Туристический портал - Excursiivsochi

Санта мария дель фьоре флоренция италия. Собор санта мария дель фьоре

Привет, любители Флоренции. Сегодня мы расскажем о городе, который невозможно не полюбить и о самом знаменитом здании в нём. Во Флоренции невероятное количество красивых зданий, но наш сегодняшний рассказ о главном здании Пьяцца дель Дуомо во Флоренции или, говоря нашим языком, о кафедральном соборе города. Санта-Мария-дель-Фьоре входит в пятёрку грандиознейших соборов мира.

Италия. Флоренция. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре напоминает по форме латинский крест. Особо примечательная деталь здесь – это купол, созданный Филиппо Брунеллески и мраморные панели разных цветов.

Размеры собора огромны, — он создавался с расчетом на то, что при необходимости, здесь спокойно поместится всё население города одновременно.

Общая площадь собора составляет 8300 квадратных метров при высоте в 45 метров.

История

Дуомо, как еще называют этот собор, построили на месте собора Санта-Репарата, последний к XIV веку уже начал обрушаться. Кроме того, предыдущий храм был уже мал для города. Создать проект нового здания гильдии искусств поручила Арнольфоди Камбио.

Возводилось здание около шести веков. Правда после смерти его проектировщика строительство ненадолго приостановилось. Новым толчком к работам над этим зданием стали привезенные во Флоренцию мощи Зиновия Флорентийского.

Интерьер

По сравнению с пышным экстерьером, интерьер собора выглядит довольно скромно. Внешне – это готическое здание с чертами архитектуры эпохи Кватроченто.

Внутри это лаконичный католический храм.

Во многом, возможно, здесь виноват доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он был знаменит строгостью взглядов. И постарался сделать так, чтобы Дуомо стал оплотом морали и скромности.

Яркой деталью интерьера собора можно назвать часы. Их стрелка движется в противоположном обычному направлении.

Своды здания украшают фрески. На них изображены флорентийцы, внёсшие вклад в развитие своего города.

Нельзя не заметить и витражи храма. Их вы увидите на барабане купола. Они рассказывают о жизни Богоматери и Христа.

Сам купол также достоин восхищения. Его расписали в XVI веке. Здесь вы увидите изображения святых, ангелов, старцев апокалипсиса и других персонажей.

Музей

Практически все предметы, ранее украшавшие собор, перемещены в Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре, который расположен на Соборной площади.

Это помещение ранее было мастерской Филиппо Бруннелески. Поэтому сейчас вы можете ознакомиться с чертежами мастера и макетами.

Здесь же находятся хоры собора и выставлена коллекция скульптур, украшавших баптистерий собора, колокольную башню и фасад здания.

Баптистерий

И раз уж мы упомянули баптистерий, пару слов о нем. Баптистерий Сан Джованни – это отдельное здание, расположенное недалеко от Дуомо.

Он назван в честь Иоанна Крестителя и является старейшим зданием площади. Внутри него лики Христа и барельефы.

Время работы

  • По будням кроме четверга: 10:00 — 17:00
  • Суббота: 10:00 — 16:45
  • Воскресенье: 10:30 — 16:45

Сколько стоит

  • Осмотр здания – бесплатно.
  • Подъем к куполу – 6 евро.
  • Посещение музея Дуомо – 6 евро.
  • Комплексный билет – 8 евро.

Конечно, цены могут меняться, поэтому уточняйте информацию на официальном сайте.

Официальный сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence . У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

Доехать до него можно на любом автобусе, следующем через Соборную площадь, например, 6, 17, 37.

Не забудьте осмотреть и другие знаменитые здания площади: Баптистерий, Кампанилу Джотто, музей.

Адрес: PiazzadelDuomo, 17

Собор на карте

Подписывайтесь на нас друзья. И до свидания!

Туристическая Флоренция славится, прежде всего, своими великолепными площадями, мостами и многочисленными церквями.

Начну этот пост, пожалуй, с самой известной и популярной у туристов достопримечательности Флоренции – собора Санта-Мария-дель-Фьоре...

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство грандиозного сооружения самой знаменитой флорентийском достопримечательности – собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) , также известного как Дуомо (Duomo) длилось в период с 1296 по 1436 годы, под руководством лучших архитекторов тех времён: Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Арнольфо ди Камбио.

