Туристический портал - Excursiivsochi

Какие территории соединяет керченский пролив. Керченский пролив — дорога в крымский отпуск на стыке двух морей

Разделяющее два полуострова Таманский и Крымский, имеет название - Керченский пролив. Это поистине уникальное творение природы, которое являлось до недавнего времени еще и границей двух государств - России и Украины.

Немного истории

Керченский пролив имеет многовековую историю. Согласно греческой мифологии, его переплывала Ио - любимая Бога Зевса. Она была обращена в корову. Поэтому в некоторых источниках можно встретить название «Коровий брод», имеющее непосредственное отношение к проливу.

Историки древней Греции говорят и об амазонках. Они также пересекали Керченский пролив, переправа их происходила по льду. В зимнее время, вообще, многие кочевники перебирались с одного полуострова на другой посредством водного пространства. Об этом твердят уже более современные исторические книги и писания.

Многочисленные военные действия не раз выдерживал зимний Керченский пролив, а в теплое время года - морские боевые сражения. Геродот в своих сводках неоднократно упоминал некие Киммерийские переправы, названные в честь народов, пересекающих канал. История Керченского пролива богата и многообразна. Он имеет множество названий, соответствующих разным временным промежуткам. Это и Таврический пролив, и Еникальский, и Керчь-Еникальский. Народы, владеющие близлежащей сушей, присваивали его себе, отсюда и появились всевозможные имена Керченского пролива.

XX столетие

Ближе к современности Керченский пролив стал достоянием славянских народов, а именно - территорией СССР. Для того чтобы появилась возможность железнодорожному транспорту переправляться через него, в послевоенное время началось строительство моста. Хотя, по некоторым источникам, стало известно, что его собирались возводить еще до начала Второй мировой. Материалами служили трофеи, полученные во время боевых военных действий.

К большому сожалению, строительство было прекращено весной 1945 года из-за того, что сходивший после зимы лед повредил треть уже установленных опор. Восстановление на тот момент было практически невозможно. Оставшиеся строительные материалы были сняты и ликвидированы.

К середине 50-х годов через Керченский пролив была открыта переправа для паромов, протяженностью около 5 км. Проходила она от Крыма до Краснодарского края. А уже к 80-м годам все виды перевозок были приостановлены по причине износа паромов. Практически 15 лет через переправу перевозили только автомобили. Восстановление и новое строительство требовало больших денежных затрат, из-за чего оно так и не было начато.

XXI столетие

После распада Советского Союза и до 2000 года за Керченский пролив не прекращались споры между РФ и Украиной. А в 2004 году была вновь открыта паромная переправа, но предназначалась она только для грузоперевозок. Но в 2007 г. после крушения нескольких кораблей был нанесен непоправимый вред Керченскому проливу и всей его акватории. Вопрос о возведении моста вновь встал на первый план.

Предлагались многочисленные варианты и проекты будущей постройки. Мост через Керченский пролив решили возводить совместными силами России и Украины. Начало его строительства должно было осуществиться с приходом 2014 года. Однако этого не произошло. Теперь, когда Крым признан территорией Российской Федерации, проектирование и строительство моста вновь было активизировано.

География пролива

Бассейны двух морей разделяются Керченским каналом. Южное побережье Азовского моря, образованное полуостровами Таманским и Керченским, имеет холмистый и обрывистый рельеф. В некоторых местах расположены утесы и мысы. То же касается и берегов Черного моря. С этой стороны можно найти большее количество песчаных кос и мелководий, самыми крупными из которых являются Чушка и Тузла.

Расстояние Керченского пролива сопровождается высокими берегами. На всей его протяженности прорыт канал. Навигационное оборудование, которое там расположено, обеспечивает свободное и безопасное передвижение по нему. От главного канала проходят более мелкие, ведущие к обустроенным портам и некоторым населенным пунктам. Их называют фарватерами или рекомендованными путями.

Из-за мелководья в зимнее время Керченский пролив замерзает. В весенние паводки и летние дожди для него характерно поднятие уровня воды. Расположен пролив в полосе с умеренно континентальным климатом (жаркое лето и довольно теплая зима).

Широко развито на территории водного бассейна Керчи рыболовство, оно достигает огромных масштабов. Переработка рыбы в городе - занятие всем известное, а для многих людей оно является чуть ли не единственным источником денежного дохода.

Побережья пролива

Природа здесь своеобразная, характерная своему географическому положению. Побережья полуостровов, относящихся к району Керченского пролива, холмистые с возвышенностями различных размеров (40-90 метров). Со стороны Керченского полуострова - это обрывистые скалы и утесы, а в районе Таманского - низменности и равнины.

Из-за климата на побережье пролива преобладает скудная и редкая растительность. Здесь можно найти низкорослые кустарники, невысокие деревья, камыш и различные виды трав. Берега пролива довольно извилисты, поэтому тут встречаются многочисленные мелкие полуострова и небольшие бухты.

Размеры пролива

Самая большая глубина Керченского пролива составляет всего 18 метров. Следует отметить, что даже во время несущественных морозов вся его поверхность покрывается прочным льдом. Наименьшая глубина Керченского пролива в районе портов составляет всего 7-8 м, поэтому он признан одним из самых мелководных во всем мире.

Если говорить о протяженности, то приблизительная длина Керченского пролива не превышает 45 километров. Хотя различные информационные источники вещают отличные друг от друга данные. Некоторые из них утверждают, что длина Керченского пролива достигает 40 км и не более. Точного конкретного размера не установлено, поэтому протяженность акватории считается с небольшой погрешностью.

