Туристический портал - Excursiivsochi

Народы албании, албанцы, шкиптары, геги, фото. Название Албания и предки албанцев

ИСТОКИ АЛБАНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

А.ЗАДОХИН,
доктор политических наук, профессор

В далекие 50-е годы уже прошлого века московские мальчишки выстаивали длиннейшие очереди в кинотеатры, чтобы посмотреть очередной фильм "про войну". С упоением они ходили раз за разом не только на "Александра Невского", но и на "Скандербега - великого воина Албании". Подвиги национального героя Албании, который вместе с сербами отстаивал независимость балканских народов, впечатляли настолько, что их воспроизводили в московских дворах с самодельными деревянными мечами. В 60-х годах, после разрыва советско-албанских отношений, исчезли не только албанские фильмы, но и албанцы не упоминались. Вроде бы их и не было в русской истории. Но они жили не только в далекой Албании, но и в многонациональном Советском Союзе. В свое время их привезли в XVIII в. русские адмиралы после военного похода в Средиземноморье. Ведь помогавшие им в сражениях албанцы уже не могли остаться на Балканах, ибо их ожидала неминуемая жестокая месть османских янычар. Об этом мало кто знает, кроме специалистов и любителей-историков. Еще меньше знают, что еще до Османского ига албанские православные богословы, не поладив с Константинопольской патриархией, приезжали на Русь и занимали здесь почетные места в церковной иерархии. Мало кто знает и тот факт, что спустя 350 лет потомок легендарного Скандербега князь Георгий Кастриоти Дрекалович-Скандербег в чине майора Ахтырского гусарского полка сражался на Бородинском поле, защищая Россию от Наполеона.

"Албанский вопрос"
в историческом контексте

Историческая память и тот факт, что албанцы являются одним из древнейших народов Балканского полуострова, проживавшего в его западной части, является изначальным мобилизующим фактором албанского национализма и ирредентизма 1 . Другим фактором является то, что если в Албании их численность составляет 3,5 млн., то их общая численность, по их оценкам, составляет около 10-12 млн. чел. К этому добавляется неудовлетворенность, что создать им собственное государство удалось значительно позже других балканских народов, и при том только на территориях, где они проживали компактно. Албанское национальное сознание не приемлет, что балканское и европейское сообщества, по его мнению, явно предвзято занижают роль и место албанцев в политической истории Балканского полуострова. Албанские элиты тяжело переживали и переживают недооценку значимости албанцев как одной из составляющих культурной и политической жизни Балкан в прошлом и настоящем. Они считают, что целый ряд балканских проблем, в том числе и создание некоторых государств, решался за счет албанцев. Обращается внимание, что больше половины албанцев проживает вне Албании. Это расценивается ими как историческая несправедливость и трагедия народа. Кроме того, указывается на притеснения албанцев, нарушение их гражданских прав практически во всех балканских государствах, а также на то, что в ряде этих стран не признаются албанские корни некоторой части населения.

Действительно, в балканских государствах с предубеждением относятся к албанцам. Особенно это касается албанцев-мусульман, которые несут на себе бремя подсознательной этнической мести со стороны ряда балканских народов за то, что часть албанских элит пошла на сотрудничество со Стамбулом в период османского правления.

Кроме того, сохранилось еще внутреннее деление албанцев на особые этнические группы, а также деление на тех, кто проживает в "собственном" национальном государстве и вне его. Осознавая это, национал-радикалы стимулируют албанский ирредентизм, поднимая лозунг создания "Великой Албании".

До определенного времени этническая консолидация албанцев была слабой. Но под воздействием внешних факторов - давление османской администрации в прошлом и сербского националистического экстремизма в настоящем - происходит активизация албанского национального самосознания. Албанский национализм выражается в трудном поиске своего национального Я и его места в системе балканских идентичностей. На Балканах и в Европе не очень-то стремились понять албанцев. Россия также не смогла найти подход к албанскому национализму.

Для албанцев длительное игнорирование их исторического места, их современное положение и отношение к ним является абсолютно неприемлемыми. Все это стало мощнейшим фактором этнической консолидации албанцев и их политической мобилизации вплоть до пересмотра политического статуса территорий их компактного проживания, создания новых албанских государств, их федерации, а возможно, и образования единого государства Великой Албании.

Следует также учесть, что в социокультурном плане албанская этническая группа близка к обществу так называемого "закрытого" или традиционалистского типа, для которого характерна замедленная реакция на изменяющуюся реальность при резком росте стихийной активности в кризисных ситуациях. Наиболее агрессивны в настоящее время те движения, которые выступают за пересмотр нынешнего положения албанцев и государственных границ на Балканах, а также за создание новых албанских государств либо единой "Великой Албании", находящиеся в сопредельных с Республикой Албанией государствах, где компактные албанские группы населения не являются титульными.

"Албанский вопрос"
в региональном контексте

Любой современный конфликт на Балканском полуострове является частью сложной системы противоречий разного плана и уровня, связанных не только с распадом Османской империи, а затем и Югославии, но и с более ранними периодами исторического развития этого геосоциального пространства. На Балканах при всей значимости геополитического фактора безопасности большую роль играли и играют различные виды национализма. Причем циклы их активизации не совпадают друг с другом: успокоение одного сменяется агрессией другого. Это можно объяснить тем, что фактор взаимной идентификации по-прежнему является если не определяющим, то весьма значительным.

