Туристический портал - Excursiivsochi

Гвалиор индия. Гвалиор - путешествие в историю

Раскинувшийся по обеим сторонам главной железнодорожной линии Дели—Мумбаи Гвалиор является самым большим городом северного Мадхья Прадеш, а также местом, где находится самый живописный в Индии форт на вершине холма. Старая цитадель из песчаника, с храмами и дворцами, расположенная на самом краю плато с отвесными склонами, возвышается над облаком бензиновых испарений, уличной суетой и кубическими бетонными зданиями. Если вы уже побывали в Археологическом музее, вырубленном в скале Джайнском колоссе у подножия утеса, следующей достопримечательностью города, которую ни в коем случае нельзя пропустить, является образец невероятного китча - дворец Джай Вилас, принадлежащий местной правящей семье Скиндиа. Ее влияние ощущается везде: от внушительного здания больницы и Чхатри (Chhatris) (мемориальных залов) на севере Джияджи Чоук (Jiyaji Chowk) до близлежащего музея Сарод Гхар (Sarod Ghar), который является свидетельством существующей в городе давней традиции королевского покровительства классической музыки.

Несмотря на его близость к Агре, которая находится в 119 км к северу, Гвалиор посещает мало иностранцев; по правде говоря, этому городу с его невыразительным современным центром и песчаным базаром явно не хватает того очарования, которое отличает города соседнего Раджастхана. Тем не менее, здесь вполне стоит остановиться на день, особенно в конце ноября или начале декабря, когда на территории Могольских гробниц Гвалиорского музея проходит один из самых интересных в Индии фестивалей классической музыки.

Исторические факты

Дарственная надпись, извлеченная из земли на территории ныне не существующего храма Солнца доказывает, что Гвалиор первоначально, в 6 веке до н. э., был завоеван с севера. Местная легенда, однако, приписывает заслугу создания форта принцу кучвахов Сурадж Сену (Suraj Sen), которого, согласно преданию, в 10 веке излечил от проказы отшельник Гвалипа (Gwalipa), по имени которого и был назван город. Водный резервуар, в котором свершилось чудо - Сурадж Кунд (Suraj Kund) - цел и по сей день, так же как и пара нарядных храмов Сасбаху Мандир (Sasbahu Mandirs), воздвигнутых кланом раджпутов. Сменившие Кучвахов Парихары, после одиннадцатимесячной осады, были жестоко свергнуты в 1232 г. Илтутмишем (Iltutmish). Перед тем как форт был окончательно сдан мусульманской армии, раджпутские женщины, оказавшиеся внутри, совершили массовое самоубийство, принеся себя в жертву. Впоследствии султан Дели дополнил картину этой кровавой резни, отдав приказ казнить перед своим шатром всех семьсот военнопленных, захваченных в битве.

В 1398 г. Гвалиор снова перешел к третьей раджпутской династии - Томарам, что ознаменовало начало «золотого века» города. При Ман Сингхе (Man Singh), взошедшем трон в 1486 г., на вершине холма были выстроены великолепные дворцы и укрепления, благодаря которым город получил впоследствии эпитет «жемчужины в ожерелье замков Индии». Неприятности с соседями постоянно, однако, преследовали правление раджпутов до самого 1517 г., когда Лодии из Дели подвергли форт осаде во второй раз. На сей раз они имели успех. Ман Сингх был сражен, а его сын, который сумел отражать атаки в течение еще двенадцати месяцев, в конце концов сдался. Впоследствии Гвалиором правил целый ряд мусульманских владык, в том числе Бабур, Гамаюн и Шер Шах, а потом он оказался под властью Акбара.

С начала периода упадка Моголов маратхи - конфедерация индуистских династий Декана региона - стала пробивать себе путь на север в образовавшийся вакуум власти. В 1754 г. Гвалиор стал базой четырех маратских кланов, Скиндиев. Двадцать шесть лет спустя, войска Британской Ост-Индской Компании захватили форт, совершив дерзкую ночную вылазку, использовав веревочные лестницы и набив носки ватой, чтобы заглушить звуки своего приближения. В течение всего нескольких часов цитадель была взята и Гвалиор превратился в британское вассальное государство, которым правила цепочка раджей-марионеток. Самый известный из них, невероятно богатый Джаяджи Рао Скиндиа (1843-86 гг.), остался верен британцам во время мятежа 1858 г., хотя 6500 человек его армии присоединились к войскам противоположной стороны, возглавляемым Тантиа Топиа и печально известной рани Джанси Лакшми Бай. Оба лидера были убиты в последующем за тем сражении, и махараджа вскоре вернулся к своей привычной роли хозяина самых грандиозных из когда-либо виданных в эпоху Радж вицекоролевских ужинов, королевских визитов и охотничьих походов на тигров. Скиндии остались влиятельны и после 1947 г. и все еще живут в Гвалиоре; нынешний махараджа занимает пост министра высокого ранга в партии Конгресса. Политические успехи, ссоры и свадьбы королевской семьи по-прежнему поставляют пищу для пересудов и ненасытных газетных сплетен. Уроженцем Гвалиора является и нынешний лидер страны Атал Бихари Ваджпайи.

Форт

Внушительный Гвалиорский форт (ежедневно с 8.00 до 18.00; 20 рупий) раскинулся вдоль 3-километрового песчаникового утеса на севере современного города. Его могучие укрепленные стены с башенками и бойницами окружают целых шесть дворцов, три храма, а также несколько водных резервуаров и цистерн, а кроме того, престижную общественную школу и новую сияющую сикхскую гурудвару.

На холм ведут два пути. На западе, вверх по крутому склону долины Урвахи (Urwahi), мимо высеченных в скалах джайнских статуй, проходит автомобильная дорога. Другой, более доступный вход расположен в северо-восточном углу утеса, к нему ведет длинный подъем со ступенями. Можно сочетать оба варианта пути - нанять рикшу до склона Урвахи, подняться вверх и пройти через плато, а затем спуститься через северо-восточный вход к музею и Джами Масджид, где легче найти рикшу или тонго чтобы вернуться в город.