Ко всему прочему, минимальная ширина Керченского пролива чуть больше 4 км. Это очень небольшой показатель для такой водной акватории. Канал называют не только самым мелководным, но и самым узким, поскольку максимальная ширина Керченского пролива составляет всего 15 км. А если остановиться на берегу и посмотреть вдаль, то вы увидите значительное сходство с морем.

Мост через Керченский пролив

Такое сооружение просто необходимо. По суше преодолевать многочисленные расстояния до самого узкого места пролива - слишком долго. Плюс ко всему, на этом путь не заканчивается, впереди еще пересечение канала на пароме.

Проектов возведения Керченского моста уже несколько десятков. Предполагается, что его длина не должна превышать 5 км. Однако мост необходимо строить так, чтобы он был устойчив к всевозможным условиям окружающей среды (течениям, паводкам, схождению льда).

Технические параметры должны учитывать:

  1. Габариты судоходства (высота канала - 45 м, ширина 200 м).
  2. Сейсмоактивность (до 9 баллов).
  3. Кровля коренных глубинных пород должна быть более 40 м.
  4. Высокая нагрузка от ледового поля, толщина торосов - 2 м, скорость течения - 2 м/с, скорость ветра - 25 м/с.
  5. Широкая территория рассматриваемых створов (5 км).

Только при правильном расчете и качественном строительстве можно построить прочный и долговечный мост через пролив. Учитывать при этом все указанные технические параметры крайне важно.

Почему разрушается Керченский мост?

Основными проблемами при строительстве являются высокая сейсмичность всего региона, слабые грунты и отсутствие полноценного государственного финансирования.

Чтобы мост был крепким и прослужил длительное время, его сваи должны уходить на 200 м вниз. Это необходимо в условиях наличия специфического подводного грунта. К тому же проект моста гласит о его колоссальных размерах, а вся конструкция его должна быть единой. Постоянные оползни и землетрясения, свойственные побережьям пролива, будут отражаться на всем строении не лучшим образом.

Не меньшее разрушительное воздействие на мост оказывает специфическая и неустойчивая погода, сильные ветры, большие волны и периодические штормы. Помимо прочных конструкций, для строительства необходима абсолютно уникальная технология, и, соответственно, большие суммы денег.

Варианты строительства Керченского моста

Перечислим самые реальные проекты для пересечения пролива:

  1. «Северный», согласно которому мост соединит два мыса - Фонарь и Малый Кут. Мостовой переход будет около 10 км в длину, автомобильные подъездные пути - 49 км, железнодорожные - 24 км.
  2. «Жуковский» будет возведен от населенного пункта Жуковка до косы Чушки. Длина - 6 км, автомобильные пути - 46 км, ж/д - 13 км.
  3. «Еникальский» вариант соединит мыс и косу (от Еникалино до Чушки). Длина - 5,7 км, автомобильные подъездные пути - 46 км, ж/д - 5 км.
  4. «Тузлинский» проект предполагает строительство моста от мыса Ак-Бурун до острова. Длина - 12 км, автомобильные пути - 38 км, ж/д - 36 км.

Какой из вариантов будет применен, еще неизвестно, время покажет.

Керченский пролив (карта)

Предлагаем вашему вниманию фото со спутника. Так, выглядит пролив из космоса.

Керченский пролив, карта которого представлена вашему вниманию, являет собой достаточно обширное водное пространство.

Паромная переправа

Керченский пролив, переправа через который была официально открыта осенью 1954 года, проходит между двумя крупными городами-портами (Керчью и Темрюком), соединяя два отдельных полуострова. Это основное сообщение на всем водном пространстве. Благодаря переправе появилась возможность доставлять грузы и товары из разных государств. Передвижение осуществляется на паромах. Можно не затрачивать слишком много времени на путь по суше, а заодно и насладиться чудесной прогулкой по воде.

На сегодняшний день основной способ перемещения от Крымского полуострова к Таманскому - это Керченский пролив. Паром является наиболее востребованным видом транспорта для здешних мест уже на протяжении многих десятков лет.

К большому сожалению, переправа не во все времена года справляется с многочисленным потоком пассажиров. Необходимость в расширении и увеличении мощности переправы становится на первый план в сезон наплыва отдыхающих. Для решения этой проблемы правительством на некоторое время выделяются дополнительные паромы.

Мост через Керченский пролив просто необходим! Транспортная развязка между двумя полуостровами оставляет желать лучшего. После присоединения Крыма к РФ появились не только надежды на скорейшее возведение моста, но и приблизительные сроки окончания его строительства.

Принимаются и рассматриваются многочисленные предложения и проекты. Большое количество из них состоит из абсолютно реальных идей, которые осуществимы даже в сложных условиях нынешней экономики. Что ж, при грамотной разработке и достаточном финансировании по мосту можно будет проехать уже в ближайшие несколько лет.

Соединяют Азовское и Черное моря. С запада они омывают побережье Керченского полуострова, а с востока - береговую линию Таманского полуострова. Главным портом здесь считается Керчь.

Исторические названия

С уходом эпох Керченский пролив, ширина которого неодинакова по всей его протяженности, менял названия. В период античности народ, заселившийся на землях северо-восточного Причерноморья, именовал его Боспором (Босфором) Киммерийским.

В дальнейшем имена полуострову властители его побережий давали на тот манер, который был им удобен. Тюрками, правящими тут в Средневековье, он назывался Таман-Богазы. С приходом русских кусочек суши переименовывался не раз. Встречаются упоминания о Таврическом, и, наконец, Керченском проливе.

