Туристический портал - Excursiivsochi

Фрауэнкирхе — кафедральный собор Мюнхена. Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Собор Пресвятой Девы Марии) в Мюнхене - тесная связь власти земной и небесной Чопорность и простота архитектуры

Кафедральный собор Ульма является одним из самых известных памятников германской архитектуры. Здание видно из любой точки города, так как его островерхий шпиль тянется на высоту 162 метров. История возведения здания довольно велика, она берет начало еще в XIV веке и продолжается до XIX столетия. Собор с самого начала строился пятинефным, что и стало причиной столь долгого срока завершения работ. Его высокий шпиль вначале был 100-метровым, но к концу XIX столетия его достроили еще на 62 метра.

Украшения Кафедрального собора Ульма гениальны: уникальные витражи, знаменитые хоры, вырезанные из замоченного в Дунае дуба, который приобрел небывалую крепость и стойкость за полтора века. Помимо этих украшений, необходимо отметить скульптуру Гана Мальчера Христос-страдалец, которая украшает парадный портал собора. Главным атрибутом здания является воробей, расположенный на крыше здания. Этот маленький птенец несет в себе великий смысл и интересную легенду, которую все желающие могут узнать у любого местного жителя города Ульм.

Собор ордена театинцев

Собор ордена театинцев - Театинеркирхе (Theatinerkirche). 1663-1767. Архитекторы Э.Цукалли, Ф.Кювилье. Ощутимо влияние итальянского зодчества, особенно в барочных башнях. Очень изысканное и гармоничное строение.

Собор Святой Богородицы

Собор Святой Богородицы, известный также, как Фрауэнкирхе - символ Мюнхена и самый высокий собор в городе. Построенный в XV веке, храм также является значимым памятником архитектуры готики.

Главная часть сооружения была завершена в 1488 году, а купола, в связи с недостачей средств были завершены в 1524 году. На момент завершения собор вмещал 20 000 посетителей, несмотря на то, что население города составляло всего 13 000 жителей. Фасад отличается небогатым декором, что несвойственно готическому стилю, однако выглядит торжественно. Интерьер собора не менее необычен - вместо хмурых стен и темноты, как обычно бывает в готических храмах, внутреннее убранство отличается обилием светлых тонов и цветных витражей, что создает внутри храма теплую атмосферу. Также в соборе можно увидеть 22 величественные колонны, поддерживающие потолок, обилие барельефов и несколько гробниц.

За мюнхенской русской православной общиной стоит долгая история. Речь не только о 1000-летней традиции со времен Крещения Руси, которое приход отметил выставкой и докладами, но и о традиции собственно мюнхенской.
Когда в 1798 году в Мюнхене на Ottostraße открылось русское посольство, то там, конечно, должна была быть по обычаю устроена часовня для проведения богослужений. Но если об этом ничего не известно, то исторически засвидетельствовано, что сотрудники посольства и их родственники, начиная с 1832 года посещали храм Salvatorkirche в центре города, который обслуживался греческим клиром. Это касается и Федора Ивановича Тютчева (1803-1873), поэта и дипломата, который в Сальваторкирхе венчался и крестил всех своих пятерых детей. В годы 1867-1881 существовала домовая церковь графа Адлерберга. После переезда семьи на озеро Тегернзее ее переместили туда. Эта домовая церковь была посвящена Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Ее походный иконостас был подарком царя Александра II, дружившего с семьей Адлербергов. Иконостас и литургические сосуды были взяты царем из его финской дачи.

Когда, спустя четыре года после революции, в 1921 году в Мюнхене образовалась община Свят. Николая, ей предоставили этот иконостас во временное пользование, а в 1942 году потомки Адлербергов (которые уже не были православными) подарили иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями мюнхенскому приходу. Сохранившиеся части иконостаса сейчас находятся в алтаре православной женской обители в Бухендорфе под Мюнхеном.
Временная община Свят. Николая официально была основана в 1922 году. Каждые две недели совершались воскресные богослужения в зале Матильденштифт (Mathildenstr. 5). Священники приезжали издалека, иногда даже из Польши, как иеромонах Филофей, ставший впоследствии архиепископом Берлинским и Германским. С 1937 по 1971 год о мюнхенском приходе заботился о. Андрей Ловчий, в монашестве Александр. В 1942 ему был присвоен сан игумена, а в 1943 году он был возведен в сан архимандрита.