Вы можете взять профессионального гида (примерно 180 рупий за 3 часа) у ворот Урвахи или у стойки с прохладительными напитками у входа в дворцовый комплекс. В Ман Мандире каждый вечер устраивают новое 45-минутное звуко-световое шоу (шоу на английском языке начинается в 19.30 нояб - фев, в 20.30 март - окт; 100 рупий для иностранцев, дети за полцены). Рассказчик ведет повествование об истории и культуре форта, которое дополняют выразительная индийская классическая музыка и очень профессиональные световые эффекты, которые окрашивают возвышающийся над вечерним смогом города дворец в прозрачные таинственные цвета.

Северо-восточный вход и музей

Северо-восточный подход в форт ведет через пять последовательно расположенных укрепленных ворот. Первые из них, ворота Аламгири (Alamgiri), были построены Матамад Ханом (Matamad Khan) в 1660 г. в честь могольского императора Аурангзеба. За маленьким двориком расположены ворота Бадалгарх (Badalgarh), названные так по имени дяди Ман Сингха - Бадала, известные также под названием «Хиндола» («Hindola») от слова hindol, или «качели», которые некогда там висели, они выполнены в том же индуистском стиле, что и дворец на вершине, с двумя круглыми башенками по бокам от входа.

Маленький двухэтажный Гуджури Махал (Gujuri Mahal), справа от ворот Бадалгарха, Ман Сингх построил для своей любимой рани Мригнаяни (Mrignayani) когда она еще была просто крестьянской девушкой, а он только добивался ее руки. Согласно легенде, впервые раджу поразила «кареокая» женщина из племени гуджур, когда он увидел ее борьбу с парой буйволов во время своей прогулки по лесу; но она не согласилась выйти за него замуж, пока он не снабдил свой новый дворец водой из колодца ее деревни, которая обладала сверхъестественной силой. В элегантном дворце из песчаника в настоящее время помещается Гвалиорский археологический музей (ежедневно кроме пятницы с 10.00 до 17.00; 2 рупии), в котором стоит посмотреть большую коллекцию скульптуры, надписей и живописи, несмотря на то, что пояснительные таблички по большей части бестолковы и неинформативны. Среди его экспонатов можно отметить пару капителей Ашоки в форме львов из Видиши, массивную перекладину с резным изображением «покорения Бали», а также эротический барельеф в галерее девять, на котором изображен принц, нежно снимающий со своей возлюбленной верхнюю часть сари. Однако, лучшим произведением является, безусловно, бесценная шалабханджика, маленькая, изумительно выполненная статуэтка, найденная в развалинах храма в Гьяраспуре (Gyaraspur). Выделяющуюся чувственными изгибами тела и величественным выражением лица, эту статую часто называют «Индийской Моной Лизой».

Следующие ворота по пути на холм, ворота Ганеши, датируются серединой 5 века. Рядом находится старая голубятня, или кабутар кхана, а в отдалении - современное индуистское святилище, восстановленное из развалин ранее расположенного здесь храма, посвященного мудрецу Гвалипе, который в 1664 г. Мухамад Хан заменил мечетью. Перед тем как приблизиться к воротам Лакшман (Lakshman), вы пройдете мимо перестроенного храма «четверорукого» Вишну 9 века - Чатарбхундж Мандира (Chatarbhunj Mandir); мусульманского мемориала, воздвигнутого в память одного из придворных Ибрагима Лоди, погибшего во время осады Гвалиора в 1518 г.; а также лестницы, ведущей к высеченным в скалах джайнским статуям. Пятые и последние ворота, «слоновьи», Хатия Паур (Hathiya Paur), самые живописные из всех, образуют вход в Ман Мандир. Их симметричные башенки и нарядная голубая плитка хорошо сочетаются с остальной частью массивного каменного фасада.

Ман Мандир

Возвышаясь над северо-восточным входом в форт, Ман Мандир (ежедневно с 8.00 до 17.00; $ 5 ), является, пожалуй, одним из самых прекрасных в Индии индуистских дворцов раннего периода. Построенный между 1486 и 1517 гг. Томарским правителем Ман Сингхом, он известен также под названием Чит Мандир (Chit Mandir), или «раскрашенный храм», которое он получил благодаря богатой керамической мозаике, украшающей фасад. Лучше всего сохранившиеся фрагменты плитки, которые находятся на южной стороне дворца, можно хорошо рассмотреть со скамьи слева от главных ворот Хатия Паур. Роскошные бирюзовые, изумрудно-зеленые и желтые полосы орнамента украшают фигурки тигров, слонов, павлинов, банановых и пальмовых деревьев, а также крокодилов, размахивающих цветами.

Интерьер четырехэтажного дворца, напротив, очень прост. В некоторых из залов, однако, все же имеются прекрасные ажурные каменные перегородки джали, за которыми женщины, живущие во дворце, собирались чтобы послушать наставления великих учителей музыки. Круглые камеры на нижних этажах использовались когда-то в качестве дворцовых темниц. Узникам, заключенным здесь во времена Моголов, давали препарат, изготовленный из вареных маковых головок, называемый poust, что представляло собой жестокую, изощренную форму пытки, гарантирующую медленную и мучительную смерть от недоедания и пристрастия к наркотику.

