Туристический портал - Excursiivsochi

Храм воскресения христова на бывшем семеновском кладбище. Воскресения Христова храм на быв

В районе Соколиной горы, на территории зеленого и уютного парка, возле метро Семеновская в Москве, возвышается Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище .

Возведен он был в 1855 году. Однако первая деревянная на Семеновском кладбище была построена в 1643 году, называлась она церковью Введения, но в 1728 году деревянная постройка сгорела. Спустя столетие, в середине 19 в., решено было вновь возвести при кладбище.

Средства на строительство нового каменного храма выделил купец Михаил Николаевич Мушников. А архитекторой здания занялся Константин Андреевич Тон. В облике храма Воскресения Христова читается русско-византийский стиль. Это одноглавый , который имеет оригинальную систему, состоящую из трех цилиндрических сводов. Они опираются пятами на подпружные арки. А базы колонн-пилястр повторяют в точности конструкцию ныне восстановленного в Москве.

Невысокая шатровая колокольня не вынесена за пределы храма, как это часто можно увидеть в других церквах. Она находится сразу за четвериком и скорее напоминает вторую главу, чем колокольню. Тем не менее, облик здания выглядит гармонично. Архитектор сделал акцент на роли колокольни — она является доминантой в окружающем пространстве, придает ему масштабность и некоторую внутреннюю монументальность.

Внутри не менее красив, чем снаружи. Алтари его приделов расположены на той же линии, что и главный алтарь. Всего тут три престола. Южный придел был возведен во имя святого благоверного князя Владимира и Всех Святых. Противоположный придел, северный – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. А основной или центральный придел – во имя Воскресения Христова.

Безусловно, была очень красивой. Имеются описания очевидцев, которые рассказывают о ее богатом внутреннем убранстве. Например, в храме был созданный из мрамора мозаичный пол. Причем мрамор был редчайшей олонецкой породы. Также здесь находились старинные иконы, а иконостас можно было назвать произведением искусства.

До советского времени при храме существовала бесплатная библиотека, действовала церковно-приходская школа, располагалось Общество трезвости, проводились различные собеседования на тему Веры. Кроме того, в церкви был организован сбор денег в пользу слепых. А в праздничные дни батюшка рассказывал о религии и вел нравственные беседы.

Но в 1917 году жизнь храма изменилась. Сначала его закрыли, затем стали разрушать. В тридцатые годы колокольня и купол храма были полностью разобраны. В 1937 г. настоятеля храма Павла Георгиевича Анисимова арестовали, а позднее расстреляли. Ныне он причислен к лику святых. После этого события помещения храма были конфискованы, в них созданы хозяйственные постройки, а вскоре здесь расположился ремонтно-механический комбинат.

Восстанавливать начали в 1996 году, когда он был передан Русской Православной Церкви. Сначала установили крест на крыше, затем сразу стали проводиться службы, а параллельно шел сбор средств на его восстановление. На первом этаже храма до 1998 года все еще стояли различные станки, была кухня, буфет и администрация комбината.

В 2000 году начались уже значительные работы по его возрождению. На стенах появились росписи, был очищен пол, в колокольне заговорили колокола. К настоящему времени храм восстановлен практически полностью, в чем основная заслуга принадлежит прихожанам.

. Кому достанется приз читательских симпатий – определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

1. От апостольских времён…

…Объятый зеленью прилегающего тихого парка, а издалека – глядя на многолюдную площадь около московской станции метро Семеновская – стоит Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище. Возведенный в середине 19 века, спустя немногим менее ста лет он разделил трагическую судьбу многих других храмов: в 30-е годы двадцатого столетья здание лишилось своего облика и назначения, и было переоборудовано под рабочие заводские мастерские, а позже кладбище, расположенное вокруг храма, было сровнено с землёй и обустроено под сквер. Прошло время лихолетья, и теперь, по милости Божьей и по молитвам и трудам, храм вновь действует и радует взгляд и душу.

Храм Воскресения Христова является Патриаршим подворьем, переданным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием для Среднеазиатской епархии в распоряжение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. Посещая Москву, владыка Владимир всегда участвует в богослужениях, и тогда в храме становится особенно радостно и торжественно. С Владыкой многое связано в нашем храме и в нашей приходской жизни. В его биографии есть повествование о том, как его матери ещё до рождения сына приснился сон, «будто у его сына самая красивая невеста». Ныне Владыка говорит: «Да, у меня самая прекрасная на свете невеста – Церковь».

Каждый прихожанин храма – это маленькая частица большой семьи – Русской Православной Церкви. Участвует он не только в церковном молитвенном общении, но и в самой жизни прихода. По благословению настоятеля – архимандрита Августина /Пиданова/, возобновлена в нашем храме древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом – общим хором прихожан. И тогда наше общение, общее пение всем народом незримо, но явно, сквозь века, объединяет нас с теми, кто своими очами видел Господа нашего Иисуса Христа, соединяет нас со всей полнотой церковной. И когда держишь перед собой тексты богослужения и следишь за рукой регента, за ходом самой службы, то чувствуешь себя участником службы Господу. Благодаря таким службам, начинаешь лучше понимать содержание и смысл Литургии, слова песнопений, молитвы священнослужителей.

По воскресным и праздничным дням в храме служится две Литургии: ранняя с 7 часов 30 минут и поздняя с 10 часов утра. Иногда, по милости Божьей, есть время и силы присутствовать на обеих службах. В такие дни, с радостью и молитвой участвуя в хоре с народом за ранней Литургией, затем с особым благоговением молишься, слушая пение нашего основного хора на клиросе. Конечно, наше простое народное пение нельзя сравнить с красотой и сложностью древних песнопений, часто исполняемых нашим правым хором, но и мы всей душой тянемся к тому, чтобы наше скромное пение было приятно Господу и другим прихожанам. И слава Богу, Господь даёт нам возможность, силы и умение, а святые лики смотрят на нас со всех сторон, и мы чувствуем их помощь, даже если голос «сел» или какие-нибудь ноты видим впервые. В истории нашей Церкви бывали такие времена, когда священникам зачастую приходилось служить литургии в любых, совершенно иных условиях: без храма, большого состава духовенства, клиросного хора. Тогда своим присутствием, молитвами, пением миряне могли поддержать священника. И мы считаем своим долгом быть готовыми к любым временам и условиям. В этом нам помогают в том числе и такие службы с пением Божественной Литургии всем народом.

Во время общего пения любой человек, находящийся в церкви, может взять у регента текст службы с нотами и попробовать приобщиться к нашей доброй традиции. И тогда понимаешь, что здесь не столько важны хорошие вокальные способности, а важен тот Дух, с которым мы предстоим Богу. Иногда достаточно и того, что очень тихо или только мысленно молишься и поешь, но с любовью и трепетом, и тогда каждое слово песнопений добром и теплом отзывается в душе. Люди поют вместе, и это молитвенная поддержка и духовенству и каждому стоящему в храме человеку. Но самое главное, где больше любви – там молитва слышнее Богу.