1943 год был знаменательным: Арестовали группу студенческого сопротивления «Белая Роза» („Weiße Rose“). Какова ее связь с приходом в Мюнхене? Один из двух ее основателей, Александр Шморель (Alexander Schmorell), был другом Ханса Шолля (Hans Scholl) и одновременно с последним пребывал в России в 1942 году, когда служил в составе немецкой армии санитаром. А. Шморель родился в 1917 году в Оренбурге и был сыном немецкого врача и русской, дочери православного священника. Прибыл он в Мюнхен в 1921 году, и рос в мюнхенском православном приходе. В 1937-м он окончил в Мюнхене гимназию. У Александра было живое отношение к приходу. Протоколы допросов в гестапо и его письма из тюремной камеры смертников свидетельствуют о том, что его деятельность в сопротивлении основывалась на его православных убеждениях и любви к России. О. Александр Ловчий исповедовал его в тюрьме Штадельхайм,13 июля 1943 года, в самый день казни. День спустя, после того, как Шморель был обезглавлен, тот же о. Александр отпевал его в присутствии лишь нескольких членов семьи на кладбище «Ам Перлахер форст» (Am Perlacher Forst), находящемся рядом с тюрьмой. Он похоронен вблизи от других казненных участников «Белой Розы».
По южной границе этого кладбища проходит улица Линкольна (Lincolnstraße), на которой в наши дни и обосновался описываемый мюнхенский приход.
Приход, у которого несколько десятилетий не было постоянного адреса, приобрел в собственность здание храма в 1993 году – через 50 лет после казни Александра Шмореля, которого почитают мучеником наряду с Новомучениками Российскими.
С 1941 года богослужения совершались в бараке на Деннингерштрассе (Denningerstraße 5), принадлежавшем Евангелической церкви, но не использовавшемся. Поначалу не было возможности проводить службы еженедельно, но к августу 1942 г. игумен Александр Ловчий был переведен в Мюнхен. С этого момента совершались все воскресные и праздничные богослужения. По документам в 1942 году в Мюнхене насчитывалось 636 зарегистрированных прихожан. Это значит, что на самом деле их было существенно больше: далеко не все прихожане вносят свои фамилии в списки.
Приходская была активной: работала школа, существовали сестричество и миссионерский комитет, регулярно (в течение двадцати лет) выпускался «Воскресный листок». Вплоть до окончания войны приход (совместно с берлинским миссионерским комитетом) брал на себя духовную опеку военнопленных и так называемых «остовцев» («восточных рабочих»): печатались иконы, Евангелия и молитвословы, была организована штамповка алюминиевых крестиков. И все это – в условиях военного времени: мюнхенцам приходилось обращаться к главе Германской епархии митрополиту Серафиму (Ляде) в Берлин с просьбой прислать вина и муки для Божественной Литургии.
После того как немецкие войска заняли Грецию, Сальваторкирхе была закрыта. Баварское министерство культуры очевидно было недовольно тем, что православные лишились богослужебного места. Проведение богослужений в Сальваторкирхе было предложено Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, за которой еще в 1936 году был закреплен статус «корпорации публичных прав». Благодаря этому храм был опять открыт 22 мая 1943 г. (и в феврале 1946 года официально возвращен грекам).
В военное время в Мюнхене служило три священника. Оба богослужебных места (Деннингерштрассе и Сальваторкирхе) были переполнены. Молились тысячи верующих. В понедельник православной Страстной седмицы, 30 апреля 1945 года, Мюнхен был освобожден. В ночь с 5 на 6 мая 1945 года православное пасхальное богослужение глубоко впечатлило кардинала Фаульхабера. Живя рядом с Сальваторкирхе, он из своего окна наблюдал за крестным ходом и слушал пение большого хора.
Сразу после окончания войны приход, действующий в двух храмах, окормляли 8 священников. Всего в Мюнхене насчитывалось 14 общин. Большинство из них были организованы в лагерях беженцев («ди-пи», displaced persons). В августе 1946 года в Мюнхене, напротив замка Блутенбург (Blutenburg), обосновался мужской монастырь преп. Иова Почаевского. С 1946 по 1950 год здесь же в Мюнхене на Донауштрассе находился и Синод Русской Зарубежной Церкви (Donaustr. – в наше время здание принадлежит австрийскому консульству).
В феврале 1946 года Свято-Николаевскому приходу согласно его прошению были выделены бывшие торговые помещения рядом с Сальваторкирхе. Сегодня это «Дом литературы». До войны в этих помещениях была американская церковь и библиотека, но их во время войны закрыли, а потом здание было повреждено налетами. Помещения пришлось основательно перестраивать. 22 мая 1947 года – опять в праздник перенесения мощей Святителя Николая из Мир-Ликийских в Бари (1187 г.) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, Митрополит Анастасий (Грибановский), торжественно освятил храм при сослужении Митрополита Серафима (Ляде), и рукоположенного во епископы Александра Ловчего, а также 12-и священнослужителей. И все же приход рассматривал это место лишь как временное пристанище, ведь уже в 1943 году начали думать о строительстве собственного храма… Но денежная реформа разрушила эти планы. А кроме того вышла проблема обеспечения верующих священнослужителями.
