Туристический портал - Excursiivsochi

От колхозника конева василия викторовича. Именной самолет в подарок от колхозника

Герой Советского Союза, капитан Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода В.В. Конева сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.

В.В. Конев, передавая свои сбережения в Фонд обороны, попросил построить на них самолет имени своего племянника, летчика-истребителя, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Конева, погибшего 30 декабря 1942 года. Поэтому помимо надписи на правом борту самолета — «От колхозника Конева Василия Викторовича», на левом борту была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева».

Самолет был передан Ивану Кожедубу в мае 1944 года. На нем он сбил 8 самолетов противника. После перевода Кожедуба в другую часть на этой машине летал сначала Кирилл Евстигнеев, а затем — Павел Брызгалов, одержавший на этом самолете 12 побед и к концу войны получивший звание Героя Советского Союза.

Самолет У-2 «Казанский комсомолец», переданный комсомольцами Казани в состав 930-го авиаполка.

В августе 1942 года комсомольцы Татарии на сбереженные средства приобрели шесть самолетов У-2 (По-2) и передали их в дар 930 ближнебомбардировочному авиаполку. Самолеты носили имена «Казанский комсомолец», «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кзыл Татарстан» и «Зеленодольский комсомолец».

Штурмовик Ил-2 с надписью «Герой Советского Союза Олег Кошевой» из состава авиаэскадрильи «Герои Краснодона», построенные по инициативе краснодонцев с участием всех трудящихся области, переданные 766-му штурмовому Краснознаменному ордена Кутузова авиаполку 3-й воздушной армии.

Истребители Як-7, построенные на средства жителей Новосибирской области. На переднем плане Як-7а с надписью «Новосибирский комсомол». В той же эскадрилье были самолеты Як-7а «Комсомол Колымы» и «Комсомол Кузбасса».

Передача самолета Пе-2 «Таганрогский пионер» 135-му гвардейскому Таганрогскому бомбардировочному авиационному полку.

Самолет был построен на деньги, собранные таганрогскими школьниками после освобождения города 30 августа 1943 года. Передача происходила 19 мая 1944 года в День пионерии на аэродроме Веселое в Крыму.

Первый экипаж составили летчик Петр Моисеев, штурман Владимир Пеший и стрелок-радист Владимир Монаев. Кроме Петра Моисеева, на самолете летали Андрей Заплавнов и Николай Бондаренко, написавший впоследствии книгу «Летим на разведку». Все экипажи пережили войну.

Всего «Таганрогский пионер» совершил 73 боевых вылета. Воевал в Крыму, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. Использовался в основном для разведки. Был списан в 1949 году.

Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», построенный московскими рабочими.

Канадские офицеры у среднего танка Ram (Баран) Mk I, спроектированного на базе американского танка M3. В передней части танка закреплена латунная табличка с надписью «Дар граждан (городов) Китченер и Ватерлоо, Онтарио».

Этот танк был изготовлен в апреле 1942 года. В мае 1942 года Шестой бронетанковый гусарский канадский полк, на вооружение которого поступила эта машина, прибыл Великобританию. В октябре 1944 года танк был выведен из эксплуатации и законсервирован, а в начале 1945 года окончательно списан.

Танки данного типа никогда не принимали участия в боевых действиях, однако широко использовались в канадских и британских войсках в учебных целях.

Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). Восточная Пруссия.

Алексей Васильевич Алелюхин — один из самых известных советских летчиков-асов. За войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев — 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, был ранен, горел, сажал подбитую машину на «вынужденную» и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед. В последние месяцы войны летал на именном истребителе Ла-7 с надписью «Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП».

Смотр эскадрильи «Чапаевцы». Эскадрилья Ил-2М3 «Чапаевцы» была построена на средства трудящихся города Чапаевска и передана 1-му Белорусскому фронту.

Летчики у истребителя Ла-5 №60 дважды героя СССР Е.Я. Савицкого эскадрильи «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка, построенного на средства трудящихся Горьковской области. На заднем плане — транспортный самолет Як-6, выпущенный, по некоторым данным, серией 381 машина.

Экипаж советского танка Т-34-76 «Маршал Чойбалсан» (из танковой колонны «Революционная монголия») и приданный десант на отдыхе. Курская дуга.