В контексте отмеченных особенностей международных отношений в регионе необходимо рассматривать и "албанский вопрос", который в настоящее время имеет несколько срезов:

  • положение албанцев на Балканах в целом и в каждой отдельной стране в частности (особенно в Югославии и Македонии);
  • положение албанцев в самой Албании;
  • претензии Албании к другим государствам в связи с границами и положением албанского населения;
  • проблема Косово как центральная в "албанском вопросе" для Албании, Сербии и Македонии, а также для безопасности Балканского региона и Европы в целом;
  • проблема албанцев-мусульман как части мусульманского населения Балкан и в связи с возрастающей активностью мусульманских международных организаций, движений и государств;
  • значение территории Албании и албанского населения в других балканских странах как политического и экономического плацдарма для экспансии небалканских государств;
  • проблема албанской иммиграции для балканских государств и для Европы в целом;
  • вопрос о степени вовлеченности и формах участия балканских и европейских государств, России и США, а также международных организаций в "албанском вопросе";
  • роль государства Албании и албанской общины югославского Косово в международных отношениях на Балканах как фактора стабилизации и дестабилизации "албанского вопроса".

Позитивное решение "албанского вопроса" может быть достигнуто, если албанский сепаратизм и ирредентизм будут ограничены рамками культурной автономии и борьбы за права человека. Это с одной стороны. С другой - балканские государства, где компактно проживают албанцы, должны быть готовы постепенно создавать условия для реализации прав албанского населения в рамках существующих в Европе не только правовых, но и культурных стандартов. Кроме того, великие державы, включая Россию, а также ООН, ЕС, ОБСЕ и НАТО должны выступить гарантами процесса стабилизации "албанского вопроса".

Предпосылками к дальнейшей дестабилизации могли бы стать:

  • поддержка государством Албанией (или из Албании и других стран) албанских сепаратистских и ирредентистских движений в соседних государствах и нечеткая позиция великих держав в отношении этого;
  • создание единого центра албанских движений или претензии одного из них на эту роль; возможность влияния внутренних процессов в Албании и Югославии на соседние страны и обратно;
  • сохранение крайне низкого уровня экономического развития, политической культуры и изоляционистская психология албанских этнических групп.

Республика Албания
и "албанский вопрос"

Решение "албанского вопроса" зависит и от Албании. Эта Республика еще только выходит из самоизоляции. Со времен распада Османской империи государство находится в сложном поиске своего национального Я и своего места в системе международных отношений на Балканах. Важной составной частью этого являются отношения Албании с албанскими общинами или теми албанскими национальными движениями, которые существуют в других балканских государствах. Для небольшого государства, имеющего ограниченные внутренние возможности, отношения с диаспорой, превосходящей по численности его население, являются стимулом национального саморазвития.

На официальном уровне Тирана не предъявляет каких-либо прямых территориальных претензий к другим балканским государствам, но на внутриполитическом и неофициальном уровне "албанский вопрос" не теряет своей остроты. И если в других балканских государствах албанцы по разным причинам имеют ограниченные возможности открыто ставить или обсуждать "албанский вопрос", то в Албании тому не было и нет каких-либо особых препятствий. Он мог рассматриваться как в историческом аспекте - несправедливое отношение к албанцам в прошлом, так и в теоретическом - пути решения проблемы албанского национального самоопределения. Официальная власть и оппозиция периодически поднимали "албанский вопрос" с целью мобилизации общества и привлечения внимания международной общественности.

Албанское государство, обладая необходимыми культурными и образовательными структурами, с полным основанием считает себя главным (если не единственным) хранителем и очагом албанской культуры на Балканском полуострове. Это для албанских элит является значительным фактором самоутверждения и некоторой компенсацией за ту "историческую несправедливость", которая выпала на долю народа. Знаковыми для албанцев в оценке своего места в историческом развитии Балкан являются их отношения с сербами и Сербией (или Югославией). Именно с последними Албания прежде всего связывает свое нынешнее непростое международное положение и собственно сам "албанский вопрос". Связи между Албанией и косовскими албанцами являлись и являются причиной осложнения отношений Албании с Югославией. Для Албании эти претензии - часть психологического процесса албанского национального самосознания и утверждения албанской государственности. То есть в результате мнимых и реальных противоречий с сербами и Сербией у албанцев сложился определенный негативный стереотип восприятия. Он оказывает мобилизующее воздействие по национальной консолидации в Республике и компенсирует в определенной степени социально-экономические невзгоды.

Вполне естественно, что во внутриполитическом аспекте "албанский вопрос" вновь возник после выхода страны из самоизоляции и появления возможности для населения развивать свои этнические и прямые родственные связи с гражданами других государств. Соответственно албанцы стали более внимательно оценивать положение своих соплеменников вне Албании. Государственные лица и политические партии Албании используют "албанский вопрос" в борьбе за электорат, постоянно привлекают к нему внимание своих сограждан. Необходимо отметить и уже упомянутую проблему консолидации страны в аспекте внутриалбанских отношений "юг - север", которая свидетельствует, что "албанский вопрос" действительно имеет объективную основу и вытекает из особенностей албанского этногенеза, то есть отсутствия устойчивой внутренней консолидации и четких внутренних ориентиров идентификации.

