Туристический портал - Excursiivsochi

Решение сегодня успения богородицы на сенной площади. Успенский собор на сенной будет восстановлен

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе Спас на Сенной.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), являясь юридическим лицом, с 2011 года ведет активную и планомерную работу по возрождению на своем историческом месте, взорванного храма.

Поскольку возрождение храма носит длительный характер ввиду необходимости получения многочисленной правоустанавливающей и разрешетильной документации, а также работ по выносу из-под пятна застройки храма, имеющихся инженерных коммуникаций, Приходом было принято решение о проведении реконструкции существующей на Сенной площади часовни во имя св. влм. Иоанна Нового Сочавского, в части расширения ее площади. Первоначально площадь часовни составляла 16 кв.м., а после реконструкции будет составлять 109 кв.м.

Данная реконструкция обеспечит возможность совершения регулярных Богослужений для большего количества верующих, желающих молиться в часовне.

В октябре 2016 года Приходом получено разрешение на строительство и в настоящее время строительно-монтажные работы по реконструкции часовни ведутся полным ходом. Уже завершается строительство стен и начинается монтаж стропильной системы кровли храма.

Между тем, собранных Приходом денежных средств не хватило на строительство кровли и купола часовни. Согласно смете, стоимость этих работ составляет 6 089 599 руб.

В настоящее время Приход очень нуждается в пожертвованиях на производство кровельных работ.

Денежные средства можно переводить на реквизиты Прихода.

Проектом реконструкции предусмотрено расположение на фасадных стенах часовни памятных досок с именами или наименованиями организаций жертвователей (по их желанию).

Также все жертвователи могут подать записки о поминовении их самих и их близких о здравии или за упокой на проскомидию или сорокоуст в электронном виде.

Часы работы часовни: ежедневно с 10:00 до 19:00

С уважением, настоятель Прихода Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) иерей Михаил Малюшин

Историческая справка о храме

Величественный пятиглавый Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) с высокой колокольней в стиле русского барокко был построен в 1753-1761 гг. на средства столичного купечества и других горожан и был одним из немногих истинно народных храмов Северной столицы. Предполагается авторство Ф-Б. Растрелли, А.В. Квасова.

В XIX в. неоднократно перестраивались в 1816-1817 гг. по проекту Л. Руска, в 1833-1835 гг. по проекту А.И.Мельникова, в 1867 г.- Г.И. Карпова. В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы.

Кирпичная оштукатуренная церковь в плане представляла собой вытянутый прямоуголник с полуциркульной апсидой на восточном фасаде.

В 1923 году храму был присвоен статус собора. но в 1938 году храм был закрыт, а в 1961 году стал одним из двух последних снесенных в Ленинграде храмов.

Сегодня уже не у кого не вызывает сомнений тот факт, что храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной) имел большое культурное значение, являясь по сути петербургским Успенским собором. С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Не меньшей была и социальная значимость Спаса на Сенной - при храме велась активная социальная и просветительская деятельность; храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (на его ступенях каялся о свои преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского "Петербургские трущобы".

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

Выстроенная в 2004 году, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади, за фундаментом алтарной апсиды Успенского собора, часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание. углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

Вспоминает историю Петербургского Храма Спас-на-Сенной. Построенный в 1753 году, он не раз подвергался перестройке, его пытались закрыть, переплавляли колокола, выносили иконы… Он уцелел в революцию и выстоял блокаду Ленинграда, несмотря на то, что был ориентиром для немецкой артиллерии. А вот «хрущёвской оттепели» не пережил. Что случилось с этим историческим памятником?

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит — демонтаж начался

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.

9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением
об окончании войны. Внизу виднеется Спас-на-Сенной

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро «позорное пятно на облике площади Мира» — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год


1/6

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.

Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.

Фотография во время обмеров здания

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».

Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей.

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.



1/3
Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?



1/5

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.

Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» — «Петроградская». Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.