Барачную церковь на Деннингерштрассе пришлось в октябре 1949 года вернуть протестантам. В последующие 1950-е годы происходил массовый исход беженцев в разные страны Южной и Северной Америки и в Австралию. По мере убывания людей Свято-Николаевский приход на Сальваторплац в центре Мюнхена начал приобретать большее значение. В мае 1952 года епископ Александр стал главой Германской епархии. 22 мая 1952 он был возведен в чин архиепископа Берлинского и Германского, а храм его получил статус Кафедрального собора.
Уже в 1957 году было ясно, что город Мюнхен стремится к расторжению арендного договора с общиной. Но было достигнуто соглашение, что сперва приход подыщет для себя новое помещение, а городское управление согласилось взять на себя расходы по переезду. Поиски оказались трудными. Но и стремлению города превратить церковь в музей мод, русские люди, видевшие в СССР превращение храмов в музеи, действительно не очень-то радовались. Возникали все новые варианты, которые по разным причинам отпадали. Не переехали в разбомбленную церковь на Даменштифтштрассе (Damenstiftstr.), не переехали в старо-католическую церковь на Блуменштрассе (Blumenstr. – там сейчас обосновался румынский православный приход), до начала 1980-х годов велись переговоры под руководством нового епископа Павла (Павлова), а затем и епископа Марка (Арндта) об участке напротив северного кладбища на Унгерер Штрассе (Ungerer Str. – сегодня там стоит греческий храм). Наконец разрушился план расширения Интеримскирхе в Лайме (Interimskirche, Agnes-Bernauer-Str.), находящейся под охраной города как памятник старины, и переезда туда. Хотя соглашение об этом было достигнуто в 1988 году, договор, уже готовый к подписи, исчез в ящике стола одного городского парламентария, а в газете опубликовали заметку о том, что жители района Мюнхен-Лайм не желают у себя «иноприродной общины». После выборов, изменивших политический ландшафт, об этом проекте уже не было речи, а Интеримскирхе превратилась в клуб.
В 1970-е годы были заменены иконы в уже ранее обновленном иконостасе и вообще в храме вместо масляной живописи воцарилась иконография в древнерусском стиле. Продолжая строить планы на будущее, основали строительную комиссию и начали широкий сбор средств на строительство.
В ноябре 1981 года Русская Зарубежная Церковь прославила Новомучеников Российских, отдавших жизнь свою за Христа (Московский Патриархат провел аналогичную канонизацию в 2000 году), и было решено посвятить новый храм в Мюнхене российским святым Новомученикам. После неудачи с планами постройки в Лайме владыка Марк решил проводить регулярные молебны Богородице и свв. Новомученикам. Кроме того приход посещал могилу мученически убиенного Александра Шмореля. Его дело не нашлось в открывшемся после объединения Германии архиве штази среди дел гестапо по «Белой Розе». Где оно могло быть, оставалось загадкой.
Между тем выяснилось, что американцы будут резко сокращать присутствие своих войск в Германии. Русская община уже обратила внимание на американскую церковь в экстерриториальном военном поселке, которая была местом молитвы для всех признанных в американской армии религий. Здание еще использовалось таким образом, когда Свято-Николаевскому приходу удалось получить разрешение проводить там молебны. Однако сопряженные с этим надежды не оправдались, поскольку все освобождающееся имущество американской армии было передано в собственность министерства финансов федерации (Bundesvermögensamt, BVA). Потребовались новые длительные переговоры с новыми партнерами. А в городском управлении Мюнхена тем временем развивали новые планы по поводу помещений на Салваторплац и теперь подчеркивали, что арендный договор вполне может быть окончательно расторгнут после 50 лет. Было ясно: время не ждет.
В начале 1990-х годов были открыты секретные архивы, вывезенные из Германии в Москву после Второй мировой войны. В 1993 году немецкий историк случайно обнаружил в бывшем «Особом архиве» дело А. Шмореля.
Одновременно с этим переговоры по поводу храма, который между тем использовался в частности для съемок кино, приняли положительный оборот и в декабре 1993 года был подписан договор о покупке храма с участком. Тогда же выяснилось, что на кладбище «Ам Перлахер Форст» покоятся почти 500 русских военнопленных и «остовцев». Массовое захоронение времен Второй мировой войны, как и могила Александра Шмореля, находится в непосредственной близости к храму. В этом соседстве приход видит промысел Божий.
Храм с участком обошелся приходу и епархии почти в миллион немецких марок. Но на этом расходы не закончились. Требовалась значительная перестройка здания. Окна церкви можно было отнести к романскому стилю, а свод перед алтарем – к американизированной готике. В целом же строение напоминало помесь базилики с заводским цехом.