Вокруг Ман Мандира

Викрам Мандир (Vikram Mandir, 1516 г.), расположенный рядом с Ман Мандиром, соединяется с главным дворцом Ман Сингха сетью проходов, спрятанных в толстых внешних стенах. Карам Мандир (Karam Mandir), двухэтажное индуистское строение с длинным залом с колоннадой посередине, находится дальше на севере, недалеко от остатков ныне заброшенных дворцов Джехангири (Jehangiri) и Шах Джахан (Shah Jahan). В дальнем северо-западном углу территории форта расположен большой Джаухар Кунд (Jauhar Kund), водяной бак, возле которого в 1232 г., чтобы избежать пленения наступающей армией Илтутмиша, женщины Парихарского двора совершили массовое самоубийство-жертвоприношение. В маленьком современном археологическом музее(ежедневно с 8.00 до 17.00; 2 рупии), расположенном на вершине кургана за Ман Мандиром, содержатся другие образцы скульптуры, в том числе прекрасная дверная рама из храма, а также обычная коллекция божеств, и небесных красавиц в соблазнительных позах.

Тели-ка-Мандир и Сурадж Кунд

Тридцатиметровой высоты Тели-ка-Мандир (Teli-ka-Mandir), расположенный на южной стороне плато, является самым старым из сохранившихся памятников форта. Датируемый серединой 8 века, он состоит из огромной прямоугольной башни святилища, венчаемый необычной крышей в виде сводчатой арки, форма которой, напоминающая лист дерева пипал, повторяет форму окон chaitya в гораздо более ранних высеченных в скалах буддистских пещерах. После подавления Гвалиорского Бунта в 1858 г. этот храм, посвященный Вишну, использовался британцами в качестве фабрики, где производили соду. В настоящее время здесь проводятся большие реставрационные работы.

За дорогой, начинающейся у ущелья Урвахи, сразу на севере от Тели-ка-Мандира, находится Сурадж Кунд (Suraj Kund), резервуар длиной в 100 м, магические воды которого предположительно излечили от проказы правителя 10 века Сурадж Сена, позднее известного под именем Сурадж Пал.

Сасбаху Мандиры и Сикхская Гурудвара

Храмы Сасбаху (Sasbahu), или «свекровь и сноха», расположены с восточного края форта, возле уродливой телевизионной мачты. В наибольшем из них имеется трехэтажная мандапа (зал для собраний), поддерживаемая четырьмя причудливо украшенными колоннами, а наименьший представляет собой открытый портик с пирамидальной крышей. Оба были воздвигнуты в конце 11 в. и посвящены, как и Тели-ка-Мандир, богу Вишну.

Огромное, с золотыми шпилями и белым куполом мраморное здание на юге - современная Сикхская гурудвара. Построенный чтобы увековечить память сикхского героя, плененного в форте, храм привлекает нескончаемый поток паломников, большинство из которых приезжает в специально переоборудованных в общественное транспортное средство грузовиках из Панджаба. Вдоль дороги, ведущей к храму, вы увидите группы мужчин, облаченных в традиционные наряды сикхских воинов - длинные голубые курта и массивные тюрбаны, с кинжалами и копьями через плечо, вереницей проходящие мимо подобно солдатам-пехотинцам давно забытой эпохи. Прохладный мраморный дворик гурудвары, наполненный заунывной религиозной музыкой, представляет собой прекрасное колоритное место, где можно передохнуть от жары. Перед тем как войти, удостоверьтесь, что ваши руки, ноги и голова прикрыты, снимите носки и обувь, и сполосните ноги в баке у подножия ступенек. Курение и жевание табака внутри комплекса строго воспрещено.

Высеченные в скалах джайнские скульптуры

Отвесные утесы из песчаника вокруг форта скрывают несколько внушительных высеченных в скалах джайнских скульптур. Изготовленные в период между 7 и 15 веками, большая часть фигур представляют собой панно медового цвета с изображениями 24 джайнских учителей, или тиртханкаров, «создателей брода», показанных в характерных позах: в положении стоя с руками, плотно прижатыми к бокам, или сидящими скрестив ноги, повернув ладони кверху, безмятежно вглядываясь вдаль. Многие из них лишились своих лиц и гениталий, когда борющаяся с утвердившимися верованиями армия могольского императора Бабура обрушилась на город в 1527 г.

Наибольшая из двух основных групп расположена вдоль юго-западного пути в форт, по сторонам ущелья Урвахи. Самое большое изображение, сбоку от дороги около Ворот Урвахи, представляет собой портрет Адинатха, высотой в 19 м, с декоративно украшенными грудными сосками, курчавыми волосами и отвислыми мочками ушей, стоящего на цветке лотоса рядом с несколькими меньшими статуями. Молящиеся оставляют цветы и благовония у его колоссальных стоп. Группа хорошо сохранилась и статуи, включая слонов и небесных дев - апсар, более или менее целы. Немного дальше от форта, на другой стороне дороги, еще одна компания тиртханкаров возвышается над естественным обрывом в узкое ущелье. Все они, кроме гордой троицы, расположившейся под легкой сенью деревьев, утратили свои лица.

Третья коллекция находится в юго-восточном углу плато, на узком карнизе, выступающем над городом. Чтобы попасть сюда, ступайте по дороге, идущей на север из Гвалиора вдоль подножия скалы от Пхул Багха (Phool Bagh), возле мемориала Рани Джанси (Rani Jhansi), до тех пор, пока не увидите мощеную дорожку, извивающуюся вверх по склону холма из-за ряда домов слева. И снова тиртханкары, обозначенные номерами, стоят вырезанные в стене скалы на краю глубокой впадины. Одного из немногих, сохранивших лицо после мусульманского нашествия, № 10, и по сей день посещает как святыню маленькая джайнская община Гвалиора. Искупавшись в источнике пещеры 1, прихожане оставляют приношения из цветов и риса у гигантских стоп статуи.