Юлия Осинина

2. Божий хлеб.

…Прекрасный летний день. Прихожанин входит в храм, чтобы помолиться и поблагодарить Господа за то, что Он никогда не оставляет нас без Своей помощи, всегда подает силы, вселяет надежду и укрепляет веру…Осенив себя крестным знамением, он подходит к свечной лавке и подаёт на проскомидию несколько записок с именами родных и друзей, о которых он молится. Немного позже этот человек возьмёт несколько просфор: одну, возможно, съест сразу после службы в храме, запив несколькими глотками святой воды; другие отнесёт домой, чтобы вкусить их с молитвой о своих близких в те дни, когда он не сможет пойти утром в храм.

Что такое проскомидия, на которую подаются записки? Это часть литургии, во время которой готовятся Дары на жертвеннике, являющиеся составляющими для Евхаристии – таинства Тела и Крови Христовой – и совершается предварительное поминовение Церкви перед жертвою. На проскомидии для таинства используются хлеб и красное вино. Порядок этого таинства был установлен Самим Господом Иисусом Христом. Этот хлеб имеет особое название – просфора. Это название происходит от греческого слова «приношение». В древности верующие приносили в Храм домашний хлеб, и часть этого хлеба отбиралась для Евхаристии, а часть – для употребления за трапезой после Литургии и для содержания клира. Для Причастия используется только пшеничный хлеб, потому его употребляли иудеи во время земной жизни Иисуса Христа, и именно такой хлеб Он Сам использовал при установлении этого таинства. Хлеб для Евхаристии должен быть чистый как по составу, так и по способу приготовления. Христиане приносили еще и другие дары: вино, ладан, масло. Этот обычай сохранился до сих пор, но прервалась традиция использовать домашний хлеб для Евхаристии, поскольку все сложнее было найти годный для таинства, а трапезы братолюбия перестали устраиваться, изменились и способы содержания духовенства.

Как изготавливаются просфоры в Храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище? Придя в просфорную храма, перед началом столь ответственного дела просфорный служащий молится, читая молитвы “Царю Небесный”, “Отче наш”, тропари преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерcким – покровителям искусства выпекания просфор.

После молитвы, взяв, например, шесть килограмм муки, её тщательно просеивают, чтобы никакая грязь не могла попасть в святой хлеб. Просеянную муку на время оставляют в специальном пластмассовом корытце. Затем в мерный стаканчик наливают литр святой воды, добавляют немного соли и стограммовые пачки дрожжей, пропорционально объему воды и муки: например, из расчета 15 кг муки кладётся одна пачка зимой, а летом – половина пачки. Это связано с тем, что в жаркое время тесто подходит быстрее, чем в холодное. Содержимое стаканчика тщательно перемешивается, после чего на шесть килограмм муки добавляется два литра тёплой воды, чтобы просфора была румяной, вкусной и мягкой. Затем к полученной смеси добавляется оставшийся литр святой воды с солью и дрожжами, и полученная масса тщательно, под чтение молитвы Иисусовой, размешивается до такого состояния, когда тесто становится эластичным, словно пластилин. Ручное замешивание может заменить электрический тестомеситель, что упростит работу и сэкономит время. Но самое главное при изготовлении просфор – постоянная молитва.

Полученное тесто выкладывается в пластмассовое корытце и накрывается клеёнкой, внутренняя сторона которой обшита льняной или хлопчатобумажной тканью. Это позволяет сохранить тесто от обветривания и от присыхания к ёмкости, потому что в противном случае тесто станет по качеству неподходящим для изготовления просфор.

Примерно через 20 минут тесто поднимается – и начинается второй этап работы. От теста отрезается часть за частью и медленно раскатывается до необходимой толщины: для служебных просфор толщина теста должна быть чуть больше, чем для маленьких. При аккуратном раскатывании тесто становится гладким, плотным, без воздушных прослоек и приятного светло-жёлтого оттенка. Затем готовый кусок теста выкладывается на стол, накрывается такой же клеёночкой, о которой говорилось выше, и оставляется на десять минут – иначе при создании форм тесто будет прилипать к столу и приобретет некрасивую, немного вытянутую форму. Затем с помощью специальных формочек из теста нарезаются маленькие кружки, которые используются в таком виде для изготовления обычных просфор. Но так как служебные просфоры имеют более крупный диаметр, то основания для них выкатываются вручную из маленьких.
Готовые круглые основания выкладываются на смазанный воском поднос, который ставится в расстоичный шкаф, где тесто подходит быстрее. Тем временем подготавливаются верхние части для просфор – такого же диаметра, как основания, но с использованием формы-печати с изображением четырёхконечного креста с сокращением имени Иисуса Христа (Ис Хе) и словами ни ка. Для малых просфор иногда используются и другие печати: например, с изображением Богородицы, Пресвятой Троицы, но поверх таких изображений всегда виден небольшой крест. Подобные печати в Москве можно приобрести, например, в Даниловом монастыре. Готовые верхние части для просфор выкладываются на деревянный поднос, которые накрывается клеёночкой и также ставится в расстоичный шкаф.

Теперь перейдем к заключительному этапу этой работы. Как только тесто подошло, подносы вынимают из расстоичного шкафа и начинают соединять верхние и нижние части просфор: нижняя часть смачивается водой, а верхняя накладывается на нижнюю. После этого каждую просфору прокалывают тонкой чистой спицей, чтобы внутри просфоры не образовывался воздух: маленькие просфоры прокалываются один раз, а служебные – 5-8 раз. Если этого не сделать, то просфора может потерять ровную форму, а её верхняя часть открепится от основания. Заготовки просфор ставятся на подносе в электрическую печь. Маленькие просфоры пекутся при температуре печи 200-220 С около 20-30 минут, а служебные – около 60 минут, или полтора часа при температуре 140 С. Окончательное время изготовления зависит от качества замеса теста, от того, как быстро и хорошо оно поднялось и от других особенностей. Просфора готова, если она полностью пропеклась, то есть внутри не осталось сырого теста. Когда просфоры приняли светло-жёлтый цвет или немного покрылись корочкой, их вынимают из печи, высыпают в деревянный ящик и накрывают несколькими сухими полотенцами и клеёночкой… Когда готовые просфоры остынут, их аккуратно раскладывают на подносе и относят в храм на Божественную Литургию… А на рабочем месте пекаря наводится порядок и чистота. После уборки прочитываются молитвы по завершении всякого доброго дела.

Благодаря Божьему установлению, традициям Русской Православной Церкви, стараниям работников храма, молитвам духовенства и прихожан, Вы причаститесь Святых Христовых Таин или вкусите в нашем храме просфору! Церковь в лице каждого и всех вместе в своих молитвах помянёт пред Господом тех, о ком Вы заботитесь. Ждём Вас в нашем храме для молитвенного общения в любой духовной нужде, в печали и в радости!