На момент постройки Дуомо являлся самым большим кафедральным собором в Европе: здесь могло разместиться до 30 000 человек (высота сооружения – 114 м, длина – 153 м, ширина – 90 метров). Сейчас он четвёртый по размеру в мире.

Огромный красный купол собора, созданный великим архитектором и скульптором эпохи Возрождения – Филиппо Брунеллески, является ныне одной из визитных карточек Флоренции. На нём обустроена смотровая площадка, откуда можно неплохо отсмотреть город. Вход платный – 8 евро, и лучше приходить сюда с утра в будни, пока нет толп туристов.

В здании собора расположен музей, в котором помимо многочисленных уникальных экспонатов находятся два бесценных полотна - «Мария Магдалина» Донателло и «Оплакивание Христа» Микеланджело.

Также советую обратить внимание на удивительные «обратные» часы, идущие без сбоев с середины XV века.

Колокольня Джотто

Рядом с собором Дуомо находится Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) , также известная как Кампанила Джотто , названная так в честь своего автора. Её строительство велось в 1334-1359 годы несколькими архитекторами: Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Высота колокольни Джотто – 84,7 м. В ней семь колоколов, самый большой из которых был отличт в 1705 году и имеет диаметр 2 метра.
Колокольню украшают великолепные барельефы знаменитых скульпторов Ренессанса, среди которых работы Джотто и Донателло.

Правда, сейчас там не оригиналы, а копии этих произведений искусства. Оригиналы в целях сохранения были перемещены в близлежащий Музей Дуомо.

Баптистерий Сан-Джованни

Рядом со знаменитым собором Дуомое и колокольней Джотто находится древнее средневековое здание, в котором вплоть до девятнадцатого века крестили всех уроженцев Флоренции, в том числе Данте и Медичи – Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni).

Здание баптистерия строилось в период с 1059 по 1129 годы, и является одним из старейших в городе. Свод его купола украшен замечательными византийскими мозаиками 13-14 веков, а центральная мозаика изображает Страшный суд.

Кстати, здесь же находится также гробница антипапы Иоанна XXIII. Для тех, кто не в курсе, антипапой в Католической церкви именуют людей, незаконно носивших звание Папы.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Базилика Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) - красивая древняя церковь расположенная недалеко от одноимённого вокзала Флоренции, носящего её имя. Это первая достопримечательность, которую видят гости города, приехавшие сюда на поезде.

Её строительство началось в 1246 году и длилось до середины четырнадцатого века. Была официально освещена в 1420 году.

Церковь знаменита своим лёгким ажурным фасадом и многочисленными произведениями искусства XIII-ХVI веков, хранящимися в ней (гробницы, надгробные плиты, бюсты, фрески, а также знаменитое Распятие – шедевр Брунеллески).

Двери церкви Санта-Мария-Новелла открыты для посетителей ежедневно, кроме пятницы, с 9 до 14.

Базилика Сан-Лоренцо

Одной из самых больших и древних церквей Флоренции является Базилика Сан-Лоренцо (Basilica of San Lorenzo) . Изначально была основана в 393 году, в период с XI по XVII века несколько раз реконструировалась, достраивалась и перестраивалась. Здесь можно увидеть великолепные гробницы олигархического семейства Медичи, представители которого не раз становились правителями Флоренции и спонсировали самых выдающихся художников и архитекторов эпохи итальянского Возрождения.

Базилика Санта-Кроче

Популярная у туристов Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) , также известная как Церковь Святого Креста - была построена в готическом стиле в период с 1294 по 1385 годы.

Сегодня она считается крупнейшей францисканской церковью в мире и славится своими витражами, фресками Джотто и многочисленными гробницами великих итальянцев. К слову сказать их тут около трёхсот и покоятся тут очень известные личности – Галилео Галилей, Данте Алигьери, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и многие другие.


Базилика Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита (Basilica di Santa Trinita) - старинная церковь Святой Троицы в центре Флоренции, расположенная недалеко от одноимённого моста Санта-Тринита. Была построена в период с 1258 по 1280 годы. В церковной часовне можно полюбоваться замечательными фресками Доменико Гирландайо.


Церковь Орсанмикеле

Уникальная по своей форме и значению церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele) была построена в период с 1337 по 1350 годы на месте зернового рынка.

