Туристический портал - Excursiivsochi

Волчанск — самый маленький город России с трамвайным движением. Волчанский лесной трамвай Координаты для GPS-навигатора

Волчанск — самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население — около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон.

Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Основной текст взят с википедии.

Схема маршрута

Грустный фильм о Волчанском трамвае

1. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

2. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

3. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 7—8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии — кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

7. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

8. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

9. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

10. В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

11. Депо отапливается печкой.

12. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

13. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск — Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

14. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

15. Склад ходовых электродвигателей.

16. В ванне разводят мальков.

17. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас — не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

18. Зимняя защита от холода.

19. Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

20. Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае — с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом — с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

21. Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

22. Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

23. Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии.

Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!


Волчанский трамвай - основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города Волчанска (Свердловская область). Население города составляет около 10 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 7-8 километров. // По материалам wikipedia.org


2. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

3. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

Схема. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23-24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Выходы из депо (южный конечный пункт) осуществляются каждый час с 7:05 до 22:05. Отправление с кольца у автостанции (Лесная Волчанка) осуществляется каждый час с 7:35 до 22:35. Таким образом, вагон заходит в депо в последний раз в 23:05.

7. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

8. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.

10. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети. В депо сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути. В качестве склада используется кузов вагона МТВ-82.

11. По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.

12. Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».

Виртуальный тур по всему маршруту с двух синхронизированных видеокамер:

13. Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город - «самый маленький город с трамвайным движением».

14. Что касается Книги рекордов Гиннесса, то мысли подать заявку остались, однако нашёлся город в Германии - Бад-Шандау - с населением около 3 тысяч человек, где тоже есть свой трамвай. Маршрут трамвай там проходит через восемь поселений и не является по сути городским транспортом. Проведённый анализ ситуации говорит о том, что Волчанск является самым маленьким самым северным городом с трамвайным движением.

15. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», дублируя при этом практически полностью трамвайный маршрут, а также легковые такси.

16. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая.

17. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

18. Организационные изменения, вызвавшие финансовые трудности в 2010 году, поставили под сомнение будущее муниципального предприятия и, как следствие, трамвая в городе. Для эксплуатации трамвая необходимы большие финансовые вложения (на такие мероприятия, как ремонт трамвайного пути, контактной сети, подвижного состава, оплату электроэнергии и так далее).

19. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться.

20. Однако на 2011 год из областного бюджета были выделены небольшие средства на работу трамвая в Волчанске, но этот объем средств настолько мал, что едва удастся поддерживать трамвайное хозяйство в рабочем состоянии.

А также посмотрите фильм:

Выражаю огромную благодарность директору МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Сметанникову Александру Анатольевичу за помощь в подготовке материала.

Этот объект был посещен в рамках экспедиции

Пожалуй, главная достопримечательность Волчанска - это его трамвайная система. Во многом именно благодаря трамваю город, состоящий из двух частей с общей численностью населения 9.5 тыс.чел, сохраняет статус города.

Трамвай начал работу здесь в 1951 году, тогда он соединял Северную Волчанку с кирпичным заводом. Чуть позже линия была продлена в южную часть тогда еще не города.

Работали вагоны МТВ-82 и КТМ/КТП-1

На линии было три разъезда, под эксплуатацию 4 поездов. Всего, вместе с междугородней линией на Карпинск, работали 7 поездов.

01. Вагон прибыл на конечную

02. Догоняем его

Трамвай здесь работает утром и вечером с интервалом около часа.

03. И отправляемся!

Вагон немного потряхивает в стороны, но грохота нет.

05. Тут сохранились старые билеты, те самые, которые по 3 копейки. Но с надпечаткой "16 руб".

06. Выезжаем из этой части города

07. Путь пролегает по лесу

09. Густой лес иногда сменяется небольшими полянками.

10. Трасса делает несколько поворотов. Кстати, каждый поворот, или, если правильно, "кривая", имеет свое название.
"Кривая "Вольф"", "Кривая "Манасьян"", Большая и Малая кривые.
Необычно.

Раньше на линии были разъезды, поскольку работали два вагона, а в прежние времена - даже 4, что обеспечивало интервал в 15 минут.

(фото А. Оландера, 1995)

13. На прямых участках трамвай разгоняется до 30 км/ч, а средняя скорость по трассе - 24.5 км/ч, что соответствует скоростному трамваю!

14. Въезжаем в Волчанку
(Это может быть волчанка …)

16. Застройка представлена в основном хрущевками, а в центре более старые трехэтажные здания

17. Есть и заброшенные

18. По улице Карпинского подъезжаем к центральной площади, где линия поворачивает на ул. Советскую.