Сложная политическая, экономическая и социально-психологическая обстановка в Албании безусловно стимулирует активность официальной Тираны по "албанскому вопросу" как на уровне балканских, так и на уровне европейских международных отношений. Мотивы следующие:

  • За счет внешнеполитической активности повысить рейтинг правительства в обществе и в какой-то мере отвлечь население от сложных и труднорешаемых проблем выхода из глубочайшего экономического кризиса, переведя часть неудовлетворенности населения своим положением во внешнее пространство.
  • Повысить международный статус Албании на Балканах и в Европе, выступая в защиту (или поддерживая) албанцев - граждан других балканских государств, участвуя в разрешении соответствующих межэтнических противоречий и оказывая давление на те государства, в которых проживают значительные группы албанцев. При этом Тирана выглядит как бы "атакующей стороной". Это особенно заметно в албано-югославских и албано-македонских отношениях.

В определенных политических кругах Албании приветствуется идея отторжения края от Югославии. Нельзя также исключать влияния прямых или опосредованных контактов с лидерами албанских организаций в югославском Косово и Македонии. С другой стороны, европейские государства и США, поддерживая Республику Албания, безусловно, оказывают влияние и в какой-то мере сдерживают ее международные амбиции по "албанскому вопросу". Но официальная власть не контролирует полностью межалбанские коммуникации.

Тирана при любом обострении "албанского вопроса" в том или ином районе Балкан не может не реагировать. Тем самым дает возможность увидеть сепаратистам и ирредентистам в себе своего союзника. Например, это так и было в период обострения албано-сербского конфликта в Косово. И в то же время, когда Тирана отдавала себе отчет, что разрастающийся конфликт в Косово может отрицательно сказаться на самой Албании.

"Албанский вопрос"
в Македонии

В процессах суверенизации этой бывшей республики СФРЮ албанцы сыграли значительную роль. Они в свое время поддержали партию К. Глигорова, которая привела Македонию к независимости. Такой союз был основан на антисербских настроениях македонцев-славян и албанцев. Умение найти союзников - отличительное качество албанских этнических групп, выработанное в течение столетий как следствие необходимости выживания в системе балканских конфликтов.

Албанский национализм в Македонии стимулируется тем, что в Македонии албанцы составляют 25-35% от общей численности населения. Они в основном сосредоточены в ее западной части, граничащей с Албанией и мятежным Косово. В результате обретения независимости Македонии две основные этнические группы населения оказались в неравном положении. Положение албанцев и их отношения со славянской частью населения по ряду причин все более осложнялись. Вполне естественно, что титульный этнос, вне зависимости от его численности, всегда имеет более высокий формальный статус. В случае с македонцами-славянами это подкрепляется тем, что именно они были лидерами движения за независимость, и это обеспечило им преобладание в государственных институтах и парламенте Республики. Кроме того, сыграло роль также их численное превосходство над албанцами и более высокий общий культурный уровень. В то же время в славяно-албанских отношениях в Македонии есть одна особенность, а именно: ее славянское население не имеет устоявшейся и определенной идентичности, и она оспаривается соседними государствами вплоть до непризнания соседней Грецией государственного титула. Это ставит и по сей день перед правящей элитой проблему выравнивания македонцев-славян в иерархии балканских народов и государств, в том числе и по отношению к албанцам. Эта проблема решается посредством стратегии, которая выражается в укреплении государственности и нейтрализации внутренних и внешних угроз. Как внутренние угрозы рассматриваются претензии ряда албанских политических движений Македонии и Албании на предоставление культурной автономии албанскому населению или на особый автономный статус территорий их проживания и даже на отделение или объединение с албанцами вне Македонии. Соответственно официальная власть блокирует любые действия, которые она оценивает как содействующие сепаратистским устремлениям албанцев. Вполне очевидно, что вряд ли македонские власти в центре и на местах могли определяться каждый раз с оптимальными методами разрешения той или иной конфликтной ситуации. Со своей стороны албанцы воспринимают такую позицию Скопье как нарушение прав человека, в чем их периодически поддерживает официальная Тирана, особенно радикальные националисты в Албании.

Албанское население Македонии не может оценивать себя как "этническое меньшинство" или граждан "второго сорта", ибо рассматривает себя как часть единого албанского народа и в этом отношении психологически находится в преимущественном положении по сравнению со славянским населением Македонии, которому еще предстоит доказать другим балканским этносам свою культурную самодостаточность. И оно вынуждено было опираться на поддержку международных организаций в утверждении своей самоидентификации. В то же время именно албанский сепаратизм стимулирует этническую мобилизацию славянской части македонского общества. Пока официальная власть сдерживает этнический антагонизм и находит возможность продолжать политический диалог с албанскими организациями, а также с Тираной. При этом определенную стабилизирующую роль играла и Албания, хотя ее периодически обвиняли в поддержке албанских организаций в Македонии. Но надо отметить, что Тирана только с Македонией могла вести разговор на равных, ибо положение двух государств в иерархии региональных международных отношений во многом одинаково: практически все Балканские государства ставят себя выше Албании и Македонии. Кроме того, к взаимному сотрудничеству подталкивает стремление и Скопье, и Тираны контролировать ситуацию с албанским населением в Македонии.