Размеры водоема

Какой шириной Керченский пролив? Какова его длина и насколько он глубок? Это интересно знать, прежде всего, географам и морякам. Исследователи установили, что его акватория растянулась в длину на 42 километра. Диапазон ширины колеблется в пределах 4-15 километров.

Максимальной глубины пролив достиг в фарватере. До дна там порядка 18 метров. В 70-е годы прошлого века произвели углубление фарватера с помощью землечерпательных машин. Однако понижение донных отложений не позволило многим глубокосидящим судам свободно перемещаться по проливу. С кораблей, следующих в порты Азова, производят перегрузку.

В Еникале дно обнаруживается на 12-14 футах. Рядом с Ак-Буруном водная толща достигает 18-23 футов. В районе Камыш-Буруна глубины колеблются от 22-24 футов. В зоне Чонгелека, в самой его середине, чтобы достигнуть дна, придется опуститься на глубину в 42-45 футов.

В направлении, соединяющем Данагию с Такилем, водную толщу в 58-60 футов имеет Керченский пролив. Глубина и ширина водоема в каждой зоне различны. Там, где пролегает мелководная линия Еникале, прорыли канал протяженностью в шесть миль. Толща воды в этом местечке - 18 футов.

Климат

Независимо от того, где какой шириной Керченский пролив обладает, погодные условия на всей его протяженности одинаковы. Воды в нем начинают прогреваться в конце мая, температура, добираясь на термометре до метки в 24-25° С, замирает. Если затрагивать проблемы видимости, то весной она доходит до 10 метров, а в летнее время отмечается ее существенное падение до трех, а то и до двух метров.

В зимний период воды в прибрежной зоне отчасти покрываются льдом и снегом. В проливе, больше напоминающем заснеженное поле, господствуют сильные ветра, достигающие 15 м/с, дрейфующие льды и полутораметровые волны. В штормовую погоду судоходство (доступное практически круглогодично) по водоему приостанавливается.

Как правило, течение направлено от Азовского к Черному морю. Впрочем, отдельные случаи, к примеру, возникновение сильных южных ветров, способны изменить водные течения. На побережье выпадают лишь скудные осадки. Путина, приходящаяся на конец осени, длится в течение нескольких месяцев.

Особенности береговой линии

Керченский пролив, ширина которого обусловлена очертаниями береговой линии, обрамляют низкие песчаные косы, удобные для туризма. Побережье, образованное Керченским полуостровом, представляет собой возвышенность, местами обрывистую и скалистую. Каменистые холмы здесь возвышаются над пляжами и нависают над водной гладью. Береговая линия, сформированная Таманским полуостровом, напротив, низкая.

Из-за скудности осадков берега пролива покрывает редкая растительность. Побережье наделено весьма извилистой линией. В него врезается множество крохотных полуостровков и бухточек. С береговой линии в воду вдаются довольно протяженные песчаные косы.

Экономические отрасли

Развитие рыболовства и судоходства - основа здешней региональной экономики. Полезными ископаемыми этот край небогат. Лишь мыс Железный Рог, раскинувшийся по южному побережью Тамани, может похвастаться железорудным месторождением. Тут обнаружены местечки с уникальным выходом железных руд непосредственно на земную поверхность. Руда в них обогащена железом до 33%. Промышленная добыча железа до 1930-х годов в этом районе не велась. Население занималось простым сбором плит, откалывавшихся от рудных слоев и скапливающихся на мелководье.

Паромная переправа

Водоем с древних эпох считался привлекательным транзитным узлом. Благодаря географической уникальности местечка, втиснувшегося промеж морей, разные народы древности реализовывали амбициозные проекты. Греческие колонисты соорудили тут город Пантикапей - столицу Боспорского царства.

Античному Пантикапею с его важнейшей транспортной артерией древности и средневековья - Великим шелковым путем - не суждено было сохраниться, и теперь по территории, которую он занимал, раскинулся город-герой Керчь. Первое регулярное поперечное пересечение водоема организовали именно в эпоху Пантикапея.

Поселение Порфмий позволяло пересекать пролив грузам и людям. Водораздел преодолевали на гребных и парусных судах. В выборе места для города не было ничего случайного. Исследуя, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, грекам удалось обнаружить самое узкое местечко водоема, где и воздвигли впоследствии Порфмий.

В наши дни Керченский пролив, ширина которого в этой зоне порядка 5 километров, оснащен портом «Крым». Благодаря паромной переправе удалось наладить возможность постоянного сообщения с портовой гаванью «Кавказ». Античное поселение Порфмий выступило в качестве древнего прообраза и исторического прототипа Керченской переправы.

Переправа в военные годы

Серьезные усилия по соединению побережий Кубани и Крыма предпринимались в 40-е военные годы минувшего столетия. Немецким командованием, оккупировавшим Керчь, стратегическая ценность города высоко ценилась. Немцы знали то, какая ширина Керченского пролива, но их это не пугало, и они оборудовали водораздел существенно сократившим дорогу к кавказским нефтеносным регионам. Они, разработав проект, занимались активной подготовкой, позволяющей возвести мост. Осуществить план им помешало критическое военное положение рядом с Керчью. Советские солдаты, освободившие город, пытались решить тот же остро назревший вопрос: поставку военного груза с побережья Кавказа в крымский порт.

Линия фронта проходила вблизи водоема, поэтому он интенсивно обстреливался фашисткой армией. Это препятствовало проводке груженного морского транспорта. Поскольку не было возможности возвести полноценный мост, соорудили канатную дорогу, позволявшую переправлять над проливом в вагонетках груз. По ней ежесуточно переправлялось около 300 тонн всевозможной продукции. И только когда крымские земли полностью освободили, началось сооружение уникального из трофейных материалов через Керченский пролив. Ширина моста способствовала свободному передвижению железнодорожного транспорта.