Старый город и южная часть форта

В узких, пыльных улочках преимущественно мусульманского старого города Гвалиора, сеть которых покрывает северную и северо-восточные стороны холма, находится целый ряд интересных исламских памятников. Джами Масджид (Jami Masjid) стоит рядом с Гуджури Махал, возле главного входа в форт. Эту прекрасно сохранившуюся мечеть, воздвигнутую в 1661 г. Мухамад Ханом из добытого в каменоломне на вершине плато песчаника, украшают два стройных минарета и три луковицеобразных купола, увенчанных золотыми шпилями.

Однако, самый знаменитый мусульманский памятник города расположен среди голых равнин и зарослей кустарника бугенвилии в 1 км дальше на запад. Датируемая 16 веком гробница Гхауса Мухаммеда (Ghaus Muhammed), афганского принца, помогшего Бабуру захватить Гвалиорский форт, представляет собой прекрасный образец ранней могольской архитектуры, а также популярное местное святилище. На каждом из четырех его углов расположен элегантный шестиугольный павильон; большой центральный купол был когда-то отделан синей глазурованной плиткой. Стены гробницы украшены восхитительными ажурными каменными панно джали, чьи сложные геометрические орнаменты лучше всего рассматривать изнутри наполненного ароматом благовоний помещения.

Вторая и наименьшая из расположенных в садах гробница принадлежит знаменитому могольскому певцу и музыканту Тансену (Tansen), одному из «Девяти Драгоценностей» двора императора Акбара. Каждый год здесь собираются на Гвалиорский ежегодный музыкальный фестиваль (нояб - дек) музыканты и другие деятели искусств со всей Индии. В другое время, на террасе перед гробницей проходят импровизированные концерты gawwali, исламских религиозных песнопений в сопровождении фисгармонии. Местное поверье утверждает, что листья тамариндового дерева, растущего на цоколе неподалеку, оказывают благотворное воздействие на певческий голос, это хорошо объясняет почему нижние ветви дерева их лишены. Чтобы добраться сюда от станции наймите рикшу (15 рупий) или садитесь в темпо, следующий в Хазиру (Hazira) (2 рупии).

Дворец Джай Вилас

К югу от форта, в самом сердце района, где проживают представители высшего класса Гвалиора, расположен дворец Джай Вилас (Jai Vilas) (ежедневно кроме среды с 9.30 до 17.00; вход для иностранцев 175 рупий; фотосъемка - 25 рупий, видеосъемка - 75 рупий. Гиды берут приблизительно 50 рупий за экскурсию). Он представляет собой одну из самых грандиозных и эксцентрических реликвий Индии 19 века, хотя крайне высокая стоимость билетов и полное отсутствие каких бы то ни было пояснительных табличек и вообще информации делают посещение его не вполне неудовлетворительным.

Дворец был построен в 1875 г. во времена правления махараджи Джаяджи Рао Скиндиа. Желая, чтобы его резиденция превзошла дома колониальных властителей в самой Британии, он отправил своего друга, полковника Майкла Файлоуза (Michael Filose) - «Микул Саиба», потомка итальянского миссионера, в великое путешествие по Европе, в котором тот должен был снискать вдохновение. Примерно год спустя Файлоуз возвратился с большим грузом мебели, тканей, картин, гобеленов и хрусталя, а также проектом дома, богато позаимствовавшим от Букингемского Дворца, Версаля, греческих руин и величавых зданий итальянского барокко. В результате получилась невероятная смесь дорической, тосканской и коринфской архитектуры с самым бесстыдно-переходящим-все-границы интерьером, какой только вообразить разве что где-нибудь в Голливуде.

Семья Скиндиа, которая и поныне занимает часть дворца, открыла два его крыла для посещений публики. Желая сохранить атмосферу семейного дома, они развесили бесчисленные фотографии богато разодетых членов своего клана где только возможно по всему первому крылу, которое представляет собой музей, в котором собраны наиболее ценные и необычные предметы, накопленные правителями Гвалиора. В десятках комнат и коридоров со скрипучими деревянными полами пылятся неисчислимые могольские картины, персидские ковры, золотые и серебряные украшения, а также антикварная мебель, которая перед Французской революцией украшала поместье Людовика XVI. Вы увидите качели из венецианского стекла, которые королевская семья использовала чтобы отпраздновать день рождения Кришны, комнату, полную чучел тигров и фотографий на основе сепии, на которых изображен горделиво позирующий махараджа, окруженный рядами британских гостей с трубками и в тропических шлемах. И наконец, одна комната наверху целиком посвящена эротике. Чоукидар радостно укажет на главный ее экспонат, мраморную статую женщины, уступающую пылким любовным домогательствам лебедя.

Самое экстравагантное крыло дворца расположено напротив музея через двор. Зал для торжественных приемов, где махараджа развлекал важных гостей, в том числе и Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII), который посетил Гвалиор в 1875 г. В банкетном зале на первом этаже выставлен серебряный игрушечный поезд, который Джайаджи Рао Скиндиа использовал, чтобы развозить гостям бренди и сигары после ужина; махараджа потешался над теми, кто ему не нравился, не останавливая этот электрический локомотив, когда он к ним приближался. Широкая лестница из бельгийского стекла ведет из вестибюля в гаргантюанский зал для собраний наверху. С потолка свисают самые большие в мире люстры. Будучи весом более трех с половиной тонн каждая, они не могли быть закреплены, пока крепость крыши не проверили при помощи восьми слонов - это занятие потребовало сооружения 500-метровой земляной насыпи. Ковер, покрывающий пол в зале соответственно огромен. Он был соткан заключенными Гвалиорской тюрьмы, на что ушло двенадцать лет, и является самым большим ковром ручной работы в Азии.

