Туристический портал - Excursiivsochi

Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города. Римские катакомбы – загадки подземных гробниц Катакомбы св каллиста

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Возникновение захоронений

Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche ) на Аппиевой дороге . В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях » (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях её уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цеметериев (раскопок Босио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Босио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Реставрация катакомб

Подписание соглашения о реставрации римских катакомб

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно велико: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • голубь - символ Святого Духа ;
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. ));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта , при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лик Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. ).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно - с двумя рыбами, другое же - с пятью хлебами.

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди , Ф. Сорти . «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-033234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

Катакомбы св. Агнессы

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы св. Себастьяна

Вилла Торлония

Катакомбы на Via Latina

Гипогей Вибии

Катакомбы Аd Decimum

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.

С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали, и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы святого Каллиста

На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

Столица Италии полна загадок. Одной из таких являются катакомбы Рима, которые представляют собой подземные лабиринты. С I века в них погребают усопших святых людей. Туристов подземные ходы привлекают таинственностью, оформлением и возможностью прикоснуться к истории популярного города.

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.

Катакомбы Рима делятся на:

  • христианские;
  • синкретические;
  • иудейские

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.

Считается, что в III веке в катакомбах Рима покоились апостолы Павел и Петр. Из памяток об этом сохранилась только надпись: «Тут почивали святые Пётр и Павел». В IV веке над захоронениями построили одноимённый храм Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, куда были перенесены мощи Себастьяна.

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Официальный сайт

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Официальный сайт

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана - Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Официальный сайт

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция - дочь императора Константина Великого.

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Официальный сайт

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Адрес : via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Официальный сайт

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая . Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Как добраться?

Главный вопрос, волнующий туристов: «Как попасть к римским гробницам?». Подземные лабиринты располагаются в разных районах города, поэтому однозначного ответа на него нет. Чтобы построить маршрут, нужно выбрать определённую экскурсию. У большинства из катакомб имеются официальные сайты, где можно посмотреть схему проезда.

К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.

Увлекательная экскурсия «Подземный Рим» позволяет посетить археологические раскопки, подземные церкви, места дохристианского культа (митраизм) и многое другое. В это трудно поверить, но под Римом современным сохранился и другой - Древний Рим!

Базилика Св. Климента

Базилика Св. Климента дает возможность совершить путешествие через три исторические эпохи. Церковь посвящена четвертому римскому папе, который был сослан в Крым, где он был привязан к якорю и утоплен. Верхний уровень - это современная базилика, возведенная в XII веке. Под ней средний - раннехристианская церковь IV века, где захоронен св. Кирилл, автор славянской азбуки и славянский просветитель. Самый нижний уровень составляют несколько древнеримских строений, возникшие в I веке н.э. Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески XI века, в которых рассказаны истории из жизни первых христиан.

Над кирпичным зданием, расположенным ближе к Колизею, II века, был построен частный многоэтажный дом с внутренним двориком. Этот дворик во второй половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения богу Митре. В части самого здания была устроена так называемая митраистская школа, то есть помещение, в котором неофиты готовились к посвящению в тайны культа…

Катакомбы

Катакомбы Рима - это сеть подземных лабиринтов, которые использовались как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, в стенах которых для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты. Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге.

Многие знают старинную поговорку «все дороги ведут в Рим». Древняя Аппиева дорога - это как раз одна из них. Еще Аппиеву дорогу называют “королевой” дорог. Она была построена в 312 году до н. э. По этой дороге шли похоронные процессии за покойным диктатором Суллой в 78 году до н. э и императором Августом в 14 году н. э. На этой дороге, по преданию, апостол Петр встретил Иисуса Христа. По обочинам тянутся семейные склепы и коллективные захоронения (колумбарии), а под землей раскинулся лабиринт катакомб.

Катакомбы Св. Каллиста - одни из крупнейших христианских катакомб Рима, использовавшиеся для захоронений в течение II-IV веков н.э. Катакомбы имеют четыре яруса и простираются почти на 20 км, имеют множество захоронений, расписанных фресками, от которых до нас дошли только фрагменты. Именно здесь были захоронены первые римские папы. Церковь Домине-Кво-Вадис стоит на том месте, где, согласно преданию, Иисус Христос явился апостолу Петру.

Базилика и катакомбы Св. Себастьяна: базилика Св. Себастьяна возникла над тем местом, куда в 258 году временно поместили мощи апостолов Петра и Павла. В капелле Реликвий там до сих пор хранится камень, на котором, по преданию, отпечатались ступни Христа во время его встречи с апостолом Петром на Аппиевой дороге, а также одна из стрел, пронзивших св. Себастьяна.