Эстакада, не оснащенная ледоломами, просуществовала слишком мало. Сооружение, не выдержав напора гигантских льдов, рухнуло. Заниматься его восстановлением не стали, ликвидировали лишь руины стратегически важного объекта, мешавшие судоходству.

Переправа в послевоенные годы

В 1950-е на водоеме началось строительство Сооружение, вступившее в эксплуатацию в 1954 году, функционирует и сейчас. Оно приобрело статус международной линии, по которой переправляются пассажиры, автотранспорт и железнодорожные составы. А немалая ширина Керченского пролива (фото представлено в статье) перестала быть непреодолимой преградой.

Сначала по линии курсировали 2 парома, принимавшие на борт грузовые вагоны. Затем к ним присоединилась еще парочка судов (конструкция вагоноприемников у них была удлинена), перевозивших пассажирские поезда. Автомашины устанавливали на места, свободные от поездных составов, либо паром полностью грузили ими, не ставя при этом вагоны. Накатку вагонов на паромы производили с помощью двух локомотивов.

В 1970-х переправу оснастили двумя автопаромами-ледоколами. С их появлением мало кого стало интересовать, какова ширина Керченского пролива, ведь эти суда без проблем эксплуатировались даже зимой, в период покрытия водной глади льдами. Один из паромов-ледоколов вел расчистку фарватера ото льдов, а второй курсировал по линии. В конце восьмидесятых к ним присоединился еще один автопаром.

Работа переправы после распада СССР

Суда, находившиеся в эксплуатации свыше сорока лет, нуждались в серьезной модернизации. Экономические и политические сложности, последовавшие за развалом СССР, стали концом железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Ширина водоема вновь стала непреодолимым препятствием из-за того, что устаревшие паромы списали в лом, а новых судов не поставили.

Действие паромной переправы, приостановившееся вплоть до 2004 года, возобновилось после ремонта и реконструкции ее железнодорожных секторов и поставки одного судна. В первую очередь восстановили переправу грузовых составов. В 2005 году ее оснастили еще одним железнодорожным паромом.

Эксплуатацию объекта до всем известных событий осуществляли одновременно два государства - Украина и Россия. Совместное управление регулировалось межправительственными соглашения. Перевозка поездных составов, автомашин и людей велась в круглосуточном режиме.

Сейчас перспективные разработки, касающиеся переправы, направлены на то, чтобы максимально большим грузопотоком преодолевалась ширина Керченского пролива. Паромы и другие суда должны подвергнуться оптимизации, которая позволит усовершенствовать процесс обработки грузов и улучшить сервис для пассажиров. Как полагают, развитие позволит увеличить пропускную способность переправы, особенно летом, когда резко возрастает поток пассажиров и автотранспорта.

Транспортное соединение с паромной переправой

Керченский автовокзал - благоустроенный транспортный узел. От него проложен ряд автобусных маршрутов, доставляющих пассажиров до порта «Крым», Ялты, и прочих крымских городов. Отсюда производится не только пригородное сообщение, здесь берет начало множество городских маршрутов. Городской центр связывается с окрестными поселками благодаря передвижению автобусов, маршруток и функционирующей троллейбусной линии. Площадь с железнодорожным вокзалом расположилась на въезде в Керчь.

Керченский мост

Эффективное развитие транспортной артерии региона связывают с возведением моста. Аналитики считают, что регулярный транспортный путь, связав Кубань с Крымом, подтолкнет развитие региональной экономики.

В настоящее время, невзирая на то, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, по водоему курсирует около ста судов. Водные толщи скрывают передвижение мощных рыбных косяков и тайны затопленных городов древности, памятников старины и множества различных эпох мироздания.

Керченский пролив в большей степени тяготеет к акватории Азовского моря. И именно в его районе оно сливается со вторым практически никогда не замерзающим южным морем - Черным. При этом воды Азовского моря , которые несколько мутнее, осветляются серебристо - голубыми волнами Черного моря - чистыми и прозрачными, и на отдельных небольших глубинах хорошо видны на дне морском его обитатели: плоские серые с утончающимся хвостом с ядовитым шипом на конце скаты, улепетывающие от любой упавшей на них тени крабы, укутанные в зеленый бархат водорослей раковины рапанов, камни, сплошь усыпанные мидиями, и прочая, прочая живность. Длинна пролива превышает 45 километров, ширина от 4,5 до 15 километров, глубина до 18 метров. Керченский пролив в районе морского порта Кавказ граничит с Краснодарским краем . На противоположном берегу другой порт - Керчь. Через стратегически важный пролив вначале немцы в 1943 году, затем в 1944 году СССР пытались построить железнодорожные мосты. Германия даже доставила сюда заготовленные для него составные и оборудование для прокладки. Но будучи изгнанной отсюда в результате ожесточенных боев, побросала их, чем преуспела воспользоваться Красная армия и штатские специалисты. В апреле 1944 года сооружение моста из трофейных материалов началось и уже осенью было завершено. Но при строительстве переправы не был учтен своенравный характер местной зимы. В 1945 году льды повредили треть опор моста. И он приказал долго жить. А в 1953 году вместо моста между обеими берегами была налажена активная паромная переправа.