Сарод Гхар

Затерянный в западной части города новый музей Сарод Гхар (Sarod Ghar) (вт - воскр с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; вход бесплатный; www.sarod.com) находится на Ustad Hafiz Ali Khan Marg, Jiwaji Ganj. Возьмите либо рикшу прямо до самого здания, либо поезжайте на темпо (3 рупии) до Дживаджи, в пяти минутах ходьбы на север от Джайаджи Чоук (по кольцу). Музей расположен в красивом доме, принадлежавшем предкам семьи Багнаш, который сам по себе заслуживает того, чтобы его посетить. Его стены из розового песчаника идеально симметричны, а мраморный дворик, окруженный изящной скульптурой, и сейчас используется для музыкальных концертов (читайте объявления в газетах или обращайтесь за информацией в туристический офис MPTDC). Предками семьи Багнаш были афганские торговцы лошадьми, которые поселились в Индии и положили начало династии музыкальных виртуозов, среди которых можно назвать Устад Хафиз Али Хана и его сына Устад Амджад Али Хана.

Музей хранит богатое музыкальное наследие, которым современный Гвалиор по праву гордится, начиная от прославленного Тансена, который играл при дворе могольского императора Акбара, до первой официальной школы индийской музыки, учрежденной во дворце Ман Сингха. В 19 и 20 веках, раджи Скиндиа оставались верны местной традиции оказывать королевское покровительство искусствам; расцвели музыкальные таланты семьи Багнаш, а Гулам Али Хан Багнаш создал новый инструмент - сарод. Сочетая резкое звучание рабаба с более плавным и мелодичным характером ситара, который используется для исполнения классических раг Индии, сарод представляет собой деревянный щипковый инструмент с большим коническим, в форме колокола основанием и длинным горлышком. В верхнем конце горлышка, за настроечными винтами, расположена тамба - второй, маленький колокольчик, который производит высокие чистые ноты.

Музыка сарода разносится по музею, а информационные галереи рассказывают о развитии инструмента. В последней галерее представлена целая коллекция классических индийских музыкальных инструментов, подаренных известными артистами. Здесь можно увидеть комплект табла (барабанов), скрипку - очень похожую на европейскую, но которую приставляют не к подбородку, а к груди, а также сур-мандал (арфу). Имеется также маленький магазинчик, где вы можете приобрести книги и записи концертов индийской классической музыки.

Скиндиа Чхатри

Если у вас появился интерес к кичливой семье Скиндиа, два монументальных песчаниковых чхатри (мавзолея), расположенные в нескольких минутах езды на темпо на север от Джайаджи Чоук, являют собой еще один яркий пример выставленного на показ богатства и самомнения. Хотя они представляют собой всего лишь бледную тень выдающихся мавзолеев в Шивпури, причудливая резьба по камню и нарядные картины, изображающие жизнь маратского королевского двора 19 века, заслуживают того, чтобы на них взглянуть. Если чхатри закрыты, там есть чоукидар, который откроет их.

Вы входите во двор и сразу справа от вас находится самый большой мавзолей. Построенный в 1817 г., чтобы увековечить память махараджи Джаяджи Рао Скиндиа, он весьма замечателен своими украшенными наружными панелями с изображениями переплетающихся цветов. Внутренняя часть представляет собой большой зал, традиционно используемый для музыкальных концертов, хотя пыль и голуби порядочно его попортили, а облаченная в одежды мраморное изваяние махараджи смотрит в темную пустоту.

Во второй можно попасть через желто-белую арку в левой части двора, он представляет собой более компактную и тонко отделанную версию первого. Он был построен в 1843 г. для новопреставившегося махараджи Джанакаджи Скиндиа, его скульптуры и барельефы изображают лихорадочный стиль жизни короля. Там есть маленькие каменные слоники, каждый несет на спине украшенный драгоценными каменьями и крытый уникальной разновидностью шелка балдахин, они бредут один за другим вокруг платформы, символизируя власть махараджи. Дверь охраняют два солдата с торжественными лицами и со всеми маратхскими регалиями. В противовес воинственной репутации маратских правителей, на ряде панелей снаружи показаны сцены из жизни Кришны, окруженного своими многочисленными жаждущими наслаждений красавицами. Внутри живописные фрески изображают принцесс и придворные танцы, там же стоят и мраморные, в человеческий рост статуи махараджи и трех его жен.

Одна из самых интересных достопримечательностей Индии – Форт Гвалиор находится в штате Мадхья-Прадеш, в ста двадцати километрах южнее города Агра, в центральной части Индии. Это место в средние века имело стратегическое важно местоположение - на пересечении важных торговых путей. Именно тут находились ворота, ведущие в Центральную и Южную Индию, поэтому за обладание этой областью постоянно велись битвы между мусульманскими и индуистскими правителями. Вот почему в шестом веке тут возвели надежную цитадель - Форт Гвалиор.

Форт вырос на мощной стометровой плоской скале, постепенно подножие скалы обросло постройками и домами, жители которых были только рады поселиться под защитой грозной крепости. В те времена форт стал самой надежной мощной крепостью Индии, его грозные стены, толщиной десять метров, тянутся на три километра. С момента своего возведения, Гвалиорский индийский форт видел много важных исторических событий, по большей частью это были кровопролитные сражения, его бессчетное количество раз захватывали, а затем отвоевывали. В 1398 году он перешел во владение индийской династии Томаров, которая разместила тут свою резиденцию. Немного спустя, в 1518 году, форт Гвалиор был захвачен мусульманскими войсками, ведомыми Ибрагимом Лоди. Позже, форт попадает в руки знаменитому основателю династии Великих Моголов – Бабуру. С 1754 года, крепость заняли маратхские князьями. И только в начале девятнадцатого века его захватила индийская династия Скиндиев, которой он принадлежит и по сей день. Форт Гвалиор был свидетелем сипайского восстания, случившегося в период с 1857 по 1858 годы, но не смог устоять перед молниеносным натиском английских войск. Сегодня, в память о данном событии, тут установили мемориал девушки – «Джанси Рани», которая погибла в том восстании.