До XVI века выполняла двойную функцию храма и городского зернохранилища, располагавшегося на верхних этажах.
Сегодня в церкви Орсанмикеле можно посмотреть на великолепные ажурные аркады на первом этаже, а также на статую Святого Марка работы Донателло и замечательный алтарный табернакль.

Базилика Санто-Спирито

Заслуживает внимания и старинная Базилика Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito) , построенная в 15 веке по проекту знаменитого Брунеллески. Наряду с огромным куполом Дуомо считается одной из самых интересных его работ. Её называют чистейшим образцом раннего флорентийского ренессанса.

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Небольшая неприметная с виду церковь Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine) , расположенная на южном берегу реки Арно,также заслуживает внимания. В ней хранятся великолепные фрески эпохи раннего Ренессанса. Считается, что именно с них началась революция в европейском изобразительном искусстве, предопределившая его развитие на несколько веков вперёд.

Но на самом деле, для того, чтобы непременно приехать в этот город, достаточно и одной причины – это Дуомо!

Это какой-то необыкновенный собор, интерес к которому появляется даже у самых равнодушных к искусству людей. Есть даже поговорка: если ты не видел Дуомо и не поднимался наверх – ты не видел Флоренции.

Практически все туристы, приезжающие во Флоренцию, если и не заглядывают в сам собор (хотя многих привлекает именно и сам интерьер, и склеп со скелетами), то непременно поднимаются на самый верх – к куполам или на колокольню – виды оттуда просто изумительные!

В этой статье я расскажу про удивительные факты об этом соборе, покажу, что можно увидеть, поднявшись более чем на 400 ступенек вверх, и дам полезную информацию для тех, кто планирует свой отдых в Италии, а именно во Флоренции.

1) Флорентийский собор Дуомо, или как правильнее его называть, собор Санта-Мария-дель-Фиоре является пятым по величине собором в мире (!), в длину составляет 153 м, в ширину – 90 м


На первом месте – римский Собор Святого Петра (кстати, за основу римского собора был взят именно флорентийский), на втором месте по величине – Собор Святого Павла в Лондоне, на третьем – Севильский кафедральный собор, а на четвертом, опять итальянский собор, совсем недавно нами вновь посещённый – Дуомо в Милане.

2) Дуомо во Флоренции во время службы способен вместить аж до 90 тысяч человек – в то время, когда собор был построен, население Флоренции как раз и составляло такую цифру, т.е теоретически, в особо значимый день, во время службы в соборе мог уместиться весь город 🙂


3) Своим величием и красотой Дуомо безусловно поражает, но для туристов наибольший интерес все же представляет подъем на вершину – к куполам собора, откуда открывается потрясающий вид на город


Лифта здесь нет (как в Миланском Дуомо), так что весь подъем придется осуществить самостоятельно, об этом сразу предупреждают, оказывается, не все готовы подниматься так высоко.

Чтобы оказаться у купола, придется преодолеть 463 ступеньки, подъем на колокольню – 414 ступеней


4) Строительство собора Санта-Мария-дель-Фиоре длилось 140 лет: с 1296 по 1436 год. А по некоторым данным аж 6 веков, потому как он все время достраивался, добавлялись новые статуи, менялся фасад и тд.

А ведь когда-то в школе я поражалась факту, что наш Исаакиевский собор в Питере строили "аж" 40 лет, а оказалось в сравнении с собором во Флоренции – "всего" 40))

5) Дуомо во Флоренции долгое время стоял без купола, потому как воздвигнув такой огромный собор, только потом, архитекторы задумались, как же его увенчать куполом на такой высоте..


Придумал форму и выполнил все математические расчеты по куполу архитектор Филиппо Брунеллески. Купол оказался просто невероятным по величине – 52 метра по диагонали снаружи, и 45 метров по диагонали изнутри


Чтобы поднять такую громадину на вершину собора, Брунеллески вывел особую формулу, определил степень наклона, толщину стенок купола, и даже то, что кирпичная кладка должна быть выполнена в виде рисунка «елочка», чтобы избежать обрушения. На этот купол я как раз и поднималась, а также заглядывала внутрь него.