Гарантии своей целостности Македония видит в присутствии на ее территории миссии ООН и развитии сотрудничества с НАТО. Обращение руководства Македонии к российскому президенту В.Путину в связи с действиями албанских экстремистских групп весной 2001 г. свидетельствует о сохранении определенных ориентаций и на Россию.

"Албанский вопрос"
в балканской политике Греции

Позиция Греции в отношении "албанского вопроса" определяется прежде всего наличием в стране албанского населения, компактно проживающего на севере в районах, граничащих с Албанией, и православных албанцев, проживающих на юге Албании, традиционно находящихся под опекой Греческой церкви. Именно это население по обе стороны современной албано-греческой границы является причиной двусторонних противоречий, конфликтов и взаимных претензий.

Стороны по-разному интерпретируют историческую принадлежность территорий и оспаривают численность в этих районах греческого и албанского населения. Имеются взаимные претензии и в связи с нарушением прав человека по этническим и религиозным признакам. Причем им это необходимо для поддержания своей идентификации.

После выхода Албании из самоизоляции население ее южных районов стало активно развивать разнообразные связи с Грецией, в том числе экономические, что во многом обеспечивало его существование. В итоге можно было восстановить традиционную ориентацию южных албанцев на Грецию. В то же время необходимо также отметить, что Грецию не могут не беспокоить настроения ирредентизма в Албании и ее расширяющиеся межалбанские связи, равно как и связи всех албанских общин Балкан с Турцией. У официальной Тираны обстановка на юге страны вызывает определенные опасения в плане влияния Греции на ее внутренние дела. Политические кризисы в Албании и конфликт в Косово еще более обостряют внимание Греции к "албанскому вопросу". Он рассматривается и в аспекте непростых греко-турецких отношений, растущего влияния исламских экстремистских движений в Турции и странах Ближнего Востока.
Турция и албанцы

Во всех конфликтах, которые возникали в процессе формирования новых Балканских государств в ХIХ в., Турция выступала на стороне мусульман, в том числе и албанцев. В начале XX в. по соглашению с европейскими и новыми Балканскими государствами Турция взяла на себя обязательства принимать граждан мусульманского вероисповедания, что рассматривалось тогда как одно из средств недопущения в будущем конфликтов на межрелигиозной и межэтнической почве и мести по отношению к мусульманам. В рамках этих соглашений были переселены значительные массы албанцев.

Между двумя мировыми войнами культурно-психологическая связь албанцев с Турцией была довольно тесной, и часть албанцев продолжала говорить по-турецки. В начальный период своего существования независимое албанское государство ориентировалось на Турцию. Албания обращалась к Анкаре за дипломатической поддержкой в сложных для нее ситуациях. Например, в связи с обострением албано-греческих противоречий или с целью защиты албанцев в Югославии. Турции импонировала сохраняющаяся связь, несмотря на то, что турки считали, что одной из причин развала Порты явилось "предательство" албанцев, занимавших видные государственные посты в Стамбуле и провинциях.

Албанская община Турции постоянно следит за положением своих соплеменников на Балканах.

"Албанский вопрос" рассматривается в Турции не только с точки зрения ретроспективы - исторической солидарности. В определенных турецких кругах популярны идеи единства всех мусульман, существуют и неооттоманские настроения. Несмотря на то что правящий режим официально их не поддерживает, он не может полностью игнорировать общественное мнение, что соответствующим образом сказывается на внешней политике. Так, Анкара, стремясь быть готовой к любому вызову национал-радикальной и исламистской оппозиции, внимательно следит за тем, что происходит на территориях бывшей Оттоманской империи. Кроме того, турецкая дипломатия не упускает возможности использовать международную конъюнктуру в геостратегических целях. Соучастие в албанском вопросе, особенно в связи с албано-сербским конфликтом в югославской провинции Косово, она использует для утверждения позиций своего государства на Балканах и в европейском политическом пространстве. Это ответ тем, кто критикует Турцию за нарушение прав человека в стране.

В связи с возможной реакцией Турции на "албанский вопрос" можно выделить потенциальные международные конфликтные ситуации: Турция - Болгария - Македония, Турция - Греция - Албания, Турция - Македония - Сербия, Турция - Македония - Греция. Они могут возникнуть, если Анкара возьмет на себя миссию защиты албанского или мусульманского населения стран региона и при экспансии албанского сепаратизма или ирредентизма.

Проблема югославского Косово
в международной политике

В настоящее время в центре "албанского вопроса", как и международных отношений на Балканах, находится, как и в прошлом, проблема Косово.

При рассмотрении этой проблемы необходимо иметь в виду, что территории Косово и Метохии с ХIХ в. являются центром политической активности и этнической мобилизации албанского населения на Балканах: ареной целого ряда вооруженных восстаний, создания политических организаций и движений.