19. Остановка с киосками

20. Улица Советская

22. Конечная

23. Вагон уезжает на разворотное кольцо, проходящее через депо

24. Работники депо показали нам в кабинете директора диплом Книги рекордов России

Самый маленький город с трамвайным движением.
25. Руководство интересуется мировыми трендами в транспортной сфере

26. Чуть позже подъехал и сам директор МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Криницин А.В. . В краткой беседе с ним мы выяснили, что трамвай в Волчанске работает благодаря ежегодному финансовому обеспечению от региона. Депутаты областного законодательного собрания поддерживают интересы этого небольшого города.

В качестве сувенира мы подарили директору значок с эмблемой нашей инициативной группы

27. Самый новый вагон в Волчанске - КТМ-19 2007 года выпуска. Работает в основном зимой

28. В ремонтном боксе находится вагон КТМ-5 №8

21. Новые шпалы. Они пропитаны не креозотом, а специальным антисептиком, который имеет зеленоватый цвет. Такие шпалы могут служить до 60 лет, в отличие от обычных

22. На территории депо стоит кузов вагона МТВ-82

23. Также в депо стоит вагон "Спектр", который выведен из эксплуатации все по той же причине, что и аналогичные вагоны в Краснотурьинске - проблемы с электроникой

25. Рельсы здесь достаточно старые.

27. Вагон №7, модели КТМ-5

28. Совершив последний утренний рейс, вагон 71-608КМ №1 возвращается в депо. Кстати, вагон этот достаточно молодой - 2000 г выпуска.

29. Днем в движении перерыв, вагон стоит на кольце у здания депо

30. Кольцо, часть пути проходит вдоль дороги

Кольцо - направо, а в направлении дороги до 1995 года было продолжение линии, которая шла на угольный разрез №5, а в 1953-1965 гг здесь также была междугородняя линия, соединявшая Волчанск и Карпинск:

В Карпинске до 1994 года тоже было трамвайное движение, кольцевой маршрут через город. Не сохранили...

32. Опоры контактной сети в направлении участка линии на разрез

34. На кольце лежат рельсы еще более старые, чем в депо

37. Этот рельс поддерживает опору. Изготовлен 100 лет назад

Трамвайная система Волчанска уникальна. Это один из самых интересных объектов, что мне доводилось видеть. Я очень надеюсь, что трамвай в этом городе будет продолжать работать и дальше. Хочется пожелать удачи работникам и руководству в их нелегкой работе!

В следующей части расскажу о неожиданной встрече, угольном разрезе, и о центральной части Волчанки.

Волчанский трамвай - трамвайная система, соединяющая южную и северную части города Волчанск (Свердловская область). Население города составляет всего около 9,5 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров.

Координаты для GPS-навигатора

59.90145673027746, 60.06023699999997

Город Волчанск на карте

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды (ул. Уральского Комсомола, пос. Кирпичного завода, Лесозавод) полностью разобраны. Трамвайный путь проходит не только через городские кварталы преимущественно низкоэтажной застройки (брежневской на Северном поселке и сталинской на Южном), но и через заросшие луга и тайгу.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Волчанска-1 (Сев. часть) и 23-24 минуты в сторону Волчанска-2 (Южн. часть). На линии работает один вагон.

Расписание движения с января 2016 года - от депо: 7:00 (только по рабочим дням), 8:00, 9:00, 10:00, 16:00, 17:00, 18:00, 19:00, 20:00, 21:00; от Волчанска-1 - через 30 минут.

Ранее, до 2011 года, рейсы выполнялись каждый час (от депо в 05 минут, с Волчанска-1 - в 35 минут каждого часа) с 6:05 до 23:05. До 2004 года до 14 часов в первую смену работало 2 вагона с интервалом 30 минут. Ранее на линии максимально использовалось 4 вагона с интервалом 15 минут.

Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2, в настоящее время отставлен от эксплуатации) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.

Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

В депо сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

В качестве склада используется кузов вагона МТВ-82.

По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.

Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, владеющий действующей трамвайной системой. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».

Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город - «самый маленький город России с трамвайным движением».





Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением . Его население - около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один необычный вагон. Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.



Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяженность линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада:

Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение:

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон:

С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

Депо отапливается печкой:

Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети:

Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

Склад ходовых электродвигателей.:

В ванне разводят мальков:

Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

Зимняя защита от холода:

Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011):

Такое ощущение, что время здесь остановилось.

Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций:

Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таежному лесу:

Вот такой вот необычный трамвай.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!