Художник М. Конеев «Ленинград, 1960»

История храма берет начало 20 июля 1753 года, когда на Сенной площади архиепископом Санкт.-Петербургским Сильвестром была торжественно произведена закладка храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружавшегося на средства одного из богатейших промышленников того времени Саввы Яковлевича Яковлева в течение 12 лет. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе - Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви, на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а точнее "во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова".

Строительство церкви было завершено в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Великолепный пятикупольный храм стал доминантой всей Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина, то есть около 50 метров. В момент своего расцвета храм обладал прекрасным внутренним убранством, а его колокольня по высоте была второй в Санкт-Петербурге, уступая лишь колокольне Петропавловского собора.

За время своего существования он перестраивался несколько раз. Последний раз это произошло в 1867-1871. Была сделана капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным. На месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (сегодня – Садовая дом 40). Тогда же колокольня храма приобрела свое "тоновское" (русско-византийское) завершение в виде луковичных главок. Позднее, в 1960-х годах, эта деталь сыграет роковую роль в судьбе храма. Тогда элементы тоновского стиля "умалят", по мнению «специалистов» и архитекторов, ценность храма Успения как памятника архитектуры.

В 1897-1898 к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 были удлинены боковые приделы, произведен ремонт и реставрация образов.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, иконописный, обложенный жемчужной ризой и осыпанный бриллиантами. Кроме того, среди святынь храма были: престол главного храма Успения с золоченой ротондой, украшенный серебряными барельефами, пожертвованными Саввой Яковлевым, конца XVIII века,

икона св. благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года – дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук "народников"; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе – Спасителя и Божией Матери.

В храме было две плащаницы. Одна – древняя, устроенная опять-таки основателем церкви Саввой Яковлевым, которая употреблялась почти 100 лет, замечательная по ценности, дороговизне и изяществу: малинового бархата, с "выпущенными" на ней серебром и золотом шитыми изображениями Спасителя и лиц его погребающих, а по углам – святых евангелистов и святых ангелов. В 1856 году была устроена новая плащаница искусной работы художника Федора Верховцева. Паникадила и канделябры храма были изготовлены на фабрике Шопена

Каждый год в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня в храме служили всенощную и молебен с водоосвящением в церковной часовне. Список Тихвинской иконы, хранившийся в часовне, выставлялся в этот день на паперти для поклонения.

В Мокрый Спас, 1 августа, после литургии из храма совершался крестный ход через Сенную площадь, на Фонтанку, к Обуховскому мосту для водосвятия.

4 июля от Казанского собора в память об избавлении столицы в 1848 году от холеры к Сенновской церкви шел крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, и на площади при огромном стечении верующих служился торжественный молебен.

К слову именно Сенная площадь в 1831 году стала центром холерного бунта в столице. Тогда сюда, к церкви Спаса-на-Сенной прибыл Император Николай I. Въехав в открытой карете на Сенную площадь, сбросив пыльную шинель, он выступил перед народом с речью. Держался Николай твердо и уверенно. “Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен. Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков” – произнес царь, после чего подозвал какого-то старика, трижды облобызал его и уехал. Холерный бунт был прекращен. В благодарение Господу за избавление от холеры, свирепствовавшей в Петербурге в 1848 году, в храме был устроен образ преподобного Андрея Критского.

В приходе храма Успения велась большая образовательная и благотворительная работа. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот.

В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. Купец и известный благотворитель Александр Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек, а 19 февраля 1880 в том же здании открыли приют-школу на пожертвования купца. В 1884 Водеников предложил для богадельни и приюта-школы еще и свой особняк, смежный со Спасо-Сенновской церковью. В 1885 эти заведения посетила Великая княгиня Александра Иосифовна.

В 1890 дом был перестроен, расширен и благоустроен
(паркетные полы, ванные комнаты, баня, ватерклозеты и т.д.). При нем был создан сад с беседкой. Все ремонтные работы оплатил председатель общества Александр Водеников, выделивший еще 40 000 рублей на поддержание дома. Всего же новое здание обошлось ему в 107 000 рублей. За этот дар он удостоился высочайшей благодарности. Позже он пожертвовал еще 10 000 рублей с тем, чтобы процент с капитала шел бедным невестам, содержавшимся в приюте.