Но в 1913 г. на Лондонской конференции послов ряда европейских государств, когда было признано самопровозглашенное албанское государство, именно территории Косово и Метохии, заселенные в основном албанцами, в его состав не вошли, а были поделены между Сербией и Черногорией. При этом великие державы тогда предоставили Сербии лишь мандат управления этой территорией.

В 1921 г. Конференция послов подтвердила границы Албании 1913 г. и вхождение албанцев Косово в Королевство сербов, хорватов, словенцев.

Численное соотношение сербов и албанцев в Косово менялось как в результате обострения социально-политической обстановки в этом крае и войн на Балканах, так и в результате переселенческой политики османского и сербского правительств, что ослабляет аргументацию в определении принадлежности территорий к той или иной этнической общине. Жесткие административные действия центрального правительства в Белграде лишь укрепили стремление албанцев Косово к независимости.

Конечно, проблема Косово возникла не только из-за слабости югославского государства и избранной концепции национальной политики, но и из-за характера межэтнических отношений в целом на Балканах и непосредственно в Югославии.

В настоящее время в Косово сложилась в общем-то тупиковая ситуация.

Это произошло после того, как НАТО, используя силу, фактически вывела Косово из-под юрисдикции Белграда, встала на сторону албанцев, более того, поддержала наиболее агрессивное и радикальное крыло косовских албанцев, тем самым укрепив их устремления к выходу из Югославии. Но еще раньше стимулирующую роль сыграл тот политический снобизм политиков Западной Европы, которые во имя сокрушения сербского режима пошли фактически на натравливание одного народа на другой.

В настоящее время Белград и лидеры албанской общины в Косово пока не могут определить взаимоприемлемые цели и интересы, а также выработать рациональные пути их реализации в сложившейся обстановке. Но дело не только в национальных амбициях.

Албанская сторона, ощутив поддержку европейцев и уверовав в свою безнаказанность, стремится дожать сербов и вытеснить их из Края, понимая, что у них в сложившейся ситуации практически нет возможности для маневра.

Судя по всему, такую же тактику избрали албанские экстремистские группы в Македонии, рассматривая западных миротворцев в Косово или как союзников, или как формальный институт, с которым можно особенно не считаться. Есть сведения и о контактах албанских экстремистов Македонии и Югославии.

"Албанский вопрос" нельзя понять или разрешить вне контекста культурно-исторического и политического развития Балкан и современной ситуации в Югославии.

В этом регионе все взаимозависимо.

Обострение "албанского вопроса" в Македонии не может не отозваться в югославских Косово и Черногории, а также в Албании. А дальнейшее развитие конфликта угрожает вовлечь в него другие соседние государства.

Причем есть определенная решимость Греции и Болгарии не допустить разрастания конфликта и поддержать Македонию. Очевидно, что западные силы будут более активны в нейтрализации действий албанских сепаратистов и ирредентистов, так как теперь отсутствуют антисербские мотивы для их проалбанской политики.

Если рассматривать конфликт в Косово как проблему албанского меньшинства, то и проблемы других меньшинств в Югославии и других Балканских государствах можно рассматривать в том же плане. Но если же рассматривать этот конфликт как проблему отделения, то можно сделать ряд выводов, исходя из югославского опыта с середины 1991 г., об оптимальных путях создания новых государств или федеративных образований. В то же время, какая бы точка отсчета ни была избрана, она будет связана с другой. Кроме того, если анализировать историю Балкан и СФРЮ, то надо признать, что серия конфликтов и распад СФРЮ начались именно с конфликта в Косово.

Поэтому было бы неправильно считать, что конфликт возник неожиданно и лишь в связи с распадом СФРЮ, а также в силу определенной политики Запада. Стабилизация системы международных отношений на Балканах потребует длительного времени и изощренных политико-дипломатических технологий и конкретных решений.

В этой связи можно попытаться использовать ситуацию в Македонии с целью усиления позиций России как в этой стране, так и в Косово, а также в целом на Балканах. Так сказать, попытаться решить проблему Косово, зайдя с другой стороны. Представляется, что есть определенные возможности и у России подключить Албанию к нейтрализации конфликта в Македонии, одновременно имея в виду и расширение контактов с ней по балканским делам.

__________________

1 Ирредентизм - политическое и общественное движение в Италии (конец XIX - начало XX в.) за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением.

Мы затронули тему генетических данных по этим самоидентифицируемым народам и очень осторожно продолжаем тему различий и сильно неприязненных отношений уже между славянским сербско — черногорским этносом и албанцами.

Римской империей от нынешнего греческого острова Корфу на юге до нынешних границ Словении и Италии, это есть серьезная историческая подпорка для навязывания понятия «Великой Албании».

Cоветские исследователи Л.А. Гиндин и О.С. Широков признавали генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским (один из самых известных представителей Фракии -вождь восставших рабов Спартак). В начале VI в. слав
яне застали албанцев в районе современного сербского города Ниш. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там, застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию.

Например, город Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л.А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, права и т. п.