На фото именной танк «Маршал Чойбалсан» из состава 112-й танковой бригады 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии генерала Катукова. С началом боев на Курской дуге 112 тбр находилась во втором эшелоне обороны 1-й танковой армии. 112 тбр вступила в бой 8 июля 1943 года в районе хутора Сырцев.
Танковая колонна «Революционная Монголия» была создана на средства МНР. 12.01.43 г. колонну (32 Т-34, 21 Т-70) принимала 112-я Краснознаменная танковая бригада. Делегацию МНР возглавлял сам маршал Х.Чойбалсан. Один танк он передавал лично. На танковых башнях помимо названия колонны были нанесены надписи, от какого аймака(территориального образования) дарствуется данная машина.

Экипаж танка «Маршал Чойбалсан»: командир танка лейтенант И. М. Леушин, механик-водитель старшина П. Т. Токарев и радист-пулеметчик сержант П. М.Окунев.
Гвардии старший лейтенат, командир танкового взвода 44 гв.ТБР Леушин Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец Кировской области сгорел в танке в Германии 2 марта 1945 года.

Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф, построенного на средства его ансамбля «Веселые ребята». Момент передачи машины в войска.

Ла-5Ф с бортовым номером «14» бело-го цвета «Веселые Ребята» старшего лей-тенанта Александра Мастеркова, 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На правом борту фюзеляжа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова».

Это один из двух истребителей Ла-5Ф, пост-роенных на сбережения артис-тов джаз-банды Леонида Утесова. Само-леты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. Оба самолета летали в со-ставе 5-го ГИАП до самой Победы.

Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета — дарственная надпись «Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете летал Герой Советского Союза Борис Николаевич Еремин (1913—2005), который в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе).

Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель».

Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.

Огнеметный танк КВ-8С из танковой колонны «Трудовые резервы фронту». Лозунги, нанесённые на боевую машину, имеют важное морально-психологическое значение. В СССР на технику наносились надписи и политического, и личностного характера. В обязательном порядке «именными» становились танковые колонны и отдельные танки, построенные на средства как различных групп населения и коллективов, так и отдельных граждан.

В танке КВ-8 вместо спаренного с пушкой пулемета был установлен огнемёт поршневого типа АТО-41. Габариты огнемёта не позволяли конструкторам разместить его в башне КВ-1 с сохранением штатной 76,2-мм пушки. Поэтому вместо 76,2-мм пушки в танк устанавливали 45-мм орудие образца 1932/38 г. Тонкий ствол этого орудия маскировался ложным кожухом, имитирующим ствол штатной 76,2-мм пушки.

Выпуск КВ-8 начался в 1942 г. Основным преимуществом КВ-8 перед ОТ-34 (огнеметный Т-34) была почти в 5 раз большая ёмкость баков с огнесмесью. Танки КВ-8 и ОТ-34 выделялись в отдельные батальоны огнемётных танков (батальоны химических танков).

В отдельный батальон входили две роты КВ-8 (10 танков) и одна рота ОТ-34 (11 танков). После прекращения выпуска танков КВ-1, огнемётный танк КВ-8 строился на базе танка КВ-1С. В связи с этим, боекомплект пушки увеличили до 114 выстрела, а ёмкость резервуара с огнесмесью уменьшили до 600 литров (60 выстрелов). В ходе производства на танки стали устанавливать новый огнемёт АТО-42. Масса КВ-8с составила 43 тонны, экипаж - 5 человек.

Заместитель командира 12 ГИАП ПВО (6 ИАК ПВО) Филипп Тверезый у самолёта Як-9 с надписью «МАЛЫЙ ТЕАТР — ФРОНТУ», построенного на средства работников Малого театра.

Жительницы Ленинграда П.В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова вместе с пилотом капитаном Г.М. Паршиным, летавшим на самолете Ил-2, подаренным Бариновыми. В кабине штурмовика — воздушный стрелок старший сержант И.Г. Скрипников.

Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.

27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать — санитаркой, дочь Женя — медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству — построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».

1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.

Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения — в 1972.