Участие в работе общества принимали протоиерей Гавриил Розов и Иоанн Благовещенский, позднее сменивший отца Розова на посту настоятеля храма, протоиерей Константин Тимофеевич Никольский, а также многие купцы и домовладельцы Сенной площади: Ф.М. Почкин, Я.И. Рожнов. И.Д. Шустров и другие. В течение 23 лет Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

19 сентября 1899 года церковь Успения стала центром торжества открытия Ярославского благотворительного общества. Среди попечителей Ярославского благотворительного общества были купцы братья Елисеевы, Ф.М. Почкин и другие ярославцы. Целью землячества и благотворительного общества было вспоможение ярославским уроженцам в Петербурге, их трудоустройство и опека; был устроен приют для детей-сирот, живущих в столице.

Храм был сердцем православного народного Петербурга – Петербурга купеческого, мещанского, крестьянского. О значимости Спаса-на – Сенной в масштабах города говорит тот факт, что по нему получила свое название целая часть Петербурга – Спасская.

Приход церкви состоял преимущественно из простого народа, поэтому особенно почитались в храме дни святого Николая Чудотворца и святого Илии Пророка.

Сама же Сенная площадь середины – второй половины прошлого века стала одной из самых многолюдных площадей Петербурга, Сенной рынок превратился в один из крупнейших петербургских центров оптовой торговли. Но это уже другая история.

После большевистского переворота начал приходить в упадо. Все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты. С ноября 1923 года до закрытия в апреле 1938 года храм принадлежал обновленцам.

В 1933 году одиннадцать колоколов Спасо-Сенновского храма общим весом 1 200 пудов были сданы Госфонд и, очевидно, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передавались в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 ее закрыли и сняли с охраны.

Чудом уцелевший в годы блокады храм, несмотря на то, что он был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, уже в мирное время, в январе 1961 года был уничтожен по указанию т. Хрущева, под предлогом строительства станции метро. Но прежде сорвали кровлю (позолоту и медь) и только потом взорвали. Ныне на этом месте стоит станция метро "Сенная площадь". Лишившись архитектурной доминанты, площадь утратила свой неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно.

В конце семидесятых мне довелось жить в Питере долгое время. Часто приходилось бывать на Сенной. Тогда от моих друзей я впервые узнал, что здесь когда-то находился величавый храм, и печальную историю, о том, как стерли с лица земли Спасо-Сенновскую церковь. Тогда же я понял, что память о ней продолжает жить в душах настоящих петербужцев.

Надеюсь, и этому есть все предпосылки, что в обозримом будущем Сенную площадь вновь украсит храм Успения Пресвятой Богородицы и вернутся те традиции, которыми он был так славен.

Установка креста на купол реконструированной часовни

История эта началась ещё в начале 90-х, когда в Санкт-Петербурге было собрано около 15 тысяч подписей за восстановление “Спаса-на-Сенной” – храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1961 году во время строительства станции метро “Площадь мира”. Администрация города пообещала рассмотреть это вопрос. Что дальше было, мы на протяжении многих лет рассказывали не раз. Чего удалось добиться? С 2014 году фундамент разрушенной церкви был признан объектом культурного наследия и на этом месте теперь запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления храма. Давно уже готов проект самого восстановления, но получение разрешительной документации затянулось из-за приостановки разработки городского проекта реконструкции Сенной площади. Между тем, ещё раньше, в 2003-м, православным разрешили построить на площади часовню.

Освятили часовню в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского, который считается покровителем торговли. Выбор понятный – площадь и до революции была торговой, и в наше время здесь множество магазинов, бутиков, а “Рынок на Сенной” признан самым дешёвым и посещаемым в городе. Всех приходящих часовня, конечно, не вмещала. Во время Божественной Литургии, которая служится здесь три раза в неделю, народ стоял на улице, слушая радиотрансляцию службы. И в конце прошлого года было решено часовню расширить, превратив её в “храм-часовню”. Нынче в августе основные работы были закончены. Внутренняя площадь часовни увеличена с 16,6 кв. метров до 109 кв. метров.