Гробница Цецилии Метеллы - символ Аппиевой дороги. Построена для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика, около 50 года до н. э. Гробница в 1299 году была превращена в башню крепости семейством Каэтани.

Часть Аппиевой дороги до сих пор сохранила свой первозданный вид! Вы сможете пройтись там, где ходили древние римляне…

В отношении происхождения катакомб нет определенной точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Римские дома на холме Целий

Под базиликой Св. Иоанна и Павла на Целии, основанной еще в начале V века сенатором Паммакием, находится интересный комплекс жилых зданий римской эпохи. По легенде здесь находился дом св. Иоанна и Павла, которые приняли мученическую смерть во времена правления императора Юлиана Отступника в IV в. Вас ждет увлекательное путешествие в более чем 20 подземных помещений на различных уровнях, украшенных фресками с III века н.э. и средневековой эпохи…

Варианты экскурсии «Подземный Рим»

1. Пешеходная экскурсия

Во время этой экскурсии можно посетить базилику Св. Климента, Римские дома на холме Целий, а также ИЛИ продолжить экскурсию по холму Целий (Санто-Стефано-Ротондо и др.), ИЛИ посетить также катакомбы (добраться до катакомб можно на такси, но это не очень удобно). Поэтому если вы хотели бы посетить также катакомбы, то лучше заказать сразу экскурсии на автомобиле.

Стоимость экскурсии:

  • 120 EUR (1-3 человек)
  • 140 EUR (4-10 человек)
*Дополнительно оплачиваются входные билеты.

2. Экскурсия на автомобиле

Во время этой экскурсии можно посетить базилику Св. Климента, катакомбы и древнюю Аппиеву дорогу, Римские дома на холме Целий, а также первый Баптистерий времен императора Константина 4 века н. э.

Продолжительность экскурсии - 3 часа.

Стоимость экскурсии:

  • 180 EUR (1-3 человек) на автомобиле Mitsubishi Star Space
  • 230 EUR (1-3 человек) на автомобиле «Мерседес» класса Е
  • 260 EUR (4-7 человек) на автомобиле минивэн
*Дополнительно оплачиваются входные билеты.

Катакомбы Рима – это целая сеть античных подземелий, которые во времена их сооружения применялись для погребения, хотя позже они стали пристанищем первых христиан, в результате чего и прославились. В римских окрестностях насчитываются около 60 катакомб с более 700 тысячами захоронений.

История возникновения катакомб

Самые древние катакомбы возникли ещё до нашей эры, сначала эти катакомбы строились для борьбы с нехваткой земли для погребения, ведь за столетия существования Рима близлежащие окрестности были почти полностью заполнены древними останками.

Знаменитые христианские катакомбы Рима появились в 107 году, во время упадка Римской империи. К этому времени начались гонения ранних христиан: их убивали, мучали и кидали безоружными на арену Колизея.

Чтобы уйти от преследований, и пришла идея совершать обряды под землей – римские солдаты попросту не могли их найти. Римские катакомбы превратились из простого места для погребения в первые христианские храмы (хотя первоначального назначения не потеряли).

Но после того, как император Константин признал христианство и гонения прекратились, о римских катакомбах вскоре забыли на столетия и обнаружили в 1578 году.

Катакомбы Присциллы

Первые обнаруженные христианские подземелья были как раз эти катакомбы. Наткнулись на них случайно в 1578 году во время строительства дороги Салария.

Немного о названии катакомб: Присцилла была римская аристократка , владелица обширных земель, при жизни она приняла христианство и когда строила свой погребальный склеп, она разрешили хоронить на этой земле своих единоверцев. Так и было положено начало катакомбам Присциллы.

Когда было произведено детальное исследование подземелья, то ученые удивились, насколько хорошо сохранились эти катакомбы. Были обнаружены нетронутые захоронения людей, причисленных к лику святых, фрески и религиозные атрибуты для обрядов.

Фреска в катакомбе

В общем, катакомбы Присциллы недалеко от Рима представляют собой трёхуровневое подземелье времен II-V веков. В залах катакомб обнаружили фрески и надписи, восхваляющие Бога. Надписи были сделаны первыми христианами.

Катакомбы Святого Каллиста

Эти катакомбы являются самыми большими и известными среди всех римских подземелий, в отличии от подземелий Присциллы, эти катакомбы имеют 4 уровня. Катакомбы Святого Каллиста успешно функционировали со II по IV века. Общее количество захоронений в этих подземельях насчитывает 500 тысяч.

Каллист был дьяконом, которому поручили присматривать за этими катакомбами, главная его задача была в своевременном погребении усопших христиан. За добросовестный труд его именем и прозвали катакомбы.

В этих подземных пещерах также были найдены массы фресок, настенных рисунков и надписей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!