Состоялась передача истребителя, построенного на личные средства колхозника артели «Большевик», Сталинградской области, Василия Викторовича Конева , представителям Н-ской авиачасти. На заснеженном поле, поблескивая свежей краской, стоит «Лавочкин-5». На самолете надпись: «От колхозника Конева Василия Викторовича» . По просьбе колхозника Конева на самолете сделана еще одна надпись: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г. Н.. Подполковник Григорий Николаевич Конев - племянник колхозника Конева.»

Выстоявший на коротком митинге, посвященном передаче самолета, колхозник Конев сказал:
- Воодушевленный победами героической Красной Армии, я внес из своих личных средств 100000 рублей и настоял, чтобы на эти деньги был приобретен боевой самолет. Я рад, что моя просьба удовлетворена. Летчика, который будет на моей машине громить врага, прошу писать мне о своих боевых успехах.
Представитель авиачасти, принявший самолет, заверил колхозника и всех присутствовавших на митинге, что советские летчики будут беспощадно бить врага до полного его разгрома.

Специализированный госпиталь для инвалидов Отечественной войны
В Московском специализированном эвакогоспитале проводится лечение раненых, нуждающихся в протезах. Госпиталь имеет хорошо оборудованные физиотерапевтическое и механотерапевтическое отделения, свою лабораторию, мастерскую для изготовления лечебных протезов.
Инвалиды Отечественной войны, находящиеся на излечении в госпитале, имеют возможность здесь получить не только квалифицированную хирургическую помощь и необходимое лечение в послеоперационный период, но и подготовить себя к дальнейшей трудовой деятельности.

Раненые, поступающие в госпиталь, берутся на специальный учет, для них организованы производственно-технические курсы. Нарком СССР организовал в госпитале курсы колхозных счетоводов и бухгалтеров машинно-тракторных станций. По окончании курсов и получении ранеными новой квалификации Наркомат земледелия заключает с ними трудовые договоры, предоставляет им постоянную работу с жилплощадью и приусадебного участка земли.

Московским городским отделом народного образования организовано обучение раненых по общеобразовательным предметам в объеме начальной и средней школы, развернута работа по подготовке их и поступлению в вузы и специальные школы, проводятся индивидуальные занятия с ранеными под руководством квалифицированных педагогов.

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:
Служу Родине. Рассказы летчика Кожедуб Иван Никитович

27. САМОЛЁТ КОЛХОЗНИКА КОНЕВА

27. САМОЛЁТ КОЛХОЗНИКА КОНЕВА

Полетите на тыловой аэродром. Получите там подарок от колхозника из Сталинградской области. Полетите с Брызгаловым на «По-2».

Я не стал расспрашивать командира. Взял парашют и отправился с Брызгаловым к «По-2».

В последний раз я поднимался на «По-2», когда сдавал испытания в аэроклубе. Много воды утекло с той поры!

Подлетая к аэродрому, я ещё издали заметил на стоянке в стороне от других новенький, поблёскивающий на солнце самолёт.

Меня и Брызгалова окружили корреспонденты.

Оказалось, что машина, которую командование поручило мне, была построена на личные сбережения колхозника Конева. Лётчик, пригнавший её, сказал, что самолёт хороший, облегчённого типа. Я быстро зашагал к самолёту, продолжая расспрашивать лётчика.

На хвосте самолёта стояло: № 14. На левом борту красными буквами было начертано: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.», а на правом борту - «От колхозника Конева Василия Викторовича».

Ко мне подошёл представитель штаба нашего авиасоединения, пожал руку и сказал:

Вы уже, вероятно, прочли надписи на бортах машины. У неё замечательная история. Шестидесятилетний колхозник-пчеловод Василий Викторович Конев из колхоза «Большевик», Сталинградской области, внёс свои трудовые сбережения в фонд Советской Армии и попросил товарища Сталина о том, чтобы на них был построен самолёт имени Героя Советского Союза Конева. Просьба славного советского патриота выполнена. Василий Викторович Конев - односельчанин подполковника Конева, павшего смертью храбрых в неравном бою в начале войны. Вот послушайте, что пишет колхозник Конев…

Представитель штаба соединения вынул из планшета письмо Конева и прочитал его.

Колхозник Конев просил лётчика, которому будет вручён самолёт имени Героя Советского Союза Конева, беспощадно мстить фашистам за смерть героя Конева, бить врага до нашей окончательной победы.