Воды, овеянные легендами

Это он сейчас называется Керченским. А в семнадцатом и начале двадцатого столетий носил имя Таврического. Был и Еникальским и Керче - Еникальским. А вот древние греки именовали его Боспор - Киммерийский - по названию проживавших здесь племен киммерийцев. О проливе в своих трудах вспоминает Еврипид. Де со стороны Тавриды (Крыма) его воды переплывала гонимая оводом красавица Ио - возлюбленная главного бога Олимпа Громовержца Зевса, которую богиня Земли Гера превратила в корову. Оставил свои рассуждения о проливе и древнегреческий драматург, отец европейской трагедии Эсхил, назвавший последний Коровьим бродом - Боспором, Босфором, Боспорос, живший с 525 по 456 годы до новой эры. Еще ранее и тоже знаменитая и поныне историческая личность Плутарх (46 - 127 годы до новой эры), моралист, философ и биограф утверждал, что через Боспор -Киммерийский по льду переправлялись воинственные амазонки. Это же известно и из трудов древнегреческого историка Геродота, описывавшего Пантикапей четвертого века (ныне Керчь) - столицу Боспорского царства. А еще ранее, во втором веке до нашей эры, на льду пролива со стороны Азовского озера (так его называли местные жители) произошло грандиозное сражение между войсками и поныне известного блестящего полководца Митридата с варварами, и он их победил. Причем, дважды - на льду в конном сражении и летом - в морском.

Керченский пролив в наши дни

Общеизвестно - западный берег Керченского пролива выходит в Крым . Восточный граничит с Таманским полуостровом, то есть с Кубанью. А вместе взятые, они предоставляют великолепные возможности для отдыха и лечения россиян. И не только! Десятую часть ежегодно пребывающих сюда туристов составляют иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья. Это вполне солидная цифра, если учесть, что в высокий сезон 2016 года на субтропической жемчужине, омываемой одновременно двумя южными морями, побывало более пяти миллионов гостей. От Керчи и столицы полуострова Симферополя к побережьям разбегаются десятки и десятки автотрасс, не считая железнодорожного сообщения. Вдоль береговой линии, превышающей 980 километров, на 340 километрах протянулись прекрасные пляжи. Евпатория , Феодосия, Херсонес, Судак, Ялта , Новый свет - все курортные города и поселки перечислять долго. В них тысячи и тысячи санаториев, пансионатов, баз отдыха, кемпингов, палаточных городов, отелей и гостиниц, детских оздоровительных лагерей, включая знаменитый на весь свет еще с советских времен "Артек", принимающий у себя ежегодно более 25 тысяч ребятишек -соотечественников и из за рубежа. Словом, есть, где отдохнуть, привести в порядок свое здоровье, осмотреть удивительные, в том числе природные, достопримечательности.

Курорт Героевское

Со стороны Керчи мы возьмем для примера лишь один курортный поселок с таким удивительным названием. Вообще - то он является одним из ее микрорайонов, хотя удален от города с населением почти в 140 тысяч, на пятнадцать километров. Уютно расположился в районе соединения Керченского пролива с Черным морем, а если еще точнее - на крайней южной точке Керченской бухты. Его превосходные песчаные пляжи тянутся от Аршинцевской косы до Тобечикского озера и напротив острова Тузла. Шириной от десяти до более двадцати метров. У Героевского есть и другое название - Эльтиген (Край героев). И то и другое вполне оправдывают себя. В 1943 году, к примеру, здесь шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками. В результате яростных сражений наших десантников с фашистами Керченский плацдарм был освобожден. А в 1945 году поселение было переименовано из Эльтигена в Героевское. Отдавшим жизнь за Отечество посвящен монумент "Парус". Есть и другая достопримечательность - городище Нимфей, раскопки в котором ведут специалисты из самого Эрмитажа. Раскоп - что-то вроде музея под открытым небом Горгиппии в Анапе. Остатки стен домов, улиц, святилищ Афродиты и Диметры. И еще больше достопримечательностей в окрестностях самой Керчи (напомним - древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства) : само городище Пантикапей, Царский курган, античный город Мирмекий, крепость Ена-Кале, храм м Усекновения, крепость Керчь. В Героевском есть пансионаты "Виктория", "Коралл", вилла "Дана" и другие, две базы отдыха - "Афалина" и "Черноморская", при желании можно остановиться в гостевых домах, в частном секторе и даже снять апартаменты для корпоратива. Заметим при этом - курорт более доступен в плане финансов, чем другие районы полуострова и Кубани.

Тамань - новая Всероссийская курортная зона

И находится она на кубанском берегу Керченского пролива. Свой высокий официальный статус получила в начале двухтысячных. По причине открытия тут целебных грязей трех десятков грязевых вулканов, которые периодически извергаются из недр, а также лечебных солевых озер и лиманов с теми же полезными для здоровья грязями плюс водой.. Вместе с ними открыты десятки месторождений минеральной воды. Конечно же, знакомство с Таманским полуостровом надо начинать со , носившей в далекие от нас времена название Тмутаракани. В свое время тут побывали великие русские поэты Пушкин и Лермонтов, герой Бородинского сражения генерал Раевский и другие исторические личности. Знаменитая поэма Александра Сергеевича "Руслан и Людмила" навеяна именно этими изумительными по природной красоте местами. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом..."?! До сих пор спорят о месте нахождении сказочного Лукоморья. И многие склоняются к тому, что находится оно у слияния Черного и Азовского морей. То есть у Керченского пролива со стороны Кубани. Ведь Пушкин в поэме - сказке сам утверждал: "И я тут был, мед пиво пил..." Оставим, однако, специалистам до конца прояснять истину. Но подчеркнем при этом - на Таманском полуострове, который отделен от Крыма Керченским проливом, вполне достаточно мест для отдыха и лечения не только на Азовском побережье, у которого находится станица Тамань, но и на Черноморском. Взять хотя бы станицу Благовещенскую . Какие великолепные песчаные пляжи! Таких не сыскать и во всей Европе. Протянулись на сорок километров до известного курорта для семейного и детского отдыха и лечения Анапы, да еще с дюнами, как в пустыне от трех до пятнадцати с лишком метров высотой. Ширина пляжей местами доходит до полукилометра. Море быстро прогревается. Плавать в нем можно с мая по конец октября. Благовещенская - настоящий рай для любителей морских видов спорта: скимбординга, вейкбординга, серфинга, кайтинга, виндсерфинга и др. У известной всему свету банки Марии Магдалены на дне морском покоятся и самолет. Летом сюда съезжаются тысячи и тысячи поклонников подводного экстрима. Причем, и из за рубежа.