Станислав Кузин

3. Первая школа для маленького сердечка.

В нашем храме работает воскресная школа, даже две школы: одна – для взрослых, другая – для детей. Моя свекровь с удовольствием ходила на занятия для взрослых. По ее словам, они ей очень помогли. Человек, который воспитывался вдали от православной среды, часто никак не может до конца воцерковиться – но не потому, что его что-то отталкивает в самом Православии, а потому, что он просто не понимает церковной службы: не знает, куда встать в храме, какому святому поставить свечку…. Кроме того, эти занятия интересны и тем, кто давно уже чувствует себя воцерковленным, но хочет лучше понимать Богослужение, а также тем, кто интересуется историей нашей Церкви, устройством храма, иконописью.

Мне же хочется подробнее остановиться на занятиях для детей, а особенно на уроках для младшей группы, поскольку уже два года я посещаю их каждую пятницу со своим ребенком.

Я была очень приятно удивлена, когда узнала, что в воскресную школу принимаются дети с четырёх лет (а на практике ходили малыши даже более раннего возраста), потому что пыталась найти занятия при храме для своего сына, но мне везде говорили: в школу принимаются дети от пяти или шести лет, а ведь четырехлетние малыши, особенно те, которые с рождения в храме, – уже лет с трех задают очень сложные вопросы про веру в Бога, про жизнь и . Помню, как моего Ваню в четыре года мучил страх смерти. Буквально каждый вечер он мне говорил, что не хочет умирать. Учительница в воскресной школе, Ника, сумела так рассказать про смерть, а точнее – про переход к вечной жизни, – что больше к этому страху не возвращались. Благодаря воскресной школе, Ваня научился петь (хотя раньше я считала, что у него нет слуха) и рисовать. Но главное, наверное, в том, что у малышей, посещающих воскресную школу, сложилась своя маленькая “община”. Как приятно видеть, что ребенок нашел хороших православных друзей, которые по-доброму наставляют друг друга даже во время богослужения (они-то уже знают, куда, какому святому и почему надо поставить свечку); как приятно наблюдать их общую молитву перед учением и после него, до и после трапезы; как здорово, что они вместе пьют компот с печеньем в перерыве между занятиями. Мне кажется, что для детей, которые еще не ходят в обычную школу, очень важно, что именно эта, воскресная школа, станет первой школой в их жизни.

Я никогда не забуду, как учительница Ирина Николаевна рассказывала малышам про Дары Волхвов. Мой непоседливый ребенок слушал 40 минут, почти не моргая, боясь пропустить хоть одно слово, а потом дома снова и снова пересказывал мне услышанное на уроке. К праздникам Пасхи и Рождества Христова наши ребята готовят спектакли и духовные песни. И очень замечательно, что организаторы объединяют младших детей с более старшими: ведь малыши учатся на опыте ребят постарше, а подростки получают навыки общения с малышами. Анна, режиссер и организатор праздничных спектаклей, находит роль даже для самых маленьких и немногословных учеников воскресной школы. А еще на праздники мы ходим в Интернат – поздравлять детей, у которых нет родителей. И как это важно нашим, более-менее благополучным детям! Ведь нам, родителям, больше всего хочется, чтобы дети не вырастали бессердечными эгоистами, равнодушными к чужой беде. Я очень надеюсь, что эта первая школа, куда ходит мой сын, останется навсегда в его памяти, и, главное, в его сердечке.

Наталья Волкова

4. Благословение на создание семьи.

…Я уже начала было с одиночеством смиряться… Хотя, конечно, очень грустно представить себе: прожить всю жизнь без любви, без детишек, без семьи… Но получалось, что в тех, кому нравилась я, сама не видела будущего мужа. Моя мама говорила: бессмысленно принца ждать – принцев не бывает; или принц рядом, но я не умею ценить то, что имею. А мне, конечно, не принц был нужен, а любовь: чтобы и о нем заботиться, и рядом его опору чувствовать; чтобы семья была православная; детишек хотелось много… Несмотря ни на что, верила в любовь, но понимала, что не всем людям Господь даёт супружество… Мне было больше 25 лет, и многие говорили, что пришла пора непременно выйти замуж. Некоторым людям кажется, что с каждым годом создать семью труднее, поэтому чем старше, тем, говорят иногда, важнее выйти замуж чуть ли не при первой предоставляющейся возможности. Особенно нелепым поступком для многих знакомых выглядел со стороны мой отказ от, как говорится, очень выгодного со всех сторон брака, однако ради такого замужества надо было бы поступиться некоторыми православными ценностями. Но один батюшка сказал мне тогда: «Господа не оставишь, веру не предашь, и Ангел-Хранитель все слёзки соберёт». И я сохраняла в своей душе веру и терпение.

Однажды вдруг пришла мысль в голову, что мужем моим будет тот, кто первым в мою комнату войдёт. Мысль была глупая, я себе в этом отчет отдавала. Во-первых, что загадывать, когда на всё воля Божья. Во-вторых, вдруг просто гости придут на праздник – мало ли какой мужчина: может, мой дядя, например, в мою комнату тогда войдёт… Но что-то об этом не подумала и вот загадала… И при этом не переставала с надеждой молиться на такое дальнейшее устроение моей жизни, которое будет угодно Господу, на пользу моей душе и на радость тем, кто меня окружает.

…Однажды пришла я с подругой в музыкальный клуб, где собирались для православных творческих вечеров – до недавнего времени было такое единственное место в центре Москвы. И там случайно увидела алтарника из нашего храма. После концерта он рассказал нам, что есть у него знакомый молодой художник, который сейчас проводит выставку своих картин. Тогда со мной была моя подруга, которая тоже любит рисовать и делает это неплохо – и я подумала, что хорошо бы ей познакомиться с тем самым художником: и общий интерес (живопись), и она незамужем, и художник неженат, и возраст подходящий… Но на выставку мы с подругой так и не смогли сходить. А спустя примерно неделю после этого в нашей церкви мы с подругой снова встретили нашего алтарника. В тот день в храме был тот самый художник, которого мы пока не знали. Неожиданно нас с ним познакомили: «Знакомьтесь, художник П. … ». Я тогда посмотрела на этого молодого человека и подумала, что для моей подруги он не подходит по росту (она очень высокая девушка), да и на художника он не похож. Я всегда представляла, что художники – это длинноволосые, небритые, немного неаккуратные люди, испачканные краской, а он выглядел слишком аккуратным. На этом знакомство закончилось, мы почти не пообщались. Как потом (когда мы уже подружились!) он мне сказал, при этой встрече меня почти и не заметил, совсем не разглядел и не запомнил даже лицо.