6) Красный купол собора стал настоящим символом Флоренции, пожалуй, на каждом втором магнитике красуется именно он


Купол Дуомо виден со многих смотровых площадок


и последних этажей старого города с кафе-террасами,


он как бы парит над всем городом


Интересен факт, что, в архитектурных вузах Италии изучение купола Дуомо входит в обязательную учебную программу.

7) У Дуомо во Флоренции было множество архитекторов, но основных всего пять: Арнольфо ди Камбио, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини и Филиппо Брунеллески.

8) Собор во Флоренции сразу впечатлил меня своей "разноцветностью" – внешние стены Дуомо облицованы мрамором сразу трех цветов –


Белым, который специально привезли из провинции Масса-Каррара, розовым из Мареммы и зелёным – из городка Прато


9) 21 июня, в самый длинный день в году, ровно в полдень, солнечный луч, проходящий через купол, падает на мраморный медальон на полу собора – такая конструкция не случайна, при строительстве архитекторы внимательно изучали астрономию 🙂


10) Собор Санта-Мария-дель-Фиоре также вошёл в историю, как место кровавой трагедии – «Заговор Пацци», когда в 15 веке, во время мессы в соборе было совершено покушение с кинжалами на представителей правящей династии Медичи.

11) Самый крупный католический музей в мире Museo dell’Opera del Duomo хранит оригинальные статуи с фасада собора Дуомо – увы, сейчас они все постепенно заменяются копиями. Копии статуй изготавливают по той же технологии, вручную.

12) В соборе до сих пор можно увидеть старинные часы Паоло Уччелло, их еще называют часами евангелистов, установили их в храме в 1449 году, и они до сих пор работают.

Особенность часов заключается в следующем: во-первых, стрелка часов движется против привычного хода, во-вторых, циферблат разделен на 24 деления.

13) Колокольня собора пользуется не меньшей популярностью, чем купола


Может, конечно, этому способствует единый билет в Дуомо, а может и то, что оттуда также открывается потрясающий вид на город, уже на самом подъеме – на каждом этаже небольшая площадка с панорамным обзором


Поднявшись на самый верх, можно довольно близко увидеть и купол Дуомо, правда увы, через сетку, ее повесили не так давно, после пары несчастных случаев..


В высоту колокольня достигает почти 85 м, а возведена была по проекту архитектора Джотто, который здесь же и похоронен – в соборе Санта-Мария-дель-Фиоре.

14) Помимо самого собора и колокольни, Дуомский комплекс включает в себя и Баптистерий (крещальню), который возвели на месте старинного языческого храма


Я заглянула и туда на минутку, посмотреть на золотой расписной купол,


и на древнеримскую мозаику, тем более, что единый билет в Дуомо как раз включает и вход сюда 🙂

На входе, прямо с улицы можно посмотреть на «золотые» двери храма, для этого и билет не нужен. Это копия ворот, а оригинал хранится в музее, иначе пришлось бы создавать усиленную охрану. Но и к копии-то особо не подобраться, перед ней двойной кордон из металлической ограды


15) Дуомо – излюбленное место для свадебных фотосессий, и если европейцы мечтают о свадьбе на белоснежном пляже на берегу океана, то азиаты нередко выбирают европейские города, в частности романтичную Флоренцию


За пару часов на площади я увидела сразу 2 азиатских свадьбы, как раз рядом с собором

Полезная информация по Дуомо во Флоренции!

Вход внутрь собора бесплатный, а в подземельный склеп, который там же, уже по билету.

И что самое интересное, срок действия билета в Дуомо во Флоренции 24 часа – это удобно, особенно если прийти в собор к обеду, то подняться на все площадки можно просто не успеть, ведь колокольня и купола работают до 17:00.

Также это даёт возможность полюбоваться городом сверху в разное время суток, как с утра-пораньше, практически на рассвете (вход с 8 утра), так и ближе к закату


Ну и лайфхак для совсем уж экономных туристов, который сразу пришёл мне на ум, но которым я не воспользовалась, поскольку путешествовала одна, да и всё равно хотела подняться на обе смотровые.