Здесь уместно напомнить - в Крым на отдых приезжают, прилетают тысячи и тысячи россиян из самых разных уголков Отечества. И подавляющее их большинство пользуется услугами паромной переправы морского порта "Кавказ", куда их доставляют комфортабельными автобусами, в том числе и из . Семь с небольшим десятков километров. Сущая ерунда, если, к примеру, из чукотского Анадыря самолетом лететь больше десяти часов кряду. И на этих семидесяти километрах вдоль Черноморского побережья расположились известные курорты муниципального образования Анапа - Витязево , Джемете , Сукко и др. С сотнями отелей и гостиниц, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных лагерей, оснащенными на европейский манер пляжами. Отдыхай - не хочу!

Курорты Приазовья

Большие возможности для отдыха и лечения предоставляют туристам курортные поселки Приазовья (о станице Тамани, Таманской, мы уже упомянули), которые расположены практически рядом с Керченским проливом - не в томительных часах, а десятках минут езды до них.

Рукой подать, в частности, от Керченского пролива до . А она обретает в последнее время все большую известность. И прежде всего своим лечебным одноименным озером, на дне которого грязь, насыщенная микроэлементами - кальцием, бромом, йодом и др. Глубина, что говорится, мальцу по колено. Нырнул, зачерпнул в емкость грязи, измазался ею с ног до головы, походил по берегу и, поплавав в воде, смыл ее. Или отправился на Центральный пляж к Азовскому морю: все в минутах ходьбы. Окунулся в волны - кожа, как у младенца. Несколько процедур, и полегчает опорно-двигательному аппарату, исчезнут кожные болезни, успокоятся нервная и сердечно-сосудистая система. И еще другое чудо у Голубицкой. Прямо из моря у Центрального пляжа периодически бьет грязевой вулкан, постепенно образуя островок. Говорят и эта грязь целебна. Правда, море смывает островок, но он появляется снова и снова. Любо-дорого смотреть на проснувшийся вулкан среди волн! А что уж говорить о знаменитой

Во вторник, 16 февраля, ряд украинских СМИ распространил информацию о том, что российская сторона, которая после аннексии Крыма , намерена перекрыть судоходство в нем в связи со строительством моста на оккупированный полуостров. Минтранс РФ действительно собирается ограничить движение в проливе, однако это не коснется Керчь-Еникальского канала, по которому, собственно, и осуществляется торговое судоходство. Россия никогда не решится полностью перекрыть Керченский пролив, поскольку это ударит по ее же экономическим интересам и заблокирует все российские порты в Азовском море.

2 февраля заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский провел в Тамани совещание, посвященное мерам обеспечения безопасности судоходства на время строительства моста в Крым. В обсуждении приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин, так называемый "министр транспорта Крыма" Андрей Безсалов, руководители ФКУ Упрдор "Тамань" и ООО "СГМ-Мост", капитаны портов Керчь и Кавказ, представители "Морспасслужбы Росморречфлота", "Росморпорта" и других ответственных структур.

В частности, было заявлено, что в ближайшее время планируется утверждение запретных для плавания территорий в районе строительства моста через Керченский пролив . На этих территориях, "исключая Керчь-Еникальский канал", будет запрещено перемещение всех судов и кораблей, кроме кораблей и судов военно-морского флота, федеральных органов безопасности, а также плавсредств, участвующих в процессе строительства моста в Керченском проливе. Это исключение крайне важно, поскольку торговое судоходство в проливе именно по этому каналу и происходит. Впрочем, один из крымских сайтов представил информацию с совещания таким образом, что движение судов в Керченском проливе будет перекрыто полностью. Приблизительно в таком виде это сообщение и появилось в целом ряде украинских электронных СМИ.

Сам по себе Керченский пролив очень мелководен, его дно имеет непростой рельеф, что делает судоходство по нему сложным и опасным. Поэтому вдоль пролива, почти на всем его протяжении был прорыт Керчь-Еникальский канал шириной в 120 м и проектной глубиной в 9,35 м. Он доступен для судов длиной до 215 м, с осадкой до 8 м. Вместе с тем, на проход судов все равно налагается множество ограничений. В частности, на вход в канал судов больших размеров капитан порта Керчь дает разрешение в каждом отдельном случае. Движение на боковых каналах во время тумана, мглы, снегопада, сильного ливня и при прочих неблагоприятных гидрометеорологических условиях, а также при скорости ветра более 14 м/сек. запрещено. Проход судов длиною более 160 м и с осадкой более 6 м осуществляется по Керчь-Еникальскому каналу только в светлое время суток. В Керченском проливе действует система регулирования движения, поэтому их шкиперы обязательно должны пользоваться услугами Центра регулирования движения судов.