Машина прислана в распоряжение командования нашего авиасоединения, - продолжал представитель штаба, - и оно решило дар сталинградского колхозника передать вам, капитан Кожедуб… Поздравляю вас, искренне желаю успехов!

Подошёл один из корреспондентов и сказал, что он знавал подполковника Конева, что герой-лётчик летал на самолёте за № 33 и что про него есть стихотворение, сложенное авиаторами. И он прочёл эти незатейливые, но написанные от души фронтовые стихи:

Конев отважно дерётся с врагом

За Родину, Сталина, отчий дом.

Если над краем передним летал.

Каждый боец его узнавал:

Ну-ка, товарищ, зорче смотри!

Кажется, мчится вдали «33»…

Хотелось подробнее расспросить о подполковнике Коневе, но время было горячее, и я не мог задерживаться ни на секунду.

Наспех попрощался со всеми и позвал Брызгалова:

Пора домой, Паша. Полетишь на «По-2», только смотри в оба за «мессершмиттами».

И мы отправились в путь на своих машинах.

В этот вечер мне долго не спалось. Я раздумывал о новом самолёте, готовился к его боевому крещению.

Я всегда бережно и заботливо относился к самолёту, к каждому прибору, винтику, а сейчас почувствовал особенную ответственность за эту машину. Представил я себе далёкий колхоз «Большевик», где колхозник-патриот будет ждать от меня писем с рассказами об успешных боях, проведённых на его машине. Представил себе завод, где рабочие и конструкторы будут следить за боевой работой машины, сделанной ими по заказу старика-пчеловода. Перед сном написал письмо колхознику Коневу:

«Дорогой Василий Викторович!

С радостью сообщаю вам, что ваш самолёт мне вручили сегодня, 2 мая 1944 года, на прифронтовом аэродроме. Это новый, прекрасный наш отечественный самолёт «Лавочкин» с надписями, которые вы просили сделать.

Позвольте заверить вас, Василий Викторович, что я буду бить врага на вашем самолёте так, как приказывает великий Сталин. Сейчас у меня на счету тридцать семь сбитых фашистских самолётов. Но это только начало мести врагу за убитых и замученных советских людей, за разрушенные врагом сёла и города. О каждой своей победе над врагом буду вам сообщать. Вас же прошу - пишите о своём житье-бытье. Хочется знать об успехах в вашем колхозе «Большевик», о том, кто из ваших родных и близких находится на фронтах Отечественной войны.

Желаю вам здоровья и успехов.

С боевым приветом Герой Советского Союза Иван Кожедуб».

Из книги О космолетах автора Феоктистов Константин Петрович

РАКЕТА, САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ? Сколько бы ни говорили о будущих кораблях и станциях, не только конструктивные проблемы определяют возможность и экономику их создания. Такова уж природа космонавтики, что во все времена многое будет зависеть от средств сугубо

Из книги Память сердца автора Мамин Рустам Бекарович

Мой день колхозника Проснулся поздно. Пришли двоюродные братья Касим и Камиль, сыновья младшего брата моего отца – Мусы; у отца было шесть братьев. Касим позвал гулять. Мы вышли. Идя по селу, брат вводил меня в курс деревенской жизни. Рассказывал, кто, где живет, кто приехал

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

Именной самолет в подарок от колхозника В начале 1944 года полк, в котором служил Иван Кожедуб, вновь включился в военные действия, поддерживая наступление советских войск на Правобережной Украине. Это почти совпало со знаменательным событием в жизни прославленного

Из книги Конев. Солдатский Маршал автора Михеенков Сергей Егорович

Глава пятнадцатая. О ТОМ, КАК ЖУКОВ СПАС КОНЕВА В ночь на 6 октября штабная группа во главе с Коневым и членом Военного совета фронта Н.А. Булганиным прибыла в штаб Резервного фронта, который размещался в блиндажах и землянках в лесу восточнее Гжатска. Однако на КП маршала

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

Глава двадцатая. «ОЗВЕРЕВШИЕ СОКОЛЫ» КОНЕВА Десятого мая 1942 года во исполнение приказа народного комиссара обороны СССР был издан приказ войскам Калининского фронта: «…в целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных ударов авиация