Мощная старинная крепость является внешней оболочкой, скрывающей от посторонних глаз великое культурное наследие . Внутри этого форта есть три прекрасных храма и шесть чудесных дворцов, правда от многих из них остались лишь руины, но ученые и реставраторы ведут активные восстановительные работы, и вскоре, вся эта реконструированная красота предстанет перед глазами изумленных путешественников. Постройки индийского форта Гвалиор сооружались в различные периоды истории, но вместе они создают гармоничный ансамбль.

Туристы, двигающиеся вверх к воротам, по достаточно извилистой тропе, видят потрясающие скульптуры пятнадцатого века, которые изображают Бахубали - учителя джайнизма. Самая рослая каменная статуя – высотой семнадцать метров. Правда, в шестнадцатом веке мусульманскими завоевателями статуям были отколоты лица. Но благодаря работе реставраторов, большинство поврежденный статуй были восстановлены.

Особенно интересными на территории форта древние храмы. Храм Тели Ка Мандир, постройки десятого века, посвященный индуистскому богу Вишне, является самым высоким, среди храмов Гвалиорского форта. Его высота достигает девяносто пяти метров.

Красивый храм Баху Ка Мандир, был возведен в одиннадцатом столетии, тоже в честь бога Вишну. В основном здания форта в Гвалиоре строились во времена правления Ман Сингха из уже вышеупомянутой династии Томаров.

Это здание было заказано шахом самым именитым мастерам в 1486 году, его строительство было завершено в 1517 году. Сегодня тут расположился увлекательный Археологический музей, где есть масса интересных экспонатов, рассказывающих о индуистской и джайнской культурах.

При этом же шахе возвели великолепный дворец Ман Мандир, чтобы проводить там музыкальные представления и обучать его многочисленных жен музыке. Стены здания украшает прекрасная мозаика, изображающая красочных животных и экзотические цветы. Конечно, время было нещадно к этому дворцу, и сегодня, сложно представить его былую красоту и великолепие. Так как при знаменитом шахе Индии Акбаре Великом тут выступал любимый его певец - Тан Зен, в дворцовом саду был возведен его мавзолей. Если вы попадете в Форт Гвалиор в период с ноября по декабрь, то сможете поприсутствовать на ежегодном музыкальном фестивале, проводимом в стенах этого дворца. Но есть в этом, казалось бы, прекрасном со всех сторон строении, и оборотная сторона – дворцовое подземелье, где раньше была тюрьма, про нее местные гиды расскажут вам кучу душещипательных историй, в том числе о коварно убитом тут Мураде – брате индийского императора Ауранзеба.

Привлекает внимание туристов своими круглыми башнями и яркой расцветкой: желтый камень из которого возведены стены дворца, украшают затейливые узоры, выложенные из бирюзовой плитки. Очень привлекательны два внутренних дворцовых дворика, рядом с которыми находятся двухуровневые царские покои, причем еще два этажа этого здания располагаются под землей. Во дворце можно познакомится с интересными «разговорными трубами»: так как стены дворца полые внутри и испещренные отверстиями, тут имеет место необычный акустический эффект, человека, тихо разговаривающего на первом этаже, отлично слышно на всех других этажах.

При Гвалиорской крепости есть водный резервуар и водные источники, об одном из них, известном под названием «Сурадж кунд» или «Солнечный ключ», ходит легенда, что с помощью его воды в восьмом веке, был чудесным образом излечен от проказы Сурай Сен – человек, основавший этот город и являвшийся вождем раджпутов. А воду он испил по совету мудреца-отшельника Гвалипа, к слову, в честь которого и назвали город. Когда вождь исцелился, мудрец нарек его новым именем и предсказал будущее: он уверял, что до того дня, пока наследники вождя будут носить то имя, этот род будет у власти и никто не сможет его одолеть. И восемьдесят три потомка, не меняя имя, на самом деле сохраняли свою власть, вот восемьдесят четвертый посмел ослушаться, и, сменив имя, потерял свое царство. Еще один водоем, расположенный на территории Гвалиорского форта Индии, - «Джаухар кунд», тоже имеет легенду. Гиды рассказывают, что в тринадцатом веке тут было совершено групповое самосожжение женщин из гарема, которые предпочли принять смерть, чем попасть в плен к захватчикам крепости.

Как вы понимаете, форт красив снаружи и очень интересен изнутри, где располагаются прекрасные дворцы махараджей, величественные индуистские храмы, интересная сикская гурудвара, чистейшие водоемы, овеянные увлекательными историями из жизни.

Индийская жемчужина архитектуры - форт Гвалиор, поистине интереснейшее и великолепное место , о котором сложено немало легенд, историй. Это место рассказывает путешественникам об высочайшем уровне развития искусства многих народов, когда-либо здесь проживавших. Немудрено, что эта индийская достопримечательность столь популярна среди туристов.

По преданию город Гвалиор был основан в VIII веке, когда правителя Сурай Сена излечил отшельник Гвалипа, от имени которого и пошло название. Первоначально город располагался на высокой горе, но по мере разрастания спустился к ее подножию. Но первые постройки – форт Гвалиора – до сих пор возвышаются над городом.

История Гвалиора

Основатель Могольской империи Бабур назвал эту крепость жемчужиной индии. По своему укреплению, это одна из мощнейших крепостей Индии. Извивы десятиметровой стены форта простираются на три километра.

Гвалиорский форт повидал за свою историю множество важных событий и кровопролитных сражений, его захватывали и отвоевывали. С 1398 года он переходит к династии Томаров, которая размещает здесь свою резиденцию. В 1518 году форт Гвалиор захватывают мусульмане с Ибрагимом Лоди. А немного позднее инициатива уже переходит к основателю Великих Моголов – Бабуру. В 1754 году крепость занимается маратхскими князьями. И лишь с начала XIX века в ней оседает династия Скиндиев, которой форт принадлежит и в наше время. Форт Гвалиор стал свидетелем знаменитого сипайского восстания 1857-1858 годов, но все же не устоял перед натиском британских войск. В память об этом событии в крепости установлен мемориал Джанси Рани, погибшей героини, участвовавшей в восстании.

