Туристический портал - Excursiivsochi

Церковь на андреевской набережной настоятель. Андреевский монастырь в пленницах

Русь всегда славилась своими многовековыми духовными центрами. Сегодня в Москве есть 22 православных монастыря. Все они – действующие. Среди них есть и мужские монастыри, и женские. Об одних знают только жители столицы, о других – вся страна.

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.


Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.


Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей - крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.


Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.


Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Восстановление

Возрождение Андреевского монастыря началось только в 1991 году. Именно в это время здесь было учреждено Патриаршее подворье, начали отстраиваться и открываться храмы. Вновь заработала Андреевская церковь. В монастыре расположили Синодальную библиотеку. И с 2013 года здесь начинает действовать Андреевский ставропигиальный монастырь (для мужской братии).

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.


Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.


Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

Андреевский монастырь можно увидеть полностью только с верхних этажей здания Президиума РАН или с Новоандреевского моста. Он мало известен и незаметен. А на днях, проезжая по Московской кольцевой, вдруг в какое-то мгновение увидела этот монастырь из окна Ласточки и вспомнила о нём и его сложной истории. Ещё до начала XX века здесь размещались и монастырь, и учительное братство, и тюрьма, и богадельня, и приют. Наверное, это первый монастырь, который был упразднён, - ещё по екатерининской реформе 1765 года.

По преданию обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако первая деревянная церковь святого Андрея Стратилата была построена только в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 года. Тогда воины хана расположились станом в селе Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русским и татарским лагерями. Тогда же было установлено празднование Донской иконы Божией Матери.

Расцвет обители пришёлся на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь учёное братство, где учили желающих грамматике, славянской и греческой, риторике и философии.


Н.А. Мартынов.Андреевский монастырь в Москве, 1840. Бумага, литография



Фото из альбома Н.А. Найдёнова

1. Именно "Ртищевское братство" стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии, давшей начало Московскому Университету. Но уже в 1682 г.оду сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому что в Заиконоспасском монастыре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия и часть братии пересилилось туда. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители.

2. Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей и тюрьма. Такое соседство сейчас кажется странным.

3. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлён, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765.

4. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдаётся сначала для содержания "безумных до устроения для них особого дома", а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной.


5. Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить "богадельный дом" для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возвели корпуса богадельни.


Церковь святого Андрея Стратилата, над восточными воротами, постройки конца XVII века

6. К 1898 году в ней призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни.

7. Сейчас остался только один корпус 1805 года - восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году.

9. На территории богадельни сохранилось три храма: Андреевский, Вознесенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова.


Церковь Иоанна Богослова, не ранее 1748 г.

10. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года. В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова.


Восточный корпус богадельни, начало XIX века

12. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 30-х годов.


Церковь Воскресения Христова, 1689-1703 гг.

14. В 1960-х здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы. В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ.


Вход в Андреевский мужской монастырь


Андреевская набережная

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Историческая справка

Андреевский монастырь. Рисунок

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году - каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

Одним из жертвователей при строительстве надвратного храма был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей известным своими работами в Новом Иерусалиме мастером ценинных дел белорусом Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах был построен на месте прежнего (1648 года) храма, также Воскресенского, в 1689 году, но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 году. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма была расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенная в 1701 году. Впоследствии она была разобрана, а на ее месте был сооружен корпус богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. Колокольня монастыря сооружена на средства графа С.Б. Шереметьева в 1748 году. Первоначально храм в ее нижнем ярусе был освящен во имя архистратига Божия Михаила, но после перестройки в 1848 году Святителем Филаретом, митрополитом Московским был освящен во имя апостола Иоанна Богослова.

Святитель Филарет, митрополит
Московский и Коломенский

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 году на Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.

В XVII веке Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 году обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда.

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей - «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 году Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 году. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 году. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола. Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII веке именовалась: Бывший Андреевский монастырь (в смысле - упраздненный).

Вид Андреевской богадельни со стороны
Москвы-реки. Фото начала ХХ века

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году. В храмах обители, находившихся в ведении богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодерной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 году богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта. В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба. В храме святого апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов. Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

Священник Николай Молчанов,
настоятель храмов Андреевского
монастыря.Фото ХХ века

Выходу Постановления правительства Москвы №1004 от 17 декабря 1996 года о передаче в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви в лице Синодальной библиотеки всего комплекса строений Андреевского монастыря предшествовала огромная по объему и сложная по своей сути работа. Было много противников передачи Московскому Патриархату комплекса, состоящего из зданий, построенных и эксплуатировавшихся начиная с XVIII века гражданскими структурами. Историко-культурное обоснование необходимости передачи Церкви всего комплекса строений, а не только трех храмов бывшего Андреевского монастыря, основывалось на необходимости сохранения его исторической, архитектурной и функциональной целостности. Это представлялось возможным лишь при наличии единого пользователя комплексом, в задачи которого должно входить реставрационное, инженерное и экономическое обеспечение его деятельности с сохранением православных традиций «учительного братства». Главным аргументом в пользу такого решения было представлено соответствие задач, поставленных священноначалием Русской Православной Церкви перед руководством Синодальной библиотеки, и оптимальным с точки зрения представителей отечественной науки и культуры направлением использования и сохранения Андреевской обители.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата (Москва, Андреевская наб., д. 2) было учреждено Указом № 2360 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года. Определением Святейшего Патриарха от того же числа настоятелем Подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко (Указ №2389 от 15 августа 1991 года). Распоряжением Правительства Москвы № 1870-РП от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье». Еще до выхода Распоряжения с 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение иерейским чином было совершено 22 апреля 1992 года. В соответствии с Указом Святейшего Патриарха (№3054 от 29 октября 1992 года) храмы Подворья были оформлены на Синодальную библиотеку Московского Патриархата.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!