Как видно по карте сильные внешние воздействия на иллирийцев и на их язык с юга оказывали греческие колонии и племена фракийцев, то есть происходила элинизация. Особенно подверглись воздействию греков древние иллирийские племена Тавлантии (Taulantii основатель шестой сын Иллирия-Таулас) находилось в районе города Эпидамн (современный Дуррес) и племя Бильенци (Bylliones). В 3-ем веке до нашей эры эти племена стали двуязычными и скорее всего албанский язык был миксом -фракийского, древнегреческого и диалекта южно иллирийского. Есть большая доля вероятности, что в период

В Далмации и Паннонии очень сильное влияние на иллирийцев оказали кельты, а в первые века нашей эры повлиял вкраплениями,еще и ныне мертвый, латинский язык. Сам же иллирийский язык стал окончательно умирать и умер начиная со 2-го по 6-ой век нашей эры.

А в 1443 году началась экспансия Арберии-Албании турками и стоит принять во внимание, что османская империя, сменив византийскую, владычествовала над этим государством до 1912 года (с 15-го века по 20-ый век это серьезный срок)

Албанцы: 27% гаплогруппа E1b1b1-(snp М78) – основная гаплогруппа древних египтян.

Общий предок жил 11-12 тысяч лет назад. Род E1b1b1а (snp М78) стоял у истоков древнеегипетской цивилизации.
В бронзовом веке египтяне или их потомки переселились на Балканы. В настоящее время гаплогруппа E1b1b1а наиболее распространена среди албанцев и греков, и представлена балканскими субкладами(E1b1b1a2 (snp V13) — потомки микенцев, македнов и эпирцев и
E1b1b1a5 (snp M521) возможно, потомки ионийцев. Кроме вышеупомянутых двух субкладов, в гаплогруппе E1b1b1а выделяют ещё три:
E1b1b1a1 (snp V12) — потомки южных египтян E1b1b1a3(snp V22) — потомки северных египтян и E1b1b1a4 (snp V65) — ливийцы и марокканские берберы.)

19% гаплогруппа J2- зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке или Анатолии и затем распространилась на Балканы и во всем Средиземноморье. Представители гаплогруппы J2 изобрели земледелие и первыми стали одомашнивать животных, тем самым подарив миру скотоводство. В центральную Европу некоторые представители гаплогруппы J2 могли прибыть с одной из нескольких миграционных волн из Анатолии, частично с греками, финикийцами, или с римскими легионерами и поселенцами в начале нашей эры.

В Европе гаплогруппа J2 наиболее распространена в Греции и Италии, где на eё долю приходится до 30 %, а также в Турции и на Кавказе. На северном Кавказе в высокой концентрации у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%). В Индии с достаточно высоким процентом (в среднем до 10%) встречается подгруппа J2b (snp M241). Другая подгруппа J2a ограничена, главным образом, северо-западом субконтинента. Вероятно часть из них попали туда с неолитическими миграциями, а часть при индо-европейском вторжении. Большое разнообразие J2 в турецком и южных европейских поселениях объясняется исторической связью с Эгейской культурой и с Ближним Востоком. Многие члены гаплогруппы J2 были ограничены прибрежными средиземноморскими областями. Именно морская торговля вокруг Средиземноморья, возможно, наравне с неолитической сельскохозяйственной миграцией, способствовала распространению гаплогруппы J2 всюду в средиземноморском мире…

16% гаплогруппа R1B — параллельный субклад для гаплогруппы R1a. Родоначальник гаплогруппы R1b родился около 16 000 лет назад в центральной Азии от родительского рода R1. Примерно 10 000 лет назад гаплогруппа R1b распалась на несколько субкладов, которые начали расходиться в разных направлениях. Восточную ветвь — субклад R1b-M73 некоторые ученые связывают с древними тохарами, которые приняли участие в этногенезе такого народа, как современные уйгуры.Продвижение гаплогруппы R1b на запад в Европу вероятно происходило в несколько этапов. Часть может быть связана с неолитическими миграциями из Малой Азии и Закавказья, а часть с миграциями постнеолитическими и распространением археологической культуры Колоколовидных Кубков. Существует версия и о миграции по Североафриканскому побережью к Гибралтарскому проливу, с дальнейшей переправкой на Пиренеи в виде археологической культуры Колоколовидных кубков — но в данной гипотезе слишком много натяжек. В любом случае большинство европейских представителей гаплогруппы R1b имеют снип P312, который определенно произошел уже в Европе. После того, как египетские ученые провели анализ мумии Тутанхамона, было обнаружено, что фараон оказался представителем гаплогруппы R1b.

О процентном соотношении генотипа славян сербов и черногорцев посмотрите для сравнения на ресурсе источнике haplogroup.narod.ru

Доктор Йован И. Деретич излагавший версию о происхождении албанцев как невозвращенцев из кавказской Албании, может взять на заметку, что почти 20% гаплогруппы J2 среди албанцев как раз перекликаются с высокой концентрации этих генов у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%) на северном Кавказе. Война Византии с Сербией в 11 веке и названные турками албанцы как «арнауты», что означает «те, кто не вернулся» заслуживает дополнительного исследования.

И в завершение несколько фото самых известных представительниц албанского этноса:

Эмина Чунмулаж / Emina Cunmulaj (род. 12 сентября 1984 г, Мичиган, США) — албано-американская модель. Родилась в албанской семье, но приехала в США из Черногории в 1988 г. Свободно говорит на албанском. Впервые появилась на конкурсе Elite Model Look Yugoslavia 2001, став его полуфиналистом, а позже победителем. После победы подписала контракт с Elite.

