Туристический портал - Excursiivsochi

Достопримечательность Мюнхена: кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Фрауэнкирхе). Фрауэнкирхе — кафедральный собор Мюнхена Католическая церковь Святого духа

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.

О Фрауэнкирхе в Мюнхене

Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.

В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.

Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.

История собора

Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.

Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.

До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер

В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche - скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Время работы и посещение собора

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:

  • с 8.30 до 12.30;
  • с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
  • с 8.30 до 12.30 в пятницу.

Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.

Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .

Как добраться до собора: маршрут и адрес

Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Заключение

Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео

Фрауэнкирхе в Мюнхене (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главный храм Мюнхена и непременная доминанта его архитектурного облика, Собор Пресвятой Девы Марии, называемый чаще Фрауэнкирхе, - великолепный образец готической архитектуры и один из самых почитаемых соборов Германии. Его две колокольни, увенчанные крытыми темно-зеленой жестью куполами, возносятся над городом на небывалую высоту - 99 м, а протяженный неф с двускатной черепичной крышей весьма напоминает Ноев ковчег. Внутри - лес белоснежных колонн, сходящихся в нервюрные арки, обилие памятных плит (в том числе от двух последних Пап), изумительные витражи и красивые барельефы. Любители мистических историй приходят во Фрауэнкирхе для того, чтобы собственными глазами увидеть отпечаток ноги дьявола - строительство собора окутано самыми невероятными легендами.

«След дьявола» - темный отпечаток мужского ботинка в мраморной плите собора Фрауэнкирхе.

Немного истории

Собор Фрауэнкирхе был заложен в 1468 г. по приказу герцога Сигизмунда, работами руководил архитектор Йорг фон Хальсбах. По соображениям экономии и ввиду недостаточных запасов местного камня храм строился из кирпича. Когда в 1479 г. средства все же иссякли, строительство продолжилось по личной индульгенции папы Сикста IV. Колокольни собора были закончены в 1488 г., однако простояли без кровли вплоть до 1525 г., причиной чему явились все те же финансовые трудности. В результате башни перекрыли столь узнаваемыми сегодня зелеными стальными куполами в стиле Ренессанса, взяв за основу форму Купола Скалы в Иерусалиме. В 1494 г. собор был освящен и сегодня, как и 5 столетий назад, принимает многочисленных прихожан. Кстати, его вместимость - 20 тыс. человек, в то время как население Мюнхена в 16 веке равнялось 13 тыс. В годы Второй мировой храм серьезно пострадал и полностью восстановил архитектурные потери лишь в 1994 г.

Что посмотреть

Башни Фрауэнкирхе видны практически из любой точки Мюнхена, отчасти благодаря тому, что в городе законодательно запрещено строить здания выше. Оценить монументальный облик собора удобнее всего издалека, так как вблизи он порядочно зажат исторической застройкой. В конструкции храма примечательно буквально все: 109-метровый неф, перекрытый ярко-красной двускатной крышей, монументальные колокольни и выигрышный контраст их зеленых куполов, а также в целом слишком округлый, «мягкий» для готики внешний вид.

Внутри посетителя встречает настоящий лес белоснежных колонн, переходящих вверху в перекрестья декоративных арок. Несмотря на фактическое обилие окон, многие из которых украшены замечательными витражами, их почти не видно за колоннами. Легенда гласит, что архитектор собора заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал его строительству. Взамен архитектор пообещал построить храм без окон. В подтверждение этого необычного соглашения любой желающий может удостовериться в «следе дьявола» - темном отпечатке мужского ботинка на пороге собора. Непременно стоить увидеть и мраморный кенотаф императора Луи IV, интересный своими искусными скульптурами.

На башнях собора располагается ансамбль из 10 колоколов, отлитых в период с 14 века по наши дни. Самый тяжелый колокол - Сюзанна - датируется 1490 г. и признается одним из крупнейших в Баварии.

Практическая информация

Адрес: Мюнхен, Frauenplatz, 1.

Время работы: с субботы по среду с 7:00 до 19:00, в четверг - до 20:30, в пятницу - до 18:00. Имеет смысл послушать утреннюю мессу в 9:00, чтобы насладиться особенной атмосферой храма.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Из-за богатства своей архитектуры в литературе получил название «Флоренция на Эльбе». Памятники зодчества в стиле барокко сделали город известным на весь мир.

Третья в списке достопримечательностей

Дворцово-парковый комплекс Цвингер, дворец Марколини и Японский дворец, церковь Кройцхирхе - это далеко не все легендарные Фрауэнкирхе (церковь Святой Марии) - ярчайшая из них.

Она занимает третье место в перечне главных уникальных объектов Дрездена и всей Германии. Главная и самая большая лютеранская церковь города имеет необычайную и загадочную историю, уходящую корнями в XI век, к тем временам, когда на территории Дрездена проживал славянский народ собры (или лужичане - западнославянский народ, лужицкие сербы).

История возникновения

На месте церкви Фрауэнкирхе (Дрезден) еще задолго до основания самого города существовала одноименная небольшая кирха. Спустя столетие, примерно в 1142 году, здесь располагалось культовое сооружение, выполненное в романском стиле (в XV веке была надстроена башенка). К 1722 году оно обветшало настолько, что совсем не подлежало реконструкции, из-за чего было принято решение о его сносе. Великолепный собор, воздвигнутый на освободившемся месте в 1726-1742 годах и рассчитанный на 3500 мест, является как раз одним из тех архитектурных памятников в стиле барокко, которыми славен Дрезден.