Немного позже я как-то предложила нашему алтарнику, зная, что он натура творческая, пойти на одну лекцию по искусствоведению, которая проводилась на Крутицком Патриаршем Подворье для православной молодежи. Он сказал, что, к сожалению, в этот раз не сможет, но дал мне телефон того самого художника, потому что ему как раз это должно быть интересно с профессиональной точки зрения. Отправила я художнику sms-сообщение, потом мы созвонились, но он с трудом меня узнал и тоже не смог пойти на ту лекцию. А мне тогда, честно говоря, даже проще стало, потому что смущала перспектива привести в наш молодежный дружеский кружок практически незнакомого мне человека.

Но как-то в другой день я снова увиделась с ним в нашем храме. После службы мы случайно разговорились. Странно, что мы раньше ни разу друг друга не видели, хотя, как выяснилось, оба постоянные прихожане именно этой церкви. У него в тот раз была с собой папка с фотографиями его картин. Конечно, мне было интересно взглянуть – и он позволил. А сам пошел к священнику (у нас с ним оказался общий духовный пастырь). Пока он был на исповеди у батюшки, я осталась на скамье смотреть ту папку с фотографиями картин. Среди примерно пяти десятков красивых работ – морских пейзажей, храмовых видов и других – мой взгляд очень сильно задержался на одном пейзаже. Как сказал потом мой творческий собеседник, та картина – совсем не самая интересная с точки зрения живописца. Но мне в ней почудилось что-то очень родное и представилась Коломна – старый русский город, откуда родом мой дедушка. И тогда я спросила, не в Коломне или её окрестностях написан был этот пейзаж? А когда я задала этот вопрос, молодой человек странно и с удивлением на меня взглянул и ответил, что да, это действительно пейзаж под Коломной.

С того момента, можно сказать, зародилась наша дружба. Буду в рассказе именовать молодого художника, скажем, П. …Много позже, когда мы с П. уже решили пожениться, он рассказал мне о том, что наш общий духовный отец показал ему в церкви на меня и посоветовал присмотреться ко мне как к возможной будущей жене. Тогда П. был очень удивлён, потому что меня видел только второй раз в жизни и об мне никакого мнения не составил…

А потом мы разговорились, и выяснилось, что живём мы практически на одной улице (хотя та церковь от наших домов далеко, ближе есть и другие храмы) и работаем на одной улице (это ещё более удивительно, потому что работа от дома находится в полутора часах езды! да и Москва – огромный город с миллиардом возможных мест работы!). И мы стали чаще общаться, созваниваться, потом стали вместе ездить на работу и обратно домой, вместе гулять. Так получилось, что каждый день мы проводили в прогулках и телефонных разговорах от двух до пяти часов времени. Мы очень хорошо друг друга узнали и крепко подружились. С каждым днём мы открывали друг в друге всё больше общих взглядов на жизнь и интересов, порой невозможные совпадения. Вместе веселее ездить на работу и обратно, гулять по красивым местам своего района (особенно, в усадьбе Измайлово). Я просто радовалась тем приятным моментам общения. Но как-то не думалось о чем-то романтичном, а тем более даже боялась допустить мысль, что, может быть, этот человек – моя судьба…

…Однажды в Москве проводилась крупная выставка, в которой, по воле Божьей, участвовали вместе организации, где работала я и П.! И в те дни он оказался у меня дома – помог привезти кое-что с этой выставки. А когда он ушел, я вспомнила, что когда-то загадывала: кто первый в мою комнату войдет, тот мой суженый. …И ведь в самом деле, кроме мамы и подруг, никто за тот период у меня в гостях не был. Как вот теперь быть? – задумалась я с удивлением: верить ли в это? Я бы забыла о такой глупости, которую загадала, если бы человек был мне безразличен – а было всё-таки наоборот. Конечно, я продолжала бы радоваться нашей крепкой дружбе, но меня уже переполняло более глубокое чувство. И тогда поняла, что если бы П. предложил выйти за него замуж, я бы согласилась. Может быть, три месяца общения (даже если каждый день) – мало для таких решений, но мне уже казалось достаточно…

Время от времени я чувствовала, что Господь нам создаёт такие условия и обстоятельства, что мы никак не можем не пересекаться друг с другом – и день ото дня мы всё больше привязывались друг ко другу. …А через несколько месяцев я поняла, что все эти «загадки» и удивительные совпадения – всё это было не зря, потому что после Пасхи П. неожиданно сделал мне предложение.

Вот так Господь благословил нас на создание семьи – через наше заочное знакомство с помощью алтарника, через нашу встречу в храме и общие службы там, через удивительное предположение духовного отца в разговоре с П., что я – его будущая жена (на второй день знакомства!), через территориальную близость наших домов и мест работы, через общие интересы и многочисленные совпадения – и, в конце концов, через благословение родителей, которые при «сватовском» знакомстве как-то сразу подружились, и через окончательное и радостное благословение нашего общего(!) духовного пастыря…

Я безмерно благодарна Богу, что Он привёл меня именно в этот храм: туда, куда привёл и моего мужа; туда, где помогает алтарник, который нас познакомил; туда, где служит батюшка, ставший ещё до замужества нашим общим духовным отцом и благословивший нашу дружбу и наше супружество; туда, куда мы ходим теперь единой семьей и где чувствуем себя как в своем родном доме – доме нашего Отца.

Слава Богу за всё!

раба Божия И.

5. Небольшая справка о храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище в Москве.

Район Соколиная Гора, где расположен Храм Воскресения Христова, имеет древнюю историю. «Здесь находился двор Алексея Михайловича, отца Петра I, где обучали царской охоте соколов и кречетов. Район объединяет еще две исторические территории: это Благуша, Благушенская роща, в которой раньше даже звери водились, и Семеновское – территория, на которой был создан один из первых полков русской армии – Семеновский. В конце XVIII – начале XIX века владения военных потеснили дворы купцов и мещан, появились первые мануфактуры», – рассказывал глава управы района Соколиная Гора Александр Петрович АКСЕНОВ. «Село Семеновское упоминается в документах с середины XVII века.

В 1711 году на границе Семеновской слободы у дороги на Суздаль возникло Семеновское холерное кладбище. Храм на кладбище за Семеновской заставой построен иждивением купца М.Н. Мушникова в 1855 году в русско-византийском стиле, детали его убранства были выполнены по образцам архитектора К.А. Тона. 17 июля 1855 года храм был освящен Святителем Филаретом Московским (Дроздовым). В 1901 году трапезная и колокольня были реконструированы (архитектор А.П. Михайлов). Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяют конструкцию храма Христа Спасителя. Шатровая колокольня имела восьмигранный ярус звона с четырьмя арочными проемами, завершавшимися килевидными арками. В храме был уникальный, набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня и глава разобраны, архитектурная отделка со стороны улицы срублена. К апсидам, колокольне и южному фасаду были сделаны хозяйственные пристройки. В 1956 году кладбище было снесено и обустроено под сквер», – повествует Православный информационный центр. Сейчас работниками и прихожанами храма собраны остатки надгробных плит и создан список утерянных захоронений, однако от кладбища внешне не осталось и следа.