Эрмонела Джахо / Ermonela Jaho (род. 1974 г Тирана, Албания) — албанская оперная певица, сопрано. Лауреат многих международных конкурсов: Giacomo Puccini в Милане (1997), Spontini International Competition in в Анконе (1998), Zandonai в Роверето (1999) и «Лучшая певица» Вескфордского фестиваля 2000. Выступила в оперных театрах по всему миру, включая Королевский оперный в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Staatsoper в Берлине, Paris Champs-Elysees, Театр Сан-Карло в Неаполе и во многих других.

Хасна Кхукичи / Hasna Xhukici (род. 13 апреля 1988 г) — албанская модель, победительница национального конкурса «Мисс Вселенная Албания-2009», на международном конкурсе «Мисс Вселенная-2009» заняла 11-е место. Учась в университете Тираны мечтает стать детским врачом. Свободно говорит на албанском, английском и испанском языках. Она является моделью бренда Sherri Hill.

Ерсела Курти / Ersela Курти (род.1992 г, Тирана, Албания) — албанская модель, выиграла национальный титул «Мисс Мира Албания-2012», будет представлять Албанию на следующем ежегодном международном конкурсе «Мисс Мира» в 2013 году.

По переписи населения, проведенной в 2011 году, общая численность населения Албании составляет 2 831 741. Большую часть населения страны представляют албанцы (свыше 98%), из крупных меньшинств можно выделить греков (более 1%), также в стране проживают валахи, цыгане, сербы, черногорцы, македонцы, египтяне и болгары.

Большинство населения Албании исповедуют ислам (около 70%), также значительная часть населения исповедует православие (20%) и католичество (10%).

В целом, население Албании - моноязычное, хотя, ввиду сильного культурного влияния итальянского телевидения, итальянский язык широко понимается среди населения, проживающего вдоль адриатического побережья. На греческом говорит не только греческое меньшинство на юге Албании, но его также понимают многие албанцы, проживающие вдоль греческой границы. Официальный язык в стране - албанский.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или «геги», и южные албанцы, или «тоски». Географическая граница между этими двумя группами, если основываться на диалекте, проходит примерно вдоль реки Шкумбини, протекающей через центральный город Эльбасан, и впадающей в Адриатическое море. Все албанцы, проживающие к северу от Шкумбини, вместе в албанцами Черногории, Косово и большей части Македонии говорят на гегском диалекте албанского языка. Все албанцы, проживающие к югу от Шкумбини, включая албанцев Греции, юго-западной Македонии, и южной Италии, говорят на тоскском диалекте албанского языка. Хотя диалектные и культурные различия между гегами и тосками могут быть значительными, обе группы полностью идентифицируют себя с общей национальной и этнической культурой.

Население Албании в истории

Албанцы являются коренным балканским народом, хотя их точное происхождение неясно. Национальная идеология однозначно утверждает, что албанцы этнически происходят от древних иллирийцев. Так как об иллирийцах известно мало, и исторических записей, упоминающих албанцев в первом тысячелетии не существует, сложно подтвердить или опровергнуть связь албанцев и иллирийцев. В исторических записях албанцы начинают упоминаться лишь во второй половине одиннадцатого века, и с определенной степенью уверенности об истории албанцев можно говорить лишь начиная с этого времени. По данным историческим записям можно предположить, что албанцы начали распространяться с территории своей горной родины в одиннадцатом и двенадцатом веках, и, поначалу, они освоили северное и центральное побережье, а к тринадцатому веку они распространились на юг к территории современной южной Албании и западной Македонии. В середине четырнадцатого столетия они мигрировали дальше на юг, в Грецию. К середине пятнадцатого века, отмечающего окончание этого процесса колонизации, албанцы освоились на половине территории Греции в таких больших количествах, что во многих регионах они составляли большинство населения. Несмотря на эти обширные поселения, албанцы, в большинстве своем являющиеся скотоводами и кочевниками, не основали каких-либо значимых городских центров. В средние века в городах албанского побережья не было больших албанских общин. Дуррес населяли венецианцы, греки, евреи и славяне; Шкодер - венецианцы и славяне; Влёру - византийские греки. По оценкам, значительная часть албанцев была ассимилирована ко времени нашествия турок - другими словами, албанцы были в значительной степени изолированы в своей собственной стране. Лишь во время Османской империи они начали оседать в городах, и приобрели некоторые из характеристик нации, а не кочевых племен.

:
1 571 503 (2007)

Язык Религия Этнические группы

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Греческие Иллирийские
Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- "гора" или лат. albus "белый". Современное их самоназвание - от shqip- "говорящий понятно". В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης "грубый, дикий". Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» - «селение».

История

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии .

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами , албанцами и македонцами , албанцами и греками .

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий . Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье , на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании , называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете

Слова международного употребления «Албания» и «албанец» берут свое историческое начало в корнях *alb- , *arb-, которые также дали жизнь слову Арбереши (так называют итало-албанцев, которые проживают на юге Италии).