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Глава тридцать девятая. СИРЕНЬ МАРШАЛА КОНЕВА Однажды, когда Коневы жили ещё в московской квартире в доме на улице Грановского, Ивану Степановичу в день рождения маршал Рокоссовский преподнёс удивительный подарок, которым всё семейство Коневых потом любовалось каждую

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

ПРИЛОЖЕНИЕ. НА ВЫСШЕМ ВОЕННОМ СОВЕТЕ. Воспоминания маршала И.С. Конева о «Деле Жукова» (Архив дочери маршала Н.И. Коневой. Расшифровка диктофонной записи.)Я присутствовал на заседании Главного военного совета летом 1946 года, оно было посвящено разбору дела Маршала

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ МАРШАЛА И.С. КОНЕВА 1897, 28 декабря - родился в деревне Лодейно (Лодейной) Щёткинской волости Никольского уезда на Вологодчине, в те годы Северо-Двинской губернии, ныне Подосиновского района Кировской области.1906 - окончил с отличием трёхклассную

Из книги Танковые сражения 1939-1945 гг. автора

28. НАСТОЯЩЕЕ БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ САМОЛЁТА КОЛХОЗНИКА КОНЕВА Веду группу самолётов на прикрытие наших наземных войск. Над линией фронта встречаем восемь истребителей противника. Они не приняли боя и ушли к Яссам.Раздалась команда с земли:- Ястребы, ястребы, будьте

Из книги Бронированный кулак вермахта автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

Самолет «152» После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Из книги Жуков. Маршал жестокой войны автора Рокоссовский Константин Константинович

У генерала И. С. Конева Смыв с себя дорожную пыль, побрившись и приодевшись, я позвонил адъютанту командующего и через него попросил разрешения прибыть на прием к генералу армии И. С. Коневу. Через минуту адъютант ответил:- Командующий просит вас зайти в четырнадцать

Из книги автора

Из книги автора

Прорыв войск Конева Линия обороны 48-го танкового корпуса проходила по реке Стрыпа и огибала несколько болот между рекой Серет и верховьем Западного Буга (см. схему 51). 1-я и 8-я танковые дивизии были переданы 3-му танковому корпусу, а мы получили в свое распоряжение восемь

Из книги автора

Из книги автора

И. С. Конев. Жуков и Сталин (Из книги И. С. Конева «Записки командующего

В зале Победы - главном зале Центрального музея Вооруженных Сил России - на стенде, рассказывающем о боевом пути прославленных летчиков-истребителей трижды Героев Советского Союза А. И. Покрышкина и И. Н. Кожедуба, среди многих других реликвий помещена и фотография: молодой, улыбающийся Иван Кожедуб в кабине своего самолета. Этот снимок, помимо вполне понятной исторической ценности, замечателен еще и тем, что на фюзеляже боевой машины отчетливо видна надпись: «От колхозника Конева...»

Да, «Лавочкин-5», на котором летом 1944 года г. в небе над Прутом, в районе румынского города Яссы воевал замечательный советский летчик, был построен на личные средства Василия Викторовича Конева, колхозника сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.

Иван Никитович Кожедуб узнал о том, какой самолет ему предстоит получить, только прибыв по распоряжению командования на тыловой аэродром. Встретивший его офицер штаба авиасоединения сказал, что шестидесятилетний пчеловод внес свои трудовые сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них боевой самолет имени Героя Советского Союза летчика-истребителя подполковника Г. Н. Конева (подполковник Георгий Николаевич Конев - племянник В. В. Конева - тоже летчик-истребитель, незадолго до этого погиб на фронте).
Вскоре состоялась торжественная передача именного самолета. Об этом событии сообщала газета «Красная звезда» 3 июня 1944 г. в корреспонденции «Самолет колхозника Конева передан Герою Советского Союза Ивану Кожедубу». В ней говорилось: «На аэродроме авиачасти состоялся митинг. Боевой подарок советского патриота - «Лавочкин-5» вручен Герою Советского Союза капитану Кожедубу. На боевом счету героя-летчика 38 сбитых им вражеских самолетов».