В конце 20-го века завод вывел помещение храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище со своей производственной территории, а в 1996 году храм был передан Русской Православной Церкви. Начиная с празднования Пасхи в 1998 году в храме возобновились богослужения, а примерно с 2000 года начались работы по восстановлению. Сохранилось только две фрески, но они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 годах.

Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище считается памятником исторической архитектуры. Он является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который передал храм в распоряжение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. В храме светло, достаточно скамеечек для пожилых и немощных. В церковной лавке представлен большой выбор православных книг, журналов, сувениров. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, преподаются уроки церковного искусства. В храме проводятся огласительные беседы для желающих принять Таинства Причастия, Крещения, Венчания; по субботам работает библиотека.

December 4th, 2013

Москва,Измайловское шоссе, 2. метро Семеновская

Год постройки: 1855. 1901 - реконструкция трапезной и колокольни.
Архитектор: К.А.Тон, А.П.Михайлов и др.
Построен в 1855 в основном на средства купца М.Н.Мушникова, а также пожертвования прихожан на Семеновском кладбище (основано в 1711 в связи с эпидемией холеры). Детали убранства - по эскизам архитектора К.А.Тона. Главный престол - Воскресения Христова, приделы - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (сев.) и святого равноапостольного князя Владимира (юж.). В 1901 реконструирована трапезная и колокольня (архитектор А.П.Михайлов), на хорах устроен придел святителя Николая Чудотворца.


В 1930-е закрыт. Обезглавлен, со стороны улицы сбит архитектурный декор. Шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона разобрана. Сделаны пристройки. В здании храма размещались цеха. В 1956 снесено кладбище, на его месте - сквер.


Богослужения возобновлены в 1998.

Святыни: иконы - блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на островеве Сицилия, Италия), блаженной Матроны Московской с частицей мощей.

Патриаршее Подворье Храма Воскресения Христова на Семеновской основано в XIX веке. Сам храм построен в 1855 г. иждивением купца М.Н. Мушникова в русско-византийском стиле. Детали его убранства были выполнены по образцам архитектора К.А. Тона. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Кроме того, в храме был уникальный, набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол. 17 июля 1855 г. храм был освящен выдающимся первоиерархом Русской Православной Церкви Святителем Филаретом Московским (Дроздовым), митрополитом Московским, ныне причисленным к лику святых.





После революции 1917 г. храм был закрыт и подвергся значительным разрушениям. В 1930-е годы очень сильно перестроен. Купол и колокольня были совершенно разобраны, архитектурная отделка со стороны улицы срублена. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой "реконструкции" в бывшем храме разместились заводские мастерские и ремонтно-механический комбинат, просуществовавший здесь до 1997 года. Семеновское кладбище, существовавшее на границе Семеновской слободы, сровнено с землей и обустроено под сквер.

Часовня близ церкви

В 1996 г. храм был передан РПЦ. Примерно с 2000 г. начаты работы по восстановлению. Сохранилось только 2 фрески, но они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма закончены в 2005-2006 гг.

Врата церковной ограды

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при нашем храме открыто представительство Ташкентской и Среднеазиатской Епархии.
Богослужения возобновлены в 1998 году.
В настоящее время при храме действует Воскресная школа, Изостудия, читаются лекции по Церковному искусству, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Кризисный Центр, а также Молодежный Центр.

рам Воскресения Христова является Патриаршим подворьем и находится в московском районе Соколиная Гора (около метро Семеновская). Здание храма – памятник исторической архитектуры.

Храм был построен в 1855 г. на Семеновском кладбище купцом М.Н. Мушниковым в русско-византийском стиле и освящен 17 июля 1855 г. выдающимся первоиерархом Русской Православной Церкви Святителем Филаретом, митрополитом Московским (Дроздовым). После революции 1917 г. храм был закрыт и подвергся значительным разрушениям, а через несколько лет здесь разместился ремонтно-механический комбинат. В 1966 году было окончательно разрушено и Семеновское кладбище. Возрождение и восстановление началось в 1996 г., когда поруганный, перестроенный и полуразрушенный храм был передан Русской Православной Церкви.

ГЛАВНЫЙ ПРЕСТОЛ ХРАМА освящён в честь Воскресения Христова, а его приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный), святителя Николая (на хорах).

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище считается памятником исторической архитектуры. Он является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который передал храм в распоряжение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. В храме светло, достаточно скамеечек для пожилых и немощных. В церковной лавке представлен большой выбор православных книг, журналов, сувениров. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, преподаются уроки церковного искусства. В храме проводятся огласительные беседы для желающих принять Таинства Причастия, Крещения, Венчания; по субботам работает библиотека.

В селе, на месте, где позже расположилось Семеновское кладбище, когда-то стояла деревянная церковь Введения. Сохранилось упоминание о том, что она была построена в 1643 г. царицей Евдокией Лукьяновной, супругой первого из рода Романовых царя Михаила Федоровича. Церковь эта в 1728 г. сгорела, и слобожане выстроили в 1736 г. уже каменное здание на другом месте, ближе к Яузе, на берегу пруда, называвшегося Прачешным. Колокольня новой церкви была построена в начале XIX в., трапезная перестроена в 1871-1875 гг. В церкви хранились старинная утварь и лампады. Некоторые из них содержали надписи, например: «От господ офицеров» и т.п..

Историк В.Ф. Козлов так рассказывает о последних годах церкви Введения: «В 1929 г. рабочие электрозавода подали ходатайство о сносе храма «с целью расширения территории сквера»; Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ) не возражали, и 20 мая того же года Моссовет рабочих поддержал». Жалоба верующих несколько отдалила печальный исход, но в конце июля верховные власти дали добро на слом церкви, которая началась в октябре после вывоза церковного имущества. Во Введенском храме, зачисленном ЦГРМ в разряд «не имеющего историко-архитектурного значения», находились замечательные древние иконы. В его алтаре, иконостасе и на стенах было около четырех десятков образов, написанных не позже XVII в., а некоторые из них датировались даже XV в. (!). По свидетельствам специалистов, столь древние иконы по своему происхождению вполне могли быть из Новгорода.

На месте Введенской церкви (позади клуба электролампового завода – самого заметного строения на нынешней площади Журавлева) – теперь находится школьное здание.

СЕЛО «СЕМЕНОВСКОЕ»
Само село было расположено на территории современного района Соколиная гора. Есть предположение, что среди его строений был храм Симеона Богоприимца, давший название селу. Во времена Петра I здесь появилась Семёновская солдатская слобода. Село дало название Семёновскому полку известному ещё под названием «Потешные полки». В Семеновском также был деревянный дворец Петра Великого, весьма скромный, и к великому сожалению, несохранившийся. Петр I любил ездить на гуляния в Семеновскую рощу и брал с собою все свое семейство.