Если вы путешествуете вдвоём, но у вас ограничен бюджет, но подняться наверх вы непременно хотите, то по одному и тому же билетику один может подняться наверх по колокольне, а второй (причём в это же самое время) – в соборе к куполам, а на верхушке можно даже увидеть друг дружку помахать рукой и сделать фото 🙂


ну и селфи никто не отменял)) Ой только сейчас обратила внимание – на фото сплошные азиаты, наверное, это знак к нашей скорой поездке в Азию))


Флоренция – удивительный город, о том, что непременно стоит в ней сделать, можете почитать в отдельной статье:

А кроме того, из Флоренции очень удобно путешествовать по Тоскане, о том, как я влюбилась в Сиену, Пизу и Сан-Джиминьяно, описала здесь:

  • Ближайший крупный международный аэропорт находится в Болонье – посмотреть авиабилеты в Италию .
  • Отели по выгодным ценам во Флоренции .
  • Отели по выгодным ценам в Сиене .
  • Отели по выгодным ценам в Сан-Джиминьяно .
  • Отели по выгодным ценам в Пизе .
  • Квартиры с посуточной арендой на Airbnb , и не забудьте получить бонус на первое бронирование, при регистрации здесь .
  • А если ещё не купили страховку, подобрать подходящий вариант можно здесь .

Название : La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (it), The Cattedrale di Santa Maria del Fiore (en)

Другие названия : Санта-Мария-дель-Фьоре / Собор Святой Марии в цветах

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1296 - 1470 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески, Арнольфо ди Камбио

Заказчик / Основатель : Медичи



История постройки

Собор, известный также под именем Санта-Мария дель Фьоре, начали стоить в 1296 году как готический храм, облицованный мрамором по традиции тосканской архитектуры романского периода. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознеся над собором превосходства Флоренции в соперничестве средневековых городов-государств Италии. Постройка нефа завершилась в 1418 году. Конструкция нефа уже предопределила восьмигранную форму купольного барабану, опиравшегося на столбы, но решение задачи по возведению купола еще не было найдено.

Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практическим подходом. Достроенный мастером собор стал связующим звеном между средневековой готикой и архитектурой новой эпохи, проникнутой духом научных и эстетических изысканий. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Купол собора Санта Мария дель Фиоре

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Обычно исторический обзор архитектуры раннего итальянского Ренессанса принято начинать именно с возведения Брунеллески купола собора Санта-Мария дель Фьоре, что отнюдь не объясняется какими-нибудь узкими традициями, а имеет свое обоснование.

Задача возведения купола собора Санта-Мария дель Фьоре была не только чрезвычайно трудна для того времени в конструктивном отношении - методы римских мастеров за время средневековья были позабыты, - но, помимо этого, имела и общегуманистическое значение.

Старые готико-романские церкви, с их мистически-эмоциональным содержанием, с их декоративностью, с их формообразованием, как нельзя лучше соответствовали феодально-замкнутой общественной структуре, но ни в какой мере не могли удовлетворить новой идеологии, требовавшей функционально-логичной организации пространства, фасада и архитектурных масс, величественных, монументальных построек и новых, не менее величаво-спокойных архитектурных средств. Одним из этих средств являлось купольное перекрытие, уравновешенная красота которого в полной мере отвечала поставленным целям.

Возвратясь во Флоренцию, Брунеллески был приглашен попечителями Санта-Мария дель Фьоре и консулами Шерстяного цеха на совещание местных архитекторов и инженеров по поводу возведения этого купола, а через три года после совещания (1420) был объявлен уже широкий конкурс на изготовление модели и проекта купола.

Касательно возведения купола у архитекторов существовали различные мнения. Одни предлагали от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба; другие склонялись к тому, что купол в целях его облегчения следует сделать из туфа. Большинство же сходилось на необходимости соорудить посредине собора временный столб и поставить на нем свод, подобный куполу флорентийского баптистерия.

В разрез с мнением большинства, Брунеллески настаивал на возведении купола без громоздких и тяжелых дорогостоящих лесов и без подведения вспомогательных опор и сруба. Ему удалось убедить магистрат Флоренции в осуществимости подобного замысла и, практически подтвердив его постройкой небольшого свода над так называемой капеллой Каппони, он наконец получил заказ на возведение купола над Санта-Мария дель Фьоре.

