. Некоторые современные искусствоведы считают его работу слишком перегруженной, однако именно эти каменные «кружева» придают собору яркий неповторимый облик. В рельефном декоре господствует тема посвящения Богоматери.

Оформление фасада, фото Felix-Haslimeier

Трёхнефный собор представляет собой латинский крест с полукруглой апсидой и двумя трансептами. Длина огромного здания составляет 153 м; максимальная ширина — 90 метров. Верхняя точка фонарной башни, завершённая медным шаром, поднимается на высоту 90 м.

Кампанила

Собор Санта Мария дель Фьоре, Кампанила Джотто, Баптистерий Сан-Джованни, фото mio-idgm

Стройная прямоугольная кампанила, которую называют «Башня Джотто», облицована белыми и зелёными мраморными панелями и вставками из мозаики. Её наружные стены украшены многочисленными сюжетными барельефами, фигурами святых пророков и патриархов церкви. На башне открыта обзорная площадка, к которой ведёт лестница из 414 ступеней. Поднявшись наверх, можно вблизи рассмотреть главный символ Тосканы – купол Брунеллески. С площадки на кампаниле открывается лучший панорамный вид Флоренции.

Центральный вход

Центральный портал, фото oriana.italy

В арке над главным порталом собора можно увидеть полихромную фреску, изображающую Мадонну с лилией. Бронзовые врата украшены множеством рельефных изображений из жития Богоматери. Эти двери считаются значительным произведением неоготического искусства. На фронтоне центрального портала установлен барельеф Богоматери, сидящей на троне, работы Тито Саррокки.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Санта-Мария-дель-Фьоре, фото Exmam

Внутри пространство собора кажется огромным. Великолепный наружный декор контрастирует с лаконичным интерьером. Главным элементом внутреннего убранства являются витражи XV века, расположенные в арках нефов и барабане купола. Необычная деталь обстановки – часы с обратным ходом, работы Паоло Учелло (1443 г.). Главная священная реликвия храма – урна с мощами св. Зиновия Флорентийского, работы скульптора Лоренцо Гиберти.

Внутренняя отделка нижнего уровня здания имеет аскетический вид, однако роспись сводов купола поражает яркостью красок. Многоярусная картина работы Федерико Цуккари и Джорджио Вазари изображает сцены Страшного суда.

Главный неф, фото Exmam

Часы, фото Umberto Fedele

Склеп

Подземные помещения собора веками использовались, как усыпальница флорентийских священников. В склепе находится и могила архитектора Брунеллески – она открыта для обозрения.

Комплекс Дуомо

На площади Дуомо возле собора находится баптистерий Сан-Джованни, V века постройки – это старейшее из зданий Флоренции, дошедших до нашего времени. Баптистерий входит в комплекс Дуомо. Грандиозный флорентийский собор, его кампанила и баптистерий внесены в реестр ЮНЕСКО, как выдающийся памятник мирового зодчества.

О других достопримечательностях Флоренции читайте в моем путеводителе .

Время работы

Собор

Пн-ср, пт 10:00-17:00, чт 10:00-15:30, сб 10:00-16:45 (каждая первая суббота месяца до 15:30), вс 13:30-16:45.

Купол собора

Ежедневно 08:30-19:00, сб 08:30-16:40 (первая суббота месяца до 15:20).

Музей

Ежедневно 09:00-19:30, вс 09:00-13:45

Стоимость билета 10 евро

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Piazza del Duomo Firenze Италия
operaduomo.firenze.it

Ехать автобусом С2 до остановки Duomo.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!