Достопримечательностью села являлся также родовой дом с усадьбой князя Александра Даниловича Меншикова, находившийся неподалеку от церкви Введения. В Семеновском существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви, где были похоронены родители князя, а позже на Семеновском были похоронены и две его дочери. В конце XVIII – начале XIX веков владения военных вытеснили дворы купцов и мещан, начали появляться первые кирпичные заводы, ткацкие фабрики и скотобойни.

СЕМЕНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Когда-то Семеновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, оно никогда не считалось престижным местом упокоения. С самого своего основания кладбище стало традиционным местом захоронения военных. Прежде всего, это объясняется тем, что поблизости находился и находится до сих пор крупнейший и старейший в России Лефортовский военный госпиталь. Когда в госпитале умирали раненые участники войн, которые вела Россия в XVIII – начале ХХ века, их, как правило, хоронили на Семеновском кладбище. Особенно много здесь было погребено участников Первой мировой войны. Для них специально на южной окраине кладбища был даже огорожен большой участок. Вот так описал его в 1916 г. в книге «Очерки истории Московских кладбищ» А.Т. Саладин: «Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме, и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников, но и там все просто и бедно».

Впрочем, есть камень с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи: «Знание уменьшает страданье людей. Дух без знания и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и – будете здоровы». (Аполлон Григорьевич Белопольский).
В 1838 году в Лефортовском госпитале умер и был похоронен на Семеновском кладбище один из самых талантливых поэтов пушкинской поры Александр Полежаев, проживший короткую и на редкость несчастную жизнь, отданный в солдаты по личному распоряжению Николая I за вольного содержания стихи.
На кладбище были похоронены и многие высокие военные чины: генерал-лейтенант Н.К. Цеймерн (1800-1875), участник Кавказской войны; генерал-лейтенант К.В. Сикстель (1826-1899), начальник артиллерии Московского военного округа; генерал от инфантерии В.К. Жерве (1833-1900), участник Крымской и русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Среди них, помимо большого числа военных чинов, представлены все сословия московских жителей: почетные потомственные граждане, архитекторы, священнослужители.
Первый настоятель храма, протоиерей Александр Сергиевский, был похоронен в 1877 году. Здесь покоился и его сын Николай Сергиевский (1827-1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета.
Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827-1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости.
СУДЬБА СЕМЕНОВСКОГО КЛАДБИЩА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба кладбища в советское время складывалась печально. В 1935 году Президиум Моссовета постановил его ликвидировать и обустроить освободившуюся территорию под сквер. Ликвидация затянулась на 30 с лишним лет, в течение которых новых захоронений там не производили. За это время многие надгробия были вывезены либо для вторичного использования на других кладбищах, либо как ценный камень для нужд народного хозяйства. Ограды и металлические часовни пошли на переплавку.

А в 1966 году кладбище было окончательно уничтожено. Прямо по нему прошел Семеновский проезд, разделивший его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, – именно там теперь сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися еще несколькими надгробиями. А в основном на территории кладбища теперь многоэтажные жилые дома.

На Семеновском кладбище были похоронены многие замечательные люди – гордость русской истории и культуры. Среди родовых захоронений большое семейство Кетчеров, выходцев из Швеции, и пустивших корни в России, семейные захоронения Гаяриных, Демидовых, Суриных... Немалое число лиц, захороненных на Семеновском кладбище, вошло в историю нашего Отечества. Их имена, их деяния запечатлены в энциклопедиях, справочниках, словарях, о них ниже даны краткие биографические сведения. Может быть, эти имена, избежавшие забвения, заставят нас задуматься, пробудить дремлющее чувство Родины, родной истории, уважения к памяти предков и лучше прожить остаток дней, поскольку эта память есть отпечаток высшей нравственности и благородства.

Поклонимся праху тех, кто работал во славу нашего Отечества. Они – «наша история, наше прошлое и будущее. Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Не уважать оную – есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин). Покуда мы будем хранить о них память – мы будем достойны их.
__________________________________________________________

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
__________________________________________________________

Храм был построен на Семеновском кладбище в 1855 году в русско-византийском стиле на средства купца Михаила Николаевича Мушникова по образцам архитектора Константина Андреевича Тона. Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел Южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и Северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении Храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.

По отзывам современников, церковь была очень красива, в ней был набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол, имелись старинные иконы поставленные в превосходный иконостас. Это была «церковь утварью достаточная».

Храм был освящен 17 июля 1855 г. святителем Филаретом Московским (Дроздовым), первоиерархом Русской Православной Церкви, митрополитом Московским, ныне причисленным к лику святых.

В 1901 г. трапезная и колокольня были реконструированы архитектором А.П. Михайловым.

При храме действовали церковно-приходская школа, бесплатная библиотека-читальня, Общество трезвости, проводились богослужебные собеседования, сборы в пользу слепых, в праздничные дни проводились религиозно-нравственные беседы.
__________________________________________________________

СУДЬБА ХРАМА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба храма в советский период сравнима с судьбой новомученика: после революции 1917 г. он был закрыт и подвергся значительным разрушениям. В 1930-е годы купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился ремонтно-механический комбинат.

Последним настоятелем храма был Ансимов Павел Георгиевич (1891-1937). Он был арестован 2 ноября 1937, осуждён тройкой НКВД за «контрреволюционную антисоветскую агитацию» и расстрелян на Бутовском полигоне. Ныне причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 16 июля 2005 года для общецерковного почитания. Память в РПЦ 8 ноября по старому стилю в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
__________________________________________________________

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
__________________________________________________________

В 1996 г. Храм Воскресения Христова был передан РПЦ (Постановление Правительства Москвы от 06.08.1996 N 647 «О передаче приходу Храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище здания по Измайловскому ш., д.2, стр.1»). В том же году, перед Пасхой, был установлен Крест на крыше Храма. В Великую субботу прошло освящение куличей и пасок. В течение всего года по воскресным и праздничным дням совершались молебны и чтения акафиста Христу Воскресшему. Службы совершались на 2-м этаже Храма, часть которого была перестроена в советское время под актовый зал, остальные помещения были приспособлены под мастерскую, кухню, буфет, кабинеты администрации комбината. Первый этаж представлял собой цех, весь уставленный разнообразными станками, с полом, покрытым толстым слоем асфальта и заводской грязи.

Несмотря на то, что здание Храма было возвращено верующим, вплоть до 1998 года в нем продолжало находиться оборудование ремонтного цеха.

Существенные изменения по восстановлению Храма начались с назначения нового настоятеля – архимандрита Августина (Пиданова). 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи была отслужена первая Божественная Литургия, которая явилась точкой отсчета регулярных богослужений во вновь воссоздаваемом Храме.

C 2000 г. были начаты полноценные работы по восстановлению. К тому моменту сохранилось только 2 фрески, но и они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 гг.