Корень слова отсылает к другим корням: *lab-, слову Labëria, что указывает на область на юге Албании, почти на границе с Грецией, и *rab-, слову raban, что на языке славян означало «албанский». В настоящее время албанцы используют следующие слова: shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания).

Происхождение названия страны

По мнению австрийского лингвиста Густава Майера (1850-1900 гг.), shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria () связаны с албанским глаголом shqipoj («говорить четко», «произносить»), а также с латинскими словами excipio и excipere (слушать, слышать).

Албанист Максимиллиан Лабертц (1882-1963 гг.) связывал слово shqipe со словом shqiponjë («орел»), так как эта считается символом Албании. Это объяснение скорее восходит к народной этимологии и является причиной тому, почему албанцы идентифицируют себя с орлами.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или геги (Ghegs) и южные албанцы, или тоски (Tosks). Географическая граница между ними полегает примерно вдоль реки Шкумбини, которая течет через город Эльбасан к Адриатическому морю.

К северу от реки живут геги, вместе с албанцами из Черногории и Македонии, они говорят на характерном диалекте. К югу от реки Шкумбини живут тоски, вместе с албанцами из Греции, юго-западной Македонии и южной Италии. Их речь также отличается своеобразным диалектом. Хотя культурные и лингвистические различия между тосками и гегами немаловажны, все они идентифицируют себя с единой национальной культурой Албании.

Образование Албании

Албанцы – коренные жители Балкан, хотя точное их происхождение неизвестно. Национальная идеология настаивает на однозначных этнических корнях с древними иллирийцами. Об этом народе известно очень мало, и исторических документов, которые свидетельствовали бы об истории албанцев в течение первого тысячелетия нашей эры, не существует.

Трудно подтвердить теорию родства с иллирийцами, трудно и опровергнуть ее. Фактически история албанского народа начинается во второй половине 11 века. Византийский историй Майкл Атталейтес был первым, кто упомянул албанцев - это было в рамках восстания против Константинополя в 1043 году. Историк Джон Скилицез описал албанцев в составе войск Никифора Базилациуса в Дурресе.

Можно предположить, то албанцы в 11-12 века жили в горной местности на севере и юге, затем начали двигаться к югу, где находятся современная южная Албания и западная Македония. В середине 14 века они мигрировали дальше на юг, ближе к Греции – сначала в Эпир, Фессалию (1320 год), затем в Акарнанию и Этолию. Процесс колонизации земель закончился в середине 15 века. В результате албанцы поселились на половине территории Греции в таком большом количестве, что во многих регионах составляли больше половины населения. Албанцы были кочевым народом, поэтому не создали существенных городских центров.

В Средние века не было примечательных албанских общин на этой территории. Дуррес был населен венецианцами, греками, евреями и славянами; Шкодер – венецианцами и славянами; Влёра – византийскими греками. Принято считать, что значительная часть албанцев ассимилировалось во время турецкого вторжения, другими словами, албанцы были маргиналами в свое собственной стране.

Только в период господства Османской империи они стали селиться в городах, в это время наметились какие-то признаки национального единства.

Межнациональные отношения в стране

До 19 века в национального единения в Албании, как и везде на Балканах, не существовало. Этому способствовало и распространенная негласная заповедь со стороны Османской империи, которая господствовала на государственном уровне: «Быть мусульманином значит быть турком, быть православным значит быть греком». Небольшой всплеск национального чувства был замечен во второй половине 19 века.

В это время националистические лидеры распространяли религиозные идеи среди народа. Государственный деятель Пашко Васа (1825-1892 гг.) писал: «Албанцы, вы убиваете своих братьев / Ста фракциями вы разделены / Некоторые говорят, что верят в Бога, другие – в Аллаха / Один говорит: «Я турок», другой: «Я латин» /третий – «Я грек», четвертый: «Я славянин» / Братья мои, несчастные мои! / Очнись, пробудись от тревожного сна / Пусть все нас объединит одна вера / Не смотрите на церкви и мечети / Албанская вера – это Албанианизм!».

Последняя строчка была воспринята как лозунг националистического движения, благодаря которому в 1912 году обрела независимость.

Этнические отношения

Балканский полуостров населяет множество разнообразных этнических групп, и отношения между ними нельзя назвать спокойными. Обостренный национализм, соперничество за территории и власть испокон веков являлись причинами межнациональной напряженности.

Особенно это характерно для мультинациональных районов, где у этнических групп нет четких политических границ. Отношения между албанцами и греками вдоль их общей границы улучшились за последнее десятилетие, но вот отношения албанцев с их славянскими соседями, тоже бывшими членами Югославии оставляют желать лучшего.

Албанцы когда-то составляли большую часть населения , но после того, как эта территория перешла под контроль Сербии, они вынуждены были довольствоваться ролью угнетенного народа. В 1997 году разразился открытый конфликт, но не между косовскими сербами и косовскими албанцами, а между косовскими албанцами и враждебным сербским режимом Белграда.

Отношения между албанцами и македонцами в западной части Республики Македония были напряженными с момента провозглашения независимости Македонии и соответственного понижения статуса албанцев как «национального меньшинства».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!