В первую очередь был воздвигнут православный осьмиконечный крест над башенкой над главным входом, которая хотя и имела вид колоколенки, но была пуста – до колоколов еще было далеко.
6 февраля 1994, в храмовый праздник свв. Новомучеников и исповедников Российских, в алтарной стене был укреплен мемориальный камень. Так началась перестройка. Работы выполнялись не только строительными фирмами, но и самими прихожанами. Всю перепланировку разработали три архитектора, тесно связанные с мюнхенским приходом.
На первом этапе переустройства внутренний вид помещения был приведен в максимально возможное соответствие с требованиями русской православной архитектуры: диагональные стропила были скрыты в вертикальных колоннах; установлен резной буковый иконостас; поднят пол в алтаре, а перед иконостасом возведен трехступенчатый амвон из рыжего камня… Зал рядом с храмом тоже нуждался в перестройке – но наконец у общины появился такой зал! Были устроены дополнительные помещения, столь необходимые приходу: среди прочего – классы для обучения детей Закону Божию, которое до тех пор приходилось проводить в монастыре преп. Иова.
Но внешне церковь первое время не изменялась – лишь продолговатые романские окна были на треть укорочены снизу. Шла разработка планов, проводились эксперименты с моделью храма – так вскоре уяснилась и концепция внешнего вида храма. (По сравнению с этими планами сегодня не хватает еще двух куполов).
К Троице, 12 июня 1994 года, Свято-Николаевский приход переехал. Торжественно были перенесены иконы верующими, а престол священнослужителями. Транспортировка осуществлялась городским автобусом: город, придерживаясь давнего соглашения, в значительной степени взял на себя расходы по переезду. Теперь приход принял имя «Кафедрального собора свв. Новомучеников и исповедников Российских».
Однако отказываться от своего покровителя, Святителя Николая, никто не хотел. Решили в северной пристройке поставить второй престол, посвященный ему. Этот малый храм подходил бы для немноголюдных богослужений в будни, особенно во время Великого поста. Предстояло устранить северную стену, чтобы расширить помещение на 1,70 м, построить апсиду вокруг алтаря и добавить расширенный вход в псковском стиле. Этот второй этап строительства был начат 4 декабря 1995 г. Одновременно на южной стороне храма были созданы дополнительные помещения и соответствующие стилю входы в зал, а также расширена кухня.
В Прощеное воскресенье, к началу Великого поста, было совершено малое освящение придела Святителя Николая. Двумя днями ранее был завершен резной дубовый иконостас, в который позже вставлялись, по мере их написания, большие иконы. В среду Страстной седмицы 1998 года на крыше придела установили большой купол с позолоченным крестом. Все освящения совершал правящий архиерей Германской епархии, архиепископ Марк. Уже в 2000 году весь придел украшала стенная роспись с мотивами из жития свят. Николая и акафиста Пресв. Богородице.
И при возведении придела, и еще больше при постройке звонницы с главным входом и папертью на стройке трудились православные мюнхенцы и их родственники. В бывшую надвратную башенку вставили винтовую лестницу, и она превратилась в выход к колоколам. Звонница, которая вместе с крестом возвышается на 25 м, ныне определяет внешний вид храма. Когда звонница была отштукатурена, члены прихода украсили стены храма арочными нишами, покрыли штукатуркой и покрасили тогда еще желтую церковь в белый цвет. На Пасху 2001 года она стояла среди зелени берез как невеста. С тех пор храм со звонницей, приделом и входами в зал составляет единое архитектурное целое Псковского стиля, наподобие двух других новопостроенных русских церквей в Германии – в Гамбурге и Франкфурте-на-Майне.
Но не хватало, кроме недостающего до сего дня центрального купола, колоколов. Еще тогда, когда заканчивалась кирпичная кладка звонницы, как некое чудо предподнесено было пожертвование на все колокола. 13 колоколов были отлиты братьями Шуваловыми в собственной мастерской в Романо-Борисоглебске под Ярославлем. Самый большой из них "Тихон", в честь ново-священноисповедника Патриарха Тихона, весит 100 пудов (1760 кг, диаметр 174 см). 1 декабря 2001 года колокола были торжественно освящены, подняты краном и укреплены на своих местах между колоннами двух верхних этажей звонницы. Звонят в колокола по русской традиции звонари и звонарки, и тогда по поселку разливается согласно уставу либо постный, либо праздничный звон.22 мая 2005 г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Лавр, в сослужении пяти архиереев и двавдцати священников освятил престол придела и весь придел великим освящением. В грядущие годы предполагается роспись большого храма, а затем и ее освящение.