Силами прихожан и благотворителей, радеющих о восстановлении российских святынь, к настоящему времени удалось восстановить былую красоту храма. С большим трудом ему была возвращена значительная часть земли, когда-то принадлежавшая Церкви.
__________________________________________________________

ОСОБЫЕ СВЯТЫНИ ХРАМА
__________________________________________________________

Икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия);
- икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
- икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев.
Главный престол храма освящен в честь Воскресения Христова, а приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный), святителя Николая (на хорах).
По благословению настоятеля, архимандрита Августина (Пиданова), в храме возобновлена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом (общим хором прихожан).
В храме светло, достаточно скамеечек для пожилых и немощных. В церковной лавке большой выбор православных книг, журналов, сувениров. При храме действует Воскресная школа для детей, подростков и взрослых, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Кризисный Центр, а также Молодежный Центр.

по материалам сайтов

На месте, где сегодня стоит храм Воскресения Христова , некогда было Семеновское кладбище. Выросло оно из обычного сельского погоста, принадлежавшего Введенской церкви, что в Семеновском.

Это место упокоения престижным никогда не считалось, хоть здесь и было похоронено немало великих людей. Главным образом, предназначалось оно для захоронения военных, поскольку рядом находился военный госпиталь.

Из истории Воскресенского храма на Измайловском шоссе

После революции Семеновское кладбище было решено уничтожить, а на его месте разбить сквер.

Более 30 лет длилась ликвидация кладбища: надгробия шли на государственные нужды, ограды и часовни переплавляли. В результате место захоронений разделили на 2 части: на первой возвели жилые дома, вторая ушла под сквер.

Задолго до уничтожения кладбища, в 1855 году, здесь построили храм Воскресения Христова. Средства предоставил купец Мушников. За основу взяты образцы и эскизы архитектора К.А. Тона . Сооружение получилось редкое для того времени.

Воскресенский Храм имел одну главу, однако шатровая колокольня, примыкающая с западной стороны, воспринималась больше как вторая глава церкви, нежели самостоятельная постройка.

Из воспоминаний свидетелей известно, что храм был прекрасен: пол в нем был выложен мозаикой из мрамора, в превосходном иконостасе стояли старинные иконы, коих было немало.

Храм после революции и в наши дни

В 1917 году храм Воскресения на бывшем Семеновском кладбище закрыли.

Колокольню и купол разобрали, а в здании устроили еще один этаж. К южному фасаду и апсидам пристроили несколько помещений для хозяйственных нужд. Только после всех переделок здесь разместился ремонтно-механический цех.

Настоятеля храма (на тот момент им был Ансимов П.Г.) арестовали, а позже расстреляли. Сегодня он в числе святых Российских новомучеников.

В 1996 году Воскресенский храм у метро Семеновская передали РПЦ. Тогда же перед Пасхой на крыше святого здания установили крест. Вскоре здесь уже освящали пасхальные куличи.

Службы велись на 2 этаже, где в советское время размещался актовый зал. Другие помещения были уставлены станками, на полу лежал слой асфальта с заводской грязью на нем. Ремонтный цех еще долго занимал стены храма.

Лишь в 2000 году все сдвинулось с «мертвой точки» и начались полноценные восстановительные работы.

На сегодняшний день силами прихожан удалось вернуть храму его прежний облик. Получилось также отстоять земли, некогда принадлежавшие Воскресенской церкви.

Двери святыни открыты всем. Для пожилых людей здесь предусмотрены скамейки, в церковной лавке можно найти множество православных печатных изданий, для детей и взрослых всегда открыта Воскресная школа, также действует Молодежный центр.










описание

Объятый зеленью прилегающего тихого парка около московской станции метро Семеновская в районе Соколиной горы стоит Храм Воскресения Христова.

Район, история которого насчитывает более 300 лет, объединяет две исторические территории: это Благуша, или Благушенская роща, «в которой раньше даже звери водились», и бывшее село Семеновское. Название же самого района Соколиная гора произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича.

Храм Воскресения Христова является Патриаршим подворьем. Здание храма – памятник истории и культуры.

СЕЛО «СЕМЕНОВСКОЕ»
__________________________________________________________

Само село было расположено на территории современного района Соколиная гора. Есть предположение, что среди его строений был храм Симеона Богоприимца, давший название селу. Во времена Петра I здесь появилась Семёновская солдатская слобода. Село дало название Семёновскому полку известному ещё под названием «Потешные полки». В Семеновском также был деревянный дворец Петра Великого, весьма скромный, и к великому сожалению, несохранившийся. Петр I любил ездить на гуляния в Семеновскую рощу и брал с собою все свое семейство.

Достопримечательностью села являлся также родовой дом с усадьбой князя Александра Даниловича Меншикова , находившийся неподалеку от церкви Введения. В Семеновском существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви, где были похоронены родители князя, а позже на Семеновском были похоронены и две его дочери. В конце XVIII – начале XIX веков владения военных вытеснили дворы купцов и мещан, начали появляться первые кирпичные заводы, ткацкие фабрики и скотобойни.
__________________________________________________________

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
__________________________________________________________

В селе, на месте, где позже расположилось Семеновское кладбище, когда-то стояла деревянная церковь Введения. Сохранилось упоминание о том, что она была построена в 1643 г. царицей Евдокией Лукьяновной , супругой первого из рода Романовых царя Михаила Федоровича. Церковь эта в 1728 г. сгорела, и слобожане выстроили в 1736 г. уже каменное здание на другом месте, ближе к Яузе, на берегу пруда, называвшегося Прачешным. Колокольня новой церкви была построена в начале XIX в., трапезная перестроена в 1871-1875 гг. В церкви хранились старинная утварь и лампады. Некоторые из них содержали надписи, например: «От господ офицеров» и т.п..

Историк В.Ф. Козлов так рассказывает о последних годах церкви Введения: «В 1929 г. рабочие электрозавода подали ходатайство о сносе храма «с целью расширения территории сквера»; Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ) не возражали, и 20 мая того же года Моссовет рабочих поддержал». Жалоба верующих несколько отдалила печальный исход, но в конце июля верховные власти дали добро на слом церкви, которая началась в октябре после вывоза церковного имущества. Во Введенском храме, зачисленном ЦГРМ в разряд «не имеющего историко-архитектурного значения», находились замечательные древние иконы. В его алтаре, иконостасе и на стенах было около четырех десятков образов, написанных не позже XVII в., а некоторые из них датировались даже XV в. (!). По свидетельствам специалистов, столь древние иконы по своему происхождению вполне могли быть из Новгорода.

На месте Введенской церкви (позади клуба электролампового завода – самого заметного строения на нынешней площади Журавлева) – теперь находится школьное здание.
__________________________________________________________

СЕМЕНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
__________________________________________________________

Когда-то Семеновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, оно никогда не считалось престижным местом упокоения. С самого своего основания кладбище стало традиционным местом захоронения военных. Прежде всего, это объясняется тем, что поблизости находился и находится до сих пор крупнейший и старейший в России Лефортовский военный госпиталь. Когда в госпитале умирали раненые участники войн, которые вела Россия в XVIII – начале ХХ века, их, как правило, хоронили на Семеновском кладбище. Особенно много здесь было погребено участников Первой мировой войны. Для них специально на южной окраине кладбища был даже огорожен большой участок. Вот так описал его в 1916 г. в книге «Очерки истории Московских кладбищ» А.Т. Саладин: «Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме, и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников, но и там все просто и бедно».