Такой часовня была и такой она станет

В середине месяца во время крестного хода их храма св. Серафима Вырицкого (в Гостинном дворе) на Сенную площадь был освящён накупольный крест для храма-часовни. А 27 августа купол с крестом водрузили на место. Молебен перед началом работ возглавил настоятель прихода Успения Пресвятой Богородицы (“Спас-на-Сенной”) иерей Михаил Малюшин. На богослужении, кроме прихожан храма, присутствовали петербуржцы, которые помнят собор до его разрушения в 1961 году. Среди гостей была правнучка клирика храма протоиерея Евгения Кондратьева, который принял в 1938 году мученическую смерть в Левашовской пустоши.

Малый храм, когда его достроят, освятят в честь Спаса Всемилостивого. Это имя более 250 лет назад носила первоначальная, деревянная церковь, до того, как вместо неё купцы не построили каменный Успенский храм. Старое название никуда не исчезло – “Спасом” называли и Успенскую церковь до её разрушения в 1961 году, “Спасской частью” до революции именовали здешний административный район Петербурга, ныне здесь же восстановлено название Спасского переулка. Думается, что когда заново построят на площади Успенский собор, его будут продолжать называть “Спасом”.

Проходил по Садовой в Питере, видел забор. Воссоздание храма Спаса на Сенной. Даже часовенку сзади построили, так что процесс уже твёрдо стоит на ногах и идёт.




Оказывается, на Сенной площади стоял большой Спасский собор, взорванный при Хрущёве в 1950 - е годы. Обидный, ничем не мотивированный взрыв храма, когда никто уже идеологически ни с кем не должен был бороться. Такая историческая несправедливость вопиёт о воссоздании того, что было. И в тех же формах (именно так я мотивирую воссоздание очень провинциального с виду Преображенского храма в Москве). Конечно, в современном городе это встречает различные сложности. Площадь зрительно задавлена огромным торговым центром и нуждается в зрительной реабилитации, но люди уже всего боятся и кто-то на щите нарисовал знак вопроса. Где была твоя осторожность, о мудрый чел, когда площадь застраивали этим?


Покопался в инете, нашёл картинку проекта.

Вместе с храмом воссоздаётся и снесённый вместе с ним огромный доходный дом рядом, зачем-то сильно выдвинутый вперёд храма и загораживающий его четверик. Это противоречит классическому образу площади, восстановленному в довоенное время при её реконструкции . Тогда открылся дивный вид классической Сенной, помнящей декабристов.

А теперь этот вид будет частично закрыт. Конечно, вид на храм нужен в его классическом развороте ничем не загороженный. Понимаю, что дом- это средства компенсации "инвестору" воссоздаваемого храма, но это неправильное решение. Воссоздавать площадь надо на 1939 - 1941 год. Ну если уж так надо закрыть безликий стеклянный фасад торгового центра, то дом надо максимально отодвинуть. Это дискуссионная тема.

Первая, деревянная церковь появилась на Сенной (тогда Конной) площади в 1740-х годах. Каменный храм был построен в 1753 - 1765 годах на средства промышленника Саввы Яковлева. Многие годы считалось, что проект был создан Растрелли, сейчас автором считают Андрея Квасова.
Думаю, что для Растрелли всё же характерно срощенное пятиглавие. Автором храма так же можно считать моего любимого Авраама Ивановича Мельникова, строившего колокольню в Ярославле. По его проекту были переделаны купола и своды церкви в 1833 —1835 годы. Колокольню в эклектике перестраивал архитектор Г. И. Карпов в 1867 -1873 годах.

Ну а в заключении скажу, что торговый комплекс рядом не так уж и плох, ибо внутри у него есть обзорное кафе наверху, откуда открывается чудный вид на старый Питер. Надо отдать должное, это для меня были самые приятные кофе - минуты в городе.

Тем временем, патриарх Кирилл совершил закладку храма в память 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Гатчине. Так что воссоздания утраченных храмов- это не химера 1990-х, это традиция народа, проявление его жизненной силы. Желаю энтузиастам, молитвенникам Божией помощи в этом святом деле.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!