Карта Керченского пролива. Суда ходят исключительно по отмеченным линиям

Канал - единственный путь к портам Черного моря, как российским, так и украинским. Его перекрытие парализовало бы не только Бердянск, Геническ и Мариуполь, но и российские порты Ейск, Кавказ, Азов, Таганрог и Темрюк. Это нанесло бы значительный ущерб российской экономике. Именно поэтому никакой морской блокады азовских портов Украины ожидать не стоит. Российские власти намерены определить меры безопасности на тот случай, если строительство опор моста когда-нибудь начнется. Вряд ли возможна и дискриминация кораблей по их государственной принадлежности, поскольку очень мало торговых судов ходят, собственно, под российскими и украинскими флагами. Почти все торговое судоходство обеих стран обеспечивают суда, зарегистрированные под иностранными флагами.

В Администрации морских портов Украины (АМПУ) "Апострофу" подтвердили этот вывод, пояснив, что, согласно договору между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года, торговые суда, военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Украины или Российской Федерации, эксплуатируемые в некоммерческих целях, "пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства". "А торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в украинский или российского порт либо возвращаются из него. АМПУ не ожидает сложностей и ограничений прохода судов в морские порты Бердянск и Мариуполь через Керчь-Еникальский пролив", - подчеркнули в администрации.

Распространение российских фейков также вредит имиджу украинских портов как надежных торговых партнеров.

Текст и фото: Эрнст Антонов

В конце июня - начале июля этого года успешно прошла очередная подводная мини-экспедиция в Керченском проливе. От многочисленных предыдущих экспедиций она отличалась составом участников, поставленными и успешно выполненными новыми задачами, а также неожиданными находками.

Небольшое отступление. Дело в том, что Керченский пролив еще с древних времен (Боспорского царства) известен своим активным судоходством, морской торговлей и рыболовством. В ходе русско-турецкой войны здесь происходили морские баталии за господство над морями и проливом. Во времена Великой Отечественной войны, именно между Таманским полуостровом и Крымом в небе, на земле и на воде шли ожесточенные кровопролитные бои, стоит хотя бы вспомнить Керченско-Феодосийскую операцию. Каждый год после сезона осеннее-зимних штормов море навсегда прячет одни находки, открывая при этом другие.

Вследствие этого, если вам повезет нырять в проливе, вы сможете увидеть под водой что угодно, от фрагмента древней амфоры до погибшего во время войны торпедного катера. Если говорить о подводной флоре и фауне, то здесь она как нигде многообразна, начиная с мидий, рапан, скатов и рыб-игл, и заканчивая (я не шучу!) реальной встречей с дельфином под водой в естественной среде обитания. Ну а на поверхности с афалиной или азовкой проще всего увидеться возле рыбацких сетей, которые дельфины проверяют минимум два раза в день на предмет наличия рыбы.

Но давайте будем последовательны. Организатором экспедиции выступила Краснодарская краевая общественная организация «Военно-исторический центр «Плацдарм», председатель Э.Г.Салтыцкий. В эту экспедицию впервые вошли только жители Краснодарского края, и она была малочисленной. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, хорошо. Небольшой сплоченный коллектив, где каждый уже не первый раз ныряет в проливе, четко знает свои обязанности - кому забивать баллоны, кому отслеживать GPS, а комы вытаскивать тяжелый якорь и готовить ужин.

Поначалу все было грустно. Пролив нас встретил редким по силе штормом, что для этого времени года не характерно. Сильный ветер гнал серо-черные угрюмые волны - именно из-за такой погоды Черное море и получило в древности свое название. Первый вечер мы потратили на обустройство нашего лагеря, оформление документов у пограничников, находящихся в 30 км от нашей базы, установку компрессора и сбор лодки. После всего этого силы остались только на сон.

Второй день. Погода не поменялась, и я, взяв фотоаппарат, решил сделать два коротких марафона по береговой линии - так сказать, исследовать побережье по обе стороны от лагеря. Сначала, по мужской привычке, пошел налево. Дошел до рыбацкой бригады, с удовольствием пообщался с друзьями, посмотрел на старинную картину в обеденной рыбаков, подержал в руках казацкую шашку. Рыбаки живут простой и суровой жизнью, и, глядя на них, я иногда жалею, что предпочел город и интернет...

Дальше мой путь продолжился по косогору вдоль мыса Тузла к местечку «Плоские камни». С глинистой возвышенности открывается шикарная панорама на Керченский пролив. Места здесь глухие. Спуски к морю редки, да и те представляют собой узкие тропинки, грозящие обвалами и богатые на неожиданные встречи со змеями и птенцами морских птиц в укромных уголках. Змей, слава Богу, я не встретил, а забавных птенцов удалось не только увидеть, но и запечатлеть на фото. Обнаружил скелет дельфина - бедняга видимо погиб в результате штормов, а природа довершила остальное.

Сделав еще несколько кадров, я двинулся обратно в сторону лагеря. Пройденное расстояние в общем составило порядка пяти километров. Соратники в лагере установили переносной генератор, у нас появилась возможность заряжать мобильники, аккумуляторы для навигации и фотоаппаратуры. Настроение, несмотря на солнечный день, было так себе. Начальство в Краснодаре что-то бесконечно решало и пока не могло приехать. Решили этот день посвятить отдыху, а завтра «по любому» идти в море. Быстро пообедав, я с фотоаппаратом отправился на Тузлинскую косу, вправо от нашего лагеря.

О косе можно долго рассказывать. Она, как и остров Тузла, часто становилась причиной конфликтов между Россией и Украиной. Сейчас въезд на неё перегорожен шлагбаумом, возле которого «бравые хлопцы» в казацкой форме собирают с въезжающих экологический сбор: и с машины, и с человека. На оконечности косы построили кафе с шашлыками и водные аттракционы. Сейчас, когда будущее косы неясно, и вскоре, возможно, начнется очередная всероссийская грандиозная стройка то ли дороги, то ли моста, всевозможные предприниматели стараются, как говорят на Кубани, «стричь деньги...». Немногое, что, на мой взгляд, добавилось с прошлого года - пара-тройка биотуалетов, красочные зазывающие баннеры и плакат с гордой надписью «пляж Керченский».

Вообще протяженность косы более 7 км, но я решил этот путь проделать пешком. В отличие от Керченского, воды Таманского залива, отделенные косой, кристально чисты, и на мелководье возле берега можно разглядеть гребневика и медузу-корнерота, лениво плавающих в толще воды. В камышовых зарослях частые гости - утки и аисты. Здесь же, недалеко от начала косы, расположены постройки и порт рыболовецкого завода, объединяющего работающие по побережью бригады. Здесь интересно поплавать с маской и трубкой, а баллон и снаряжение необходимы только если вы целенаправленно решили посвятить себя морской биологии.

Идем дальше. Примерно через 2 км наблюдаю за дельфинами, гоняющими рыбу. Вот спасающаяся от дельфина рыба попадает в стоящий ставок и трепыхается в сетях, разбрасывая от блестящей чешуи яркие блики. Делаю пару кадров. Ближе к концу косы попадается больше машин с номерами различных регионов, палаточные стоянки «дикарей», хорошо виден остров Тузла, пахнет шашлыком. Правее косы, в сторону Тамани, на расстоянии 700 метров в проливе стоит платформа - видимо, уже один из этапов начинающейся стройки. Это уже не попадает в сферу моих интересов, и, сделав ряд снимков в сторону Крыма, я возвращаюсь в лагерь. Довольно утомительная прогулка для одного дня. Ближе к вечеру, на «деревянных» ногах, я снимаю закат возле машины и заваливаюсь спать.

Утро начинается с Чучи. Чуча-Черри - это жизнерадостная такса нашего капитана Сергея Фролова. Рано утром она нас будит, а позже провожает в море и встречает на берегу. Это хороший признак, день удастся. Смотрим на пролив - ветер стих, но видимость даже у берега «ни о чем». Собирались довольно долго и кропотливо. В первый день нырялки довольно много задач: пройтись по координатам, найти объекты, повесить буйки на точки. Среди задач одна первостепенная - найти и обозначить объект, найденный ранней весной и вызвавший так много споров на форуме www.wreck.ru.

Об этом расскажу немножко подробнее. В конце апреля нашей лодкой был обнаружен объект, который по ряду признаков (наличие веревок от буйков, ряд предметов, лежащих вдоль корпуса) мы посчитали давно найденным и обследованным. По окончании экспедиции, после просмотра подводного видео на форуме, разгорелась настоящая дискуссия: оказалось, что этот объект времен Великой Отечественной - новый для исследователей, и на нем никто ни разу не был. И вот теперь наши тольяттинские друзья буквально через день должны быть экспедиционным лагерем рядом с нами и исследовать этот объект более подробно.

На практике это выглядит так: по морскому навигатору идем по старому записанному трэку, в точке осмотра включаем эхолот и, двигаясь потихоньку, следим по экрану за рельефом дна. Найдя непонятное (необычное) возвышение, якоримся, надеваем скубу, ныряем и ищем. При положительном результате, привязываем к объекту хранящийся в кармане BCD маленький маркировочный самодельный буек, который затем меняем на стационарный (5-литровая канистра из-под воды, закрепленная на прочной веревке). В нашем случае, в квадрате поиска со сторонами приблизительно 500 на 500 метров, находились обломки трех судов, погибших в войну. Видимость около двух метров, поэтому первым погружением мы находим останки минного тральщика. Маркировав тральщик, примерно часа через полтора поисков наконец добираемся до искомого объекта. По результатам внешнего осмотра складывается впечатление, что это обломки двух различных судов... Но это уже задача для наших тольяттинских коллег-специалистов. Их просьбу мы выполнили, а приезжающая толпа экспедиционщиков количеством под 30 человек во главе с легендарным Калошей (Сергей Алексин) разберется с этим вопросом.

Итак, обнаружив и промаркировав три затонувших объекта, предварительно обследовав их, мы решаем по пути к берегу сделать небольшую вылазку за мидиями. В Керченском проливе их еще довольно много, они в изобилии растут на тузлинских рифах с первого до восьмого, также часто встречаются на затонувших кораблях и любом железе, находящемся в воде. К сожалению, и здесь мидий потихоньку вытесняет рапана. Нарвав около двух мешков мидий, что в очищенном эквиваленте составляет небольшую кастрюлю, возвращаемся в лагерь. В лагере обнаруживаем радостно встречающую нас таксу Чучу и авангард тольяттинских товарищей, разворачивающих свой лагерь.

Практически сразу начинаем помогать своим товарищам с переноской и разгрузкой крупногабарита. После реквизируем у них казан и делаем «суперблюдо» для всех - мидий в казане варим в морской воде. Под светлое полусладкое таманское вино мидии уходят на ура. Сергей еще успевает сделать неплохой салат из мидий: мидии, лук, имбирь и немножко чудодейства. На такой радостной ноте - встреча с друзьями и общение - заканчивается третий день экспедиции.

Продолжение следует...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!