Впрочем, есть камень с целым завещанием философа. Он находится на главной аллее от церкви, за колодцем, с краю левой стороны. Вот буквальное содержание надписи: «Знание уменьшает страданье людей. Дух без знания и тело без пищи и чистого воздуха умирают. При здоровой пище делайте движения на чистом воздухе. Во время отдыха, т. е. ночи, имейте спальню с открытым окном. Перестаньте лечиться. Бросьтесь в объятья природы и – будете здоровы». (Аполлон Григорьевич Белопольский).

В 1838 году в Лефортовском госпитале умер и был похоронен на Семеновском кладбище один из самых талантливых поэтов пушкинской поры Александр Полежаев, проживший короткую и на редкость несчастную жизнь, отданный в солдаты по личному распоряжению Николая I за вольного содержания стихи.

На кладбище были похоронены и многие высокие военные чины: генерал-лейтенант Н.К. Цеймерн (1800-1875), участник Кавказской войны; генерал-лейтенант К.В. Сикстель (1826-1899), начальник артиллерии Московского военного округа; генерал от инфантерии В.К. Жерве (1833-1900), участник Крымской и русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Среди них, помимо большого числа военных чинов, представлены все сословия московских жителей: почетные потомственные граждане, архитекторы, священнослужители.

Первый настоятель храма, протоиерей Александр Сергиевский, был похоронен в 1877 году. Здесь покоился и его сын Николай Сергиевский (1827-1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета.

Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827-1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости.
__________________________________________________________

СУДЬБА СЕМЕНОВСКОГО КЛАДБИЩА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба кладбища в советское время складывалась печально. В 1935 году Президиум Моссовета постановил его ликвидировать и обустроить освободившуюся территорию под сквер. Ликвидация затянулась на 30 с лишним лет, в течение которых новых захоронений там не производили. За это время многие надгробия были вывезены либо для вторичного использования на других кладбищах, либо как ценный камень для нужд народного хозяйства. Ограды и металлические часовни пошли на переплавку.

А в 1966 году кладбище было окончательно уничтожено. Прямо по нему прошел Семеновский проезд, разделивший его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, – именно там теперь сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися еще несколькими надгробиями. А в основном на территории кладбища теперь многоэтажные жилые дома.

На Семеновском кладбище были похоронены многие замечательные люди – гордость русской истории и культуры. Среди родовых захоронений большое семейство Кетчеров, выходцев из Швеции, и пустивших корни в России, семейные захоронения Гаяриных, Демидовых, Суриных... Немалое число лиц, захороненных на Семеновском кладбище, вошло в историю нашего Отечества. Их имена, их деяния запечатлены в энциклопедиях, справочниках, словарях, о них ниже даны краткие биографические сведения. Может быть, эти имена, избежавшие забвения, заставят нас задуматься, пробудить дремлющее чувство Родины, родной истории, уважения к памяти предков и лучше прожить остаток дней, поскольку эта память есть отпечаток высшей нравственности и благородства.

Поклонимся праху тех, кто работал во славу нашего Отечества. Они – «наша история, наше прошлое и будущее. Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Не уважать оную – есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин). Покуда мы будем хранить о них память – мы будем достойны их.
__________________________________________________________

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
__________________________________________________________

Храм был построен на Семеновском кладбище в 1855 году в русско-византийском стиле на средства купца Михаила Николаевича Мушникова по образцам архитектора Константина Андреевича Тона . Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел Южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и Северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении Храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.

По отзывам современников, церковь была очень красива, в ней был набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол, имелись старинные иконы поставленные в превосходный иконостас. Это была «церковь утварью достаточная».

Храм был освящен 17 июля 1855 г. святителем Филаретом Московским (Дроздовым) , первоиерархом Русской Православной Церкви, митрополитом Московским, ныне причисленным к лику святых.

В 1901 г. трапезная и колокольня были реконструированы архитектором А.П. Михайловым.

При храме действовали церковно-приходская школа, бесплатная библиотека-читальня, Общество трезвости, проводились богослужебные собеседования, сборы в пользу слепых, в праздничные дни проводились религиозно-нравственные беседы.
__________________________________________________________

СУДЬБА ХРАМА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
__________________________________________________________

Судьба храма в советский период сравнима с судьбой новомучеников - он был закрыт и подвергся значительным разрушениям. В 1930-е годы купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился ремонтно-механический комбинат.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
__________________________________________________________

В 1996 г. Храм Воскресения Христова был передан РПЦ. В том же году, перед Пасхой, был установлен Крест на крыше Храма. В Великую субботу прошло освящение куличей и пасок. В течение всего года по воскресным и праздничным дням совершались молебны и чтения акафиста Христу Воскресшему. Службы совершались на 2-м этаже Храма, часть которого была перестроена в советское время под актовый зал. Первый этаж представлял собой цех, весь уставленный разнообразными станками, с полом, покрытым толстым слоем асфальта и заводской грязи.

Несмотря на то, что здание Храма было возвращено верующим, вплоть до 1998 года в нем продолжало находиться оборудование ремонтного цеха.

Существенные изменения по восстановлению Храма начались с назначения нового настоятеля – архимандрита Августина (Пиданова). 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи была отслужена первая Божественная Литургия, которая явилась точкой отсчета регулярных богослужений во вновь воссоздаваемом Храме.

C 2000 г. были начаты полноценные работы по восстановлению. К тому моменту сохранилось только 2 фрески, но и они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 гг.

Силами прихожан и благотворителей, радеющих о восстановлении российских святынь, к настоящему времени удалось восстановить былую красоту храма. С большим трудом ему была возвращена значительная часть земли, когда-то принадлежавшая Церкви.
__________________________________________________________

ОСОБЫЕ СВЯТЫНИ ХРАМА
__________________________________________________________

  • икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия);
  • икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев;
  • икона с частицей мощей свмч. Гавриила Белостокского;

Главный престол храма освящен в честь Воскресения Христова , а приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный).

По благословению настоятеля, возрождена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом (общим хором прихожан).

При храме действуют: Воскресная школа для детей, Евангельский кружок, Кружок трезвости, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Центр кризисной психологии, где оказывается квалифицированная психологическая помощь детям и взрослым, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких, кризис семейных отношений, потерю смысла жизни и др.. Кроме того, при храме функционирует Молодежный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, в рамках которого проводится множество мероприятий: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, ставшие уже традиционными встречи с настоятелем, архимандритом Августином (Пидановым). Осуществляет свою работу Служба приходского консультрования.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!