29 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил мюнхенский Кафедральный собор. Из-за гонений на Церковь и подавления церковной жизни в СССР рассеянная по всему миру русская церковная диаспора почти девять десятилетий жила без официальной связи с Московским Патриархатом. Это положение, навязанное жестокими обстоятельствами и их последствиями, окончилось, когда Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр подписали 17 мая 2007 года в Москве "Акт о каноническом общении". Мюнхенский Кафедральный Собор стал первым храмом Русской Зарубежной Церкви, в котором совершил богослужение Святейший Патриарх Московский.
Настоятель Кафедрального собора – Берлинский и Германский архиепископ Марк. Кроме него сегодня в соборе служат два священника и два дьякона. При этом священнослужители выезжают на другие приходы в округе. В свою очередь многие верующие приезжают в Собор из области радиусом в 60 км и более.
Богослужения совершаются во все воскресные дни и праздники, большие и малые. В среднем при Соборе в год совершается около ста крещений, 15-20 венчаний и стольких же отпеваний. На воскресные богослужения собирается около 250 верующих, а на Пасху – больше тысячи. Главный язык – церковнославянский. Апостол и Евангелие читаются также и по-немецки. В среду совершается вечерня по-немецки, а ежемесячно и ранняя Божественная Литургия в приделе, на которой поет хор из православных немцев.
В приходской школе дети учатся и русскому, и церковно-славянскому языку. Программа включает также русскую историю и литературу. Закон Божий преподается с первого класса и на гимназическом уровне до абитура согласно программе, одобренной Баварским министерством культуры. Это значит, что оценки, полученные в приходской школе, заносятся в школьные табели. К 2008 году в приходской школе насчитывается 134 ученика. Создан детский хор, который порой поет часть богослужения, а иногда полностью всенощную или Литургию. После праздничных и воскресных Литургий следует трапеза в зале. Вечером в среду проводятся беседы о вере, катехизация (Закон Божий для взрослых). Организуются доклады. Ежегодно в конце декабря проводится "Православный съезд" – открытый семинар, на который собираются около ста человек из разных приходов Германии. Эта традиция родилась в 1981 году. До 1993 года, пока приход не обосновался на Линкольнштрассе, съезд проводился в монастыре преп. Иова в Мюнхен-Оберменцинге. Также с 1981 года в сотрудничестве с монастырем выпускается журнал "Вестник Германской епархии". Каждый номер выходит в двух изданиях – по-русски и по-немецки.
С притоком новых верующих в 1990-е годы приход перестал занимать исключительное, едва ли не монопольное положение, существовавшее в 1970-1980-х. В сегодняшнем Мюнхене и округе - не только ряд русских православных приходов, но даже два русских монастыря. Приход Кафедрального собора остается при этом крупнейшим.
Вообще в Мюнхене теперь опять 14 православных приходов: если причислить к русским греческие, румынские, сербский, болгарский и грузинский, тогда достигается снова то число приходов, которое имелось после Второй мировой войны. На праздник "Торжества Православия" в феврале 2008 года в мюнхенском русском Кафедральном соборе на певческую встречу собралось 11 православных мюнхенских хоров. В мае 2008 года соборный приход активно участвовал в праздновании 850-летия города Мюнхена. Сотрудничество с Богословским православным институтом мюнхенского университета также хорошо развивается.
Кафедральный собор свв. Новомучеников и исповедников Российских и Святителя Николая сегодня – живая часть не только православной и русской жизни в Мюнхене, но и мюнхенской жизни вообще.

«Вестник Германской Епархии», № 4, 1993; Александр Шморель, Протоколы допросов в гестапо, февраль-март 1943 г., РГВА Ф. 1361 К. Оп. I, Д. 8808.
Данная статья написана на основе материалов "Вестника", и особенно в своей исторической части на основе исследований Г. Зайде (см. "Вестник", №№ 3, 4, 5, 1991 г.).

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.

Фрауэнкирхе (собор Девы Марии)

Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche «собор Девы Марии») . Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.

Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.

В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.

Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.


Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века , которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.


Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.


По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. Anna - Selbdritt ), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.

Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.

Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. v anitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».

Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.


Святая святых собора — главная хоровая капелла . Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna ). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры

Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана

Светлана Мороз, историк, гид (Мюнхен, Бавария)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!