Можно добавить только, что Ивану Никитовичу вручили в тот день и письмо знатного пчеловода. Василий Викторович Конев наказывал в нем летчику, которому будет передан построенный на его средства именной самолет, беспощадно мстить за смерть героя Конева, бить врага до окончательной победы.
По возвращении в родную часть Кожедуб написал ответ ветерану-колхознику, обещая выполнить его наказ.

А сдержать данное слово было совсем не просто. На их участке фронта появились фашистские асы-охотники, и к тому же новый самолет Кожедуба заметно выделялся среди других - на левом борту словно светилась белая надпись: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева», на правом - «От колхозника Конева». Гитлеровские летчики сразу выделяли такие машины и старались в первую очередь сбить именно их.
В одном из первых боевых вылетов на подаренном самолете Иван Никитович сбил вражеский самолет.
Однако самую, пожалуй, суровую проверку и пилот, и его самолет прошли чуть позже. В то утро И. Кожедуб повел большую группу самолетов на прикрытие с воздуха наших наземных войск. Они разогнали две группы фашистских бомбардировщиков, сбив несколько «Фокке-Вуль-фов-190» и «Юнкерсов-87» и заставив остальных сбросить бомбы на свои же позиции. Бой был жестоким. Получив повреждения, наши самолеты один за другим выходили из боя. И так случилось, что в конце концов Иван Кожедуб оказался над линией фронта один: «Значит, пора возвращаться на родной аэродром»,- решил он. И тут в наушниках раздался голос командира, предупреждавшего о приближении третьей группы бомбардировщиков. А затем приказ: сбить ведущего.

Иван Кожедуб пошел в атаку. Гитлеровские бомбардировщики открыли по нему ураганный огонь. А он не отвечал, желая подойти к врагу как можно ближе, чтобы бить наверняка. И вот ведущий на прицеле, Огонь в упор - и вперед, сквозь строй «юн~ керсов».
Задание выполнено! Разворот на 180 градусов, курс - на свой аэродром. И тут началось!

На отважного советского летчика ринулись фашистские истребители прикрытия. Видно, решили взять реванш! Но выручили летное мастерство Кожедуба, его самообладание и высокие технические качества машины. Ошеломив гитлеровцев сложнейшими фигурами высшего пилотажа, он избежал пулеметных очередей и оторвался от противника. А тут на помощь подоспели краснозвездные «яки».
Вскоре в часть приехал корреспондент, желавший узнать подробности этой беспримерной схватки в воздухе. Но поговорить с Иваном Никитовичем ему не довелось, а командир на вопрос, какими качествами должен обладать летчик-истребитель, чтобы совершить то, что удалось сегодня Кожедубу, ответил:
- Качествами Ивана Кожедуба.
- И иметь на вооружении такую технику,- думается, можно было бы добавить.
А вечером того же дня Иван Никитович прочел на КП письмо Конева.

«Товарищ командир! - писал пчеловод.- Очень прошу Вас отпустить ко мне капитана Ивана Никитовича Кожедуба хотя бы на один день, конечно, если позволит военная обстановка,- в любой день на Ваше усмотрение. Я обниму Ивана Никитовича, как родного сына. Район приготовил центнер меду для летчиков Вашей части. Урожай в нынешнем году ожидается хороший. Рад сообщить Вам, что мои сыновья на фронте, и до меня доходят вести, что воюют они неплохо. Жду Вашего ответа, жду Ивана Никитовича в гости. Желаю всем его друзьям боевых успехов, и чтобы они с победой вернулись домой. В. В. Конев».

Конечно, в той обстановке отпуск Иван Кожедуб получить никак не мог - очень уж горячая была пора. Так и написал Коневу командир части. А летчик отправил ему свое очередное письмо:
«Дорогой Василий Викторович! Спешу сообщить, что на Вашем самолете я сбил восемь самолетов врага, из них пять хваленых «Фокке-Вульфов-190»...

Вскоре Кожедуб получил новое назначение. Перед тем как навсегда расстаться, а родной частью, Иван Никитович пошел, проститься со своим самолетом. На нем до конца войны летал друг Кожедуба Герой Советского Союза Павел Брызгалов.
Такова фронтовая биография этой замечательной боевой машины, построенной на средства обыкновенного пчеловода Василия Викторовича Конева.

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!