Архитектура форта

Но сама крепость это лишь внешняя оболочка великого культурного наследия. Внутри форта расположено три храма и шесть дворцов. Эти сооружения по большей части разрушены, и от них остались только руины. Но в наше время после взятия объект под охрану здесь ведутся восстановительные работы.

Постройки форта Гвалиор были сооружены в разные периоды, но, тем не менее, в целом они образуют стройный и красивый ансамбль, достойный восхищения. Поднимаясь по извилистой дороге к воротам, можно увидеть джайнские скульптуры XV века, изображающие Бахубали (учитель джайнизма). Самая высокая из этих каменных статуй достигает высоты 17 метров.

Отдельное внимание можно уделить древним храмам форта. Так храм Тели Ка Мандир был построен в X веке. Это самое высокое здание в Гвалиорском форте имеет высоту 95 метров, и посвящено богу Вишну. Здесь же стоит и другой храм, Баху Ка Мандир, построенный уже в XI столетии также для Вишну.

Основные постройки форта в Гвалиоре относятся к времени правления Ман Сингха из династии Томаров. В 1486-1517 годах по его инициативе прошла постройка дворца для его жены Мригнаяни. Сейчас здесь находится Археологический музей, со многими экспонатами индуистской и джайнской культур.

Позже им же был построен еще дворец Ман Мандир, предназначенный для обучения жен музыке и проведения концертов – музыкальный павильон. Стены украшены мозаикой с изображениями животных и цветов. Время сильно разрушило внутреннее убранство дворца, поэтому сложно осознать всю его красоту в былые времена. Именно здесь пел Тан Зен, являющийся любимым певцом шаха Акбара Великого. В саду находится мавзолей этого певца и музыканта, а в ноябре-декабре здесь проводится музыкальный фестиваль.

Обратной стороной Ман Мандира стали его подземелье. Здесь располагалась тюрьма, и кто знает, сколько она хранит ужасных историй. Так, например, здесь был заточен и убит Мурад, являющийся братом императора Ауранзеба.

В крепости имеются резервуар для воды и источники. Так по легенде водой из «Солнечного ключа» был вылечен Сурай Сен, основатель города.

Жемчужина Индии форт Гвалиор действительно является интересным местом. Здесь сплетены нити легенд, истории и искусства многих народов. Неудивительно, что это место пользуется большой популярностью у туристов.

Размещено более 200 фото. Оглавление см. в конце страницы.

Гвалиор - княжество в Северной Индии, существовавшее до 1948 года. Этот форт, находящийся примерно в 400 км, от Дели в штате Мадхья-Прадеш, является архитектурным чудом, высеченным из склона горы. Стены, которыми обнесен форт Гвалиора, украшают огромные изваяния тиртханкаров секты джайнов. Длина форта около 2 км, шириной в некоторых местах 1 км.

На подъезде к форту прямо в скалах высеченны тиртханкары - Джайнские святые. Снял их из окна автобуса. Наш автобус на 10 человек был не слишком комфортабельным, но его главная ценность - стёкла, которые можно было открывать.

Выемки из породы были произведены так, что в каждой комнате или пещере можно увидеть изваяние сидящего или стоящего тиртханкара в позе медитации. Некоторые из скульптур выполнены таким образом, что через дверь видны лишь их ноги, а все остальное скрыто за пространством между дверью и балконом. Так что хотя эти изваяния - фигуры нагих людей, в соответствии с религией джайнов, их гениталии не видны снаружи проходящим. Согласно джайнистской вере нагота - это символ полного отрешения от мира.

Внутри форта постройки, которые интересны не только белым туристам.

Высота стен над землей около 100 метров, поэтому вид из крепости на лежащий под ней город открывается потрясающий.

Как всегда - основные туристы - сами индийцы, например, школьники.

Вдоль форта расположены затейливые постройки...

Внутри которых обязательно найдётся призывающий туристов к подаянию мальчишка с жалобными глазами.

Глядя на архитектурные чудеса, невольно вспоминаешь песочницу, где можно построить нечто похожее.

В Гвалиоре полно сикхов – одно из племён в Индии. Их отличительный признак - оранжевый тюрбан. Мужчины всегда носят с собой саблю, правда, не острую. В Дели мы побывали в великолепном сикхском храме. Его характерная особенность – две высокие желтые мачты, установленные перед входом, с мечами на верхушке – говорит о воинственности этого народа. Вера сикхов очень отличается от традиционных индуизма, буддизма и мусульманства. В ее основе лежит поклонение не богу, а святой книге, точнее мыслям, которые она проповедует. Поэтому основное место в храме занимает позолоченный и застекленный навес, в котором на мягких подушках и находится эта книга, а выше, над этим навесом находится служитель, который читает выдержки из нее.

Мне тоже пришлось примерить на себе оранжевый тюрбан.

Ну, и куда же без свастики. Да ещё на красных флагах... Очень непривычно такое сочетание для русских туристов.

В самом городе идёт обычная индийская жизнь. Например, гладильня распологается непосредственно на телеге под деревом.

Рядом - телефонная будка для любителей поболтать. Напомню, что телефонизация в Индии сплошная - связь есть в любой деревне.

Трудолюбие - черта индийцев.

Начиная и малых лет.

Так же, как и весёлый нрав.

В одном из сёл мы повстречали предвыборную процессию. Толпа людей приветствовала караван машин с избирающейся в правители женщиной. Люди закидывали машины лепестками цветов. Очень яркое, шумное и красочное действие.

А когда индусы заметили наш автобус с русскими туристами, их радости не было предела.