При постройке он не мог, конечно, слепо копировать купол Пантеона , который изучал в Риме. Во-первых, этот купол покоится на цилиндрическом барабане, в соборе же Санта-Мария дель Фьоре предстояло перекрыть восьмигранную призму, в силу чего и будущий купол должен был иметь восьмигранную форму. Во вторых, он предполагал создать такой купол, который был бы виден издалека и господствовал бы над Флоренцией. В силу этого купол должен был приобрести известную остроконечность, стрельчатость. Требование стрельчатости купола диктовалось в значительной мере желанием мастера сохранить общность приема с самим собором, построенным, как известно, по чертежам более чем столетней давности и поэтому несущим ряд типично готических черт и приемов. Кроме того, необходимо было соблюсти единство рисунка собора и общего габарита.

В то же время Брунеллески было ясно, что сравнительно крутой подъем позволит ему избежать сильного горизонтального распора. Эта же идея, как известно, лежала и в основе всей готической стрельчатости.

Основная конструктивная мысль Брунеллески заключалась, как он пишет в своей записке, в том, что высокая дуга купола, «поднимаясь в своем изгибе все выше и выше, будет наконец нагружена фонарем, и они будут взаимно друг друга укреплять». Дальше он добавляет: «Купол ни в коем случае не может быть правильным, шаровидным сводом, так как верхняя его часть, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению».

При этом мастер убеждает себя, что купол следует сделать двойным, состоящим из наружной и внутренней оболочки. Наружная оболочка, по его мнению, должна служить для защиты внутренней оболочки от атмосферных влияний и дождя. Радиус кривизны наружного свода был установлен им в 4/5 наибольшего диаметра.

Как же выполнил Брунеллески эту сложную производственную и конструктивную задачу?

В основание купола - для преодоления горизонтального распора - он положил массивные железные связи, а затем начал сплошную кирпичную кладку из специально обожженных лекальных кирпичей до высоты примерно трех метров. Далее он разделил своды, причем сделал их различной толщины, так что наружная оболочка была несколько толще внутренней. По мере повышения сводов обе оболочки делались постепенно тоньше. Помимо оболочек снаружи было возведено восемь угловых ребер по числу граней купола и еще шестнадцать ребер по два ребра на каждый скат купола. Ребра сделаны из известняка и выше первых трех метров сплошной кладки соединялись каменными кольцами, скрепленными процинкованными железными обручами.

Венцы обоих сводов, в дополнение к этому, связаны еще длинными известковыми камнями. Кроме того, на высоте каждых примерно шести метров проведены небольшие сводики, выполненные целиком из прочного песчаника. На высоте двенадцати метров произведена кладка из кирпича, которая доведена до самого фонаря. Тщательно продумав структуру купола, Брунеллески не оставил без внимания мельчайших строительных деталей и вспомогательных приспособлений. Он интересовался водостоками, внутрикупольными лестницами, проходами. Тщательно продумана была и конструкция венчающего фонаря.

В ходе строительных работ мастер лично руководил каменщиками, сам на месте разрешал все возникавшие текущие вопросы, заботился о заготовке материала, вел всю административную работу, проверял качество работ, сам производил расчеты с рабочими, даже, чтобы не терять рабочего времени, организовал на куполе столовую с кухней.

Ему не суждено было возвести купол до конца: ко дню его смерти купол был доведен лишь до начала фонаря, полностью же закончен архитектором Джулиано да Майано в 1467 году.

Каковы же результаты, которых добился Брунеллески своей работой над куполом Санта-Мария дель Фьоре?

Самым главным является то, что была решена проблема купольного покрытия большого пролета, имевшая огромное значение на протяжении всей эпохи Возрождения. Правда, применение куполов в церковном зодчестве весьма распространено было и раньше (в Равенне, Венеции), но сама трактовка купольной формы была там совершенно иная. В то время как проторенессансные и романские зодчие использовали для своих построек примеры Византии и Востока, Брунеллески брал в качестве образца, главным образом, купольные сооружения античного Рима.

Достойную оценку творчества Брунеллески, нашедшего свое яркое выражение в куполе Санта-Мария дель Фьоре, дал Микеланджело . Работая над куполом собора Св. Петра в Риме и вспоминая купол работы Брунеллески, он сказал: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею».

Брунеллески были найдены конструктивные приемы, которые легли в основу всего дальнейшего строительства купольных сооружений. Ему удалось достигнуть необыкновенно органичного единства купола с построенным значительно раньше собором и таким образом сохранить общность стиля всего здания.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!