Фрауэнкирхе - Она была воздвигнута по приказу Августа Сильного (1670-1733), короля Польши и саксонского курфюрста (имперский князь). Изначально она задумывалась как объект, который обязан был затмить католические соборы, хотя сам Август I был католиком.

Главная лютеранская церковь

Огромный, но изящный храм после своего открытия стал символом Реформации (борьба в Западной Европе в XVI веке против католицизма и папской власти). Фрауэнкирхе (Дрезден) была изначально передана городской лютеранской общине города. В скобках Дрезден указан потому, что одноименная церковь есть и в Мюнхене. Можно добавить, что именно в этом соборе был похоронен знаменитый немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672). После сноса первоначальной церкви могила его была утеряна, но в восстановленном соборе существует упоминание о захоронении.

Яркая отличительная черта

Высота церкви Св. Марии - 95 метров. Она видна из каждого уголка города, особенно хороша она со стороны Carolbrucke (мост Каролы). С этого ракурса церковь особенно потрясает воображение своим величием.

Знаменитому Георгу Беру (1666-1738) удалось создать настоящий шедевр барочного искусства, которым гордится Дрезден. Фрауэнкирхе (церковь) выделяется из всех строений города своим уникальным огромным 12-тонным куполом (среди построенных целиком из камня он - самый большой в мире), который не имеет дополнительных опор внутри здания.

Инженерные решения, опередившие время

Конструкция купола удивительного дрезденского здания, которое в те времена являлось строительным чудом, была невероятно прочной. Согласно историческим свидетельствам, во время Семилетней войны артиллерия прусского короля Фридриха II выпустила конкретно по куполу около 100 снарядов, которые из-за прочности конструкции не причинили куполу ни малейшего вреда. Разрушить его смогла только американская авиация, уничтожившая 13 февраля 1945 года почти весь Дрезден. Фрауэнкирхе тоже превратилась в руины.

Вообще на площади Ноймаркт, кроме каким-то чудесным образом уцелевшего памятника не осталось ни одного здания.

Движение за восстановление

Температура которого достигала 1400 градусов, уничтожил все. Но оплавленные части органа защитили собой изумительный алтарь церкви, он укрылся в своеобразном коконе. Только поэтому сохранились детали алтаря, их и использовали при его восстановлении. С 1989 года началось движение неравнодушной общественности под названием «Акция-Фрауэнкирхе», которое возглавил Людвиг Гюттлер, известный во всем мире трубач и дирижер. Восстанавливать церковь собирались на пожертвования, они и поступили в размере 100 млн долларов из 26 стран. Но вплотную к реставрации этого собора приступили только после объединения Германии, конкретно в 1996 году.

Единственный сохранившийся

Восстановление методом археологической реконструкции продолжалось до 2005 года. Сегодня этот объект никак нельзя назвать новостроем, хотя бы потому, что при его восстановлении удалось использовать 43% строительного материала старого здания, возводилось оно по оригинальным, историческим чертежам. Небольшую деревянную колоколенку установили рядом со стройплощадкой с момента начала работ. В ней подвесили единственный сохранившийся колокол (из бывших четырех), изготовленный в 1732 году. Вообще история колоколов этой церкви заслуживает отдельной статьи.

Красив снаружи и внутри

Собор снаружи облицован плитами из песчаника теплых тонов. В них вмонтированы аналогичные детали сгоревшего здания. Древние плиты более темные и придают зданию уникальный вид, а также служат напоминанием о трагической судьбе собора.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене славится не только внешней величественностью, но и богатым внутренним убранством. Светло-желтый цвет стен создает торжественную атмосферу, полную воздуха и умиротворения. Высота внутренней части купола равна 26 метрам. Делится он на восемь секторов, украшенных росписью и золотом. В четырех из них изображены евангелисты, в оставшихся запечатлены аллегории христианских добродетелей - Вера, Надежда, Любовь и Милосердие. Великолепен восстановленный в первоначальной красоте алтарь, над которым находится орган. В центре алтаря расположена скульптурная картина, изображающая моления Христа в ночь на Страстную пятницу на Масличной горе. Вся реконструкция обошлась стране в 180 млн евро.

Церковь в наши дни

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche) - ныне действующий евангелическо-лютеранский собор. Привлекательна церковь и тем, что здесь регулярно звучат прекрасные органно-колокольные концерты. В год в церкви Св. Марии дают около 130 концертов.

После восстановления на куполе оборудована прекрасная смотровая площадка, дающая возможность с высоты купола посмотреть на Дрезден. Фрауэнкирхе как собор и как место панорамного обзора очень популярна у жителей и гостей города.

В будни собор и его смотровая площадка открыты для посетителей с 10 до 18 часов, в субботу - с 12-00. Подъем стоит 8 евро, для пенсионеров и студентов действуют скидки.

В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус - что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора - Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви - часовни, посвященной Святой Деве Марии - Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.


Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.


Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.


Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.


С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток - у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.


На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.


Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.


Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть - как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве - башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.


Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой - всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора - это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.


Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете - строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора - только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.



Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.



Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» - капеллы, отгороженные решетками - в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.


Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент - кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.


Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко - церковь Святого Петра.


Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан - по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.


Продолжение следует...

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!