Дели - столица, в которой очень много велорикш, приставал и совсем нет высотных домов

Сариска - национальный парк, где в отеле рекомендуют на ночь закрывать окна, чтобы обезьяны ничего не утащили

!
На 1 сентября 2019 года полная стоимость визы в рублях (включая консульский сбор, банковский сбор и мое оформление):
- на 30 дней (с апреля по июнь) = 2100 руб,
– на 30 дней (с июля по март) = 3000 руб,
– на 1 год мульти = 4200 руб,
– на 5 лет мульти = 7100 руб.
.

Вы когда-нибудь гуляли по крепостной стене? Когда идешь по самому ее верху, а далеко внизу под тобой – древний город, от которого тебя отделяют зубцы каменной стены и сотня метров высоты. И такая тишина за этой стеной!.. А потом вдруг в ней провал. Ты осторожно выглядываешь в этот провал, и снизу врываются звуки города. Перед тобой, как на ладони, – Гвалиор, старинный, средневековый, с храмами, мечетями, гробницами… Ты стоишь и слушаешь его голос – голос Города…

Форт Гвалиор (штат Мадхья-Прадеш), его расположение и значение

Находится в штате Мадхья-Прадеш (это центральная часть Индии), к югу от Дели. В средние века он имел очень перспективное расположение – на пересечении важнейших торговых путей, и являлся воротами в Центральную и Южную Индию, так что всё средневековье за него постоянно бились мусульманские и индуистские правители.
Построен форт Гвалиор на вершине скалы высотой 90 – 100 метров, по своим защитным качествам он превосходил многие другие крепости.

Мало того, что этот форт снаружи потрясающе красив, он еще и внутри очень интересен. За крепостными стенами находятся дворцы махараджей, индуистские храмы, сикская гурудвара, водоемы…

Водоемы Сурадж кунд и Джаухар кунд

Что ни дворец, то какая-нибудь жуткая история. Что ни водоем, то легенда. Например, водоем Сурадж кунд. В 8 веке водой из этого водоема был исцелен от проказы вождь раджпутов. Исцелил его мудрец-отшельник Гвалипа, в честь которого назван город. После исцеления Гвалипа дал этому вождю новое имя, сказав при этом, что пока его наследники будут носить это имя, его род будет царствовать и будет непобедим. Так было долгое время, 83 наследника сохраняли власть. Но 84-ый ослушался, сменил имя и действительно потерял царство.
Есть на территории форта и другой водоем, Джаухар кунд, овеянный страшной славой – здесь в 13 веке женщины из гарема совершили самосожжение, чтоб не попасть в плен.

Крепостные стены форта Гвалиор

Вот так выглядят сегодня мощные толстенные крепостные стены, по которым можно гулять.

Это были мои первые крепостные стены, и сердце замирало от восторга.
А вот – провал в стене, откуда врываются звуки города

Вид на город Гвалиор с крепостной стены

Во многих индийских крепостях и дворцах лестницы располагаются внутри стены и скрыты от посторонних глаз.

Форт Гвалиор был первой крепостью на нашем пути, где мы увидели это чудо – внутристенные ступени. Поначалу мы не могли понять, как же подняться на второй этаж – нигде никаких лестниц. Стали обследовать каждый метр стены. О, чудо – вот она! Узкая, с крутыми каменными ступенями, находится прямо в толще стены!
Потом на нашем пути встречались другие дворцы и крепости с невидимыми лестницами, но мы уже знали эту фишку и искали их в стенах, потому что в этих дворцах и фортах уж очень хочется все облазить, везде засунуть свой нос.

Территория форта безлюдная, туристов практически нет. Ходишь-бродишь по этим древним зданиям, по крепостной стене – так легко и хорошо на душе!
А когда этот дедулечка мне руку на голову положил – слезы на глаза навернулись… Потом за 5 недель путешествия были еще дедулечки, которые тоже клали тебе руку на голову, что-то при этом говорили на своем языке, но такого, чтобы слезы навернулись, такого больше не было…

Имеет два основных входа – восточные ворота и западные.
Подъехать к форту лучше с восточной стороны и подняться пешком по дороге, ведущей вдоль крепостных стен к воротам.

Дворец Ман Сингх – с круглыми башнями, на фоне желтого камня узоры из бирюзовой плитки, очень красиво.
Два внутренних дворика, вокруг которых – царские покои в двух уровнях, еще два этажа – под землей.

Во дворце необычный акустический эффект – «разговорные трубы». Стены полые, в них предусмотрены отверстия. Когда человек тихонько что-то говорит, находясь на первом этаже, то отчетливо слышно на всех остальных этажах.
Во времена великих моголов во дворце была тюрьма, и эти комнаты использовались для заточения.

Скульптуры тиртханкаров возле западных ворот форта Гвалиор

Вдоль дороги – огромные каменные скульптуры 24-х тиртханкаров (учителей джайнизма), высеченные в скалах.

В 16 веке мусульманские завоеватели поотбивали им лица. К настоящему времени большинство скульптур восстановили, но некоторые так и остались с отбитыми лицами.

Кстати, если вы догуляете там до темноты, то станете свидетелями свето-звукового шоу под открытым небом (нояб.-февр. – 19:30; март-окт – 20:30).

Как добраться до Гвалиора

Из Дели до Гвалиора можно добраться поездом, например, Bhopal Shtbdi №2002 (из Дели – 6:15, в Гвалиоре – 9:36) в комфортном сидячем вагоне СС. Вещи можно оставить в камере хранения на вокзале и на рикше отправиться к форту.
Из Джанси до Гвалиора каждый час ходят автобусы. Цена примерно 100 рупий. Ехать часа три.
Кроме того, от Джанси до Гвалиора можно доехать за полтора часа на комфортном сидячем поезде Taj Express или Ndls Shatabdi (350 рупий).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!