Туристический портал - Excursiivsochi

Церковь николая чудотворца в звонарях. Храм николая чудотворца в звонарях Церковь николы в звонарях

Московский храм свт. Николая в Звонарях , Московское подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря .

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с г.

Святыни: чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших ", икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) - Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне - всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Богородицкий Александр Георгиевич , прот. - 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович -
  • Берёзкин Иван Михайлович -

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович -
  • Грузинов Сергей Петрович - 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. + г.
  • Успенский Михаил Васильевич - 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич - 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях - православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

Первая церковь на месте современной Церкви Николая Чудотворца в Звонарях появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.


В 1860 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками. В этом виде церковь Николая Чудотворца в Звонарях сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.

В 1996 году Патриарх Алексий II принял решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, и в качестве главного храма для подворья был избран именно Храм Николая Чудотворца в Звонарях . Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, силами трёх послушниц Пюхтицкого монастыря, переехавших в Москву и новых прихожан, приходивших в церковь. В дальнейшем восстановление храма было продолжено «Мосремстроем».



Всего 36 фото

Как же я люблю старые московские улицы, что не сильно подверглись утере своего самобытного облика после тяжелых лужковских и более поздних времен, когда многие улицы центра Москвы выглядят как налакированные декорации, лишенные души и потерявшие свою уникальную неповторимость. Насчет Рождественки этого, все-таки, не скажешь. Несмотря на капитальный ремонт некоторых ее основных исторических зданий она, сохранила свой прежний теплый естественный облик. Рождественка, является одной из старейших улиц Москвы, что вела от Софийки (Пушечная улица) к Рождественскому монастырю. Сейчас, большей своей частью, она довольно пустынна, поскольку торговых точек на ней традиционно, в настоящее время, практически нет.

Одной из ярких архитектурных доминант улицы Рождественка является храм Николая Чудотворца в Звонарях, о котором и пойдет речь. Этот храм невозможно пропустить мимо внимания. Его стремительные возвышенные стройные формы радуют глаз и откровенно воодушевляют. Далее под катом любопытная и интересная история этой церкви.


02.

Первая церковь на месте современной появилась еще во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью кремлевской слободы звонарей и стал именоваться «Никола в Звонарях». Об «убогих домах» можно прочитать у меня на Таганке.
03.

Слобода кремлевских звонарей и сторожей кремлёвских церквей образовалась на левом берегу Неглинной в XV веке и существовала до XVII века, соседствуя с огородами расположенного поблизости Богородице-Рождественского монастыря. При колокольне «Ивана Великого» служило всего сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. На Руси, кстати, должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Располагалась эта слобода к северу от современного Звонарского переулка.
04.


Звонарский переулок

В письменных источниках этот храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году, а с 1677 года храм именуется именно «Никола в Звонарях».
05.

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь рядом с его городской усадьбой (сейчас там МАРХИ). Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью.
06.

Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Он переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.
07.

Автором проекта церкви выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
08.


09.

Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела - Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.
10.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года - были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.
11.

Мозаичная икона Николая Чудотворца на западном фасаде церкви.
12.

13.

Мозаичная икона Митрополита Алексия на западном фасаде церкви.
14.

В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
15.

16.

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже - кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился как раз в бывшей усадьбе Воронцова.
17.

Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви - чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.
18.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.
19.

О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году».

Это Богоявленская часовня. Используется для таинства крещения.
20.

21.

22.


23.

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание.
24.

Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Вконтакте

Православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

История

Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная.

Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.

NVO , GNU 